Пояснительная записка.
Студия декоративно – прикладного творчества
«БЕРЕГИНЯ» реализует общекультурное
направление по внеурочной деятельности для
учащихся 4 класса в рамках федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
В студии «БЕРЕГИНЯ» дети учатся изготовлению
оберегов – сувениров, подарков и вещей для
декорирования интерьера дома. Воспитанники
студии получают знания о разных технологических
процессах и материалах, истории возникновения
различных видов ДПИ, о культуре русского народа.
Так же они обучаются культуре отношения к себе,
своему дому, близким и друзьям, формируя
положительное восприятие окружающего мира.
Обучаясь в студии изготовлению красивых и
полезных вещей, дети развиваются в разных
направлениях. В эстетическом аспекте развития
дети приобретают чувство формы, линии, материала,
цвета. В плане социализации – это создание
подарков своими руками и их дарение не только
членам семьи, но и друзьям и знакомым. В
культурно-психологическом аспекте это
вхождения в обычаи, традиции сообществ –
семьи, другой социальной группы. Изготовление
изделий из различных материалов развивают
тактильные ощущения, а различные техники
изготовления развивают мелкую моторику.
Особенности данной программы.
№ п/п |
Особенности программы |
Преимущества |
1. | Наглядность. На каждое занятие готовится макет – образец поделки. |
Учащиеся могут рассмотреть и познакомиться с материалами, из которых сделана поделка. При этом у учащихся повышается мотивация к деятельности – «Я тоже хочу сделать такое» |
2. | Доступность. Практически на каждом занятии учащиеся успевают сделать поделку целиком. |
Получение быстрого результата – повышает мотивацию, дает радость творчества, приводит ребенка к самоутверждению – «Я это сделал сам». |
3 | Разнообразие. Осваивание различных техник на протяжении всего учебного года. |
– Осваивая различные техники,
ребенок развивает творческие способности,
впоследствии дети часто выполняют работы в
понравившейся технике самостоятельно; – если не получается в одной области, то в другой технике могут быть превосходные поделки, таким образом, ребенок не чувствует себя отстающим или неудачником; – применение различных материалов и техник не дают «угаснуть» интересу ребенка к созидательному труду. |
4. | Сотрудничество. Выполнение коллективных работ. |
Способствует социализации детей и развивает их коммуникативные способности. |
5. | Рефлексия. Активное участие в выставках декоративно – прикладного творчества. |
Посещая и участвуя в выставках, студийцы имеют возможность проводить сравнительный анализ своих работ. Развивают свой творческий потенциал. |
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы посредством декоративно – прикладного творчества.
Задачи программы:
- познакомить детей с миром оберегов – сувениров;
- научить различным техникам изготовления поделок– сувениров;
- привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
- развить у детей внимание и творческие способности,
- организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
Организация образовательного процесса:
Программа работы студии «БЕРЕГИНЯ» рассчитана на один год обучения. Возраст детей 10 -11 лет. На реализацию работы студии декоративно-прикладного творчества «БЕРЕГИНЯ» в 4 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- знакомство с историй и развитием различных техник прикладного творчества;
- знакомство с культурой, обычаями и историей русского народа;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
- изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Форма проведения занятий: индивидуальные практические работы, беседы, мастер-классы, коллективные творческие работы, экскурсии и участие в выставках.
Материальное обеспечение программы:
- картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
- карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
- клей ПВА;
- рамочки деревянные;
- ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
- различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи, синтепон, вата или ветошь, нитки;
- мука, соль;
- тесьма, бисер, бижутерия;
- основа для мыла, красители , отдушки, масла;
- растительные сухие материалы;
- крупа и макароны;
- салфетки разных цветов.
Содержание программы:
1. Вводное занятие.
Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. Правила техники безопасности и санитарно – гигиенические требования.
2. Панно, в мозаичной технике с
использованием крупяных и макаронных изделий,
салфеток и кусочков рваной бумаги, яичной
скорлупы и др.
Понятия панно, интерьер жилища. Композиция.
История мозаики. Мини-панно «Вкусные истории»,
выполненная из круп и сухофруктов. Панно-мозаика
«Мой любимый мультяшка».
Коллективная творческая работа.
3. Работа с природным материалом.
Икэбана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. Розы из кленовых листьев. Изготовление танцующей куклы из лыка. Коллективная творческая работа.
4. Декупаж
Понятие о декоре. Основные приемы декупажа. Инструменты, материалы. Декупаж банки под крупы.
5. Работа с бумагой
Аппликация. Понятие о композиции, знакомство с
цветовым кругом. Правила техники
безопасности при работе с ножницами. Приемы
работы с ножницами. Творческие работы.
Вытынанка. Понятие о вытынанке. История
поздравительной открытки. Приемы вырезания.
Изготовление новогодних открыток и украшений
для новогоднего интерьера. Творческие работы.
Оригами. Что такое оригами. Создание образа.
Изготовление открытки «Мой ласковый и нежный
зверь». Коллективная работа «Аквариум».
Модульное оригами. Знакомство с технологической
картой. Изготовление модуля. Основы
конструирования. Изготовление сердца.
Изготовление цветов.
Квиллинг. История появления квиллинга. Основные
инструменты и материалы. Приемы и элементы
квиллинга. Изготовление сережек. Изготовление
коллективного панно.
6. Работа с соленым тестом
Рецепты соленого теста. История появлений изделий из соленого теста. Приемы лепки. Изготовление оберега «Подкова» и сувенира «Рыбка».
7. Мыловарение
Основные материалы для изготовления мыла и дополнительные компоненты. Правила т. б. при мыловарении. Изготовление простого одноцветного мыла. Правила и изготовление сложного многоцветного мыла.
8. Народная тряпичная кукла
История тряпичной куклы. Народный кукольный календарь. Изготовление кукол «Столбушка», «Травница», «Северная берегиня», «Крупеничка», «Кукла на счастье», «Покосница».
9. Изготовление мягкой игрушки
Основные виды швов. Правила т.б. при ручных работах. Кофейные игрушки – изготовление сердца с декупажем. Изготовление брелока – совушка. Изготовленеи игрушки – «Зверики». Изготовление оберега «Домовенок». Игрушка Тильда. Изготовление «Тильды – улитки».
10. Экскурсии
Экскурсии в музей тверского быта, экспозиция народного творчества. Посещение сменной экспозиции народного творчество в музее им. Лизы Чайкиной, участие в школьной и городской выставке детского прикладного творчества.
Список используемой литературы:
- Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», М., Просвещение
- Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. – Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
- Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. – М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
- Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. – М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
- Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. – М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
- Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.
- Интенет-ресурсы (Страна мастеров http://stranamasterov.ru