Тип урока: освоение и закрепление нового материала, закрепление навыков практической работы.
Цели урока:
Обучающие:
- научить правилам формирования запроса на поиск информации в БД.
Развивающие:
- развивать представления о возможностях программной среды Access;
- привить навык работы в данной среде, создания структуры БД, редактирования и сортировки БД, анализа и синтеза;
- привить навык самостоятельной работы, навык обобщения.
Воспитательные:
- воспитание терпения в работе, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.
ТСО: мультипроектор.
Программная поддержка: Microsoft Access.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
Фронтальный опрос.
- Что называется БД? Приведите примеры БД.
- В каких сферах человеческой деятельности может оказаться необходимым создание и ведение БД? (Мотивация деятельности: давая возможность учащимся привести как можно больше примеров, показываем тем самым необходимость умений работы с СУБД.)
- Что является минимальным объектом БД?
- Какого типа могут быть поля в БД?
- Что в БД называют записью?
- Что такое ключ в БД?
- Что значит создать структуру БД?
- Что такое таблица в БД?
- Что такое форма в БД?
- Что такое отчет в БД?
Основные определения по теме. Приложение 1.
III. Формирование запроса на поиск информации в БД.
Объяснение нового материала сопровождается презентацией подготовленной учителем информатики данного класса. Приложение 2.
Понятие запроса (слайд 1).
При работе с таблицами можно в любой момент выбрать из базы данных необходимую информацию с помощью запросов.
Запрос - это обращение к БД для поиска или изменения в базе данных информации, соответствующей заданным критериям.
Виды запросов (слайд 2).
С помощью Access могут быть созданы следующие типы запросов: запросы на выборку, запросы на изменение, перекрестные запросы, запросы с параметром.
Запрос на выборку (слайд 3).
Одним из наиболее распространенных запросов является запрос на выборку, который выполняет отбор данных из одной или нескольких таблиц по заданным пользователем критериям, не приводящий к изменениям в самой базе данных.
Примеры условий отбора записей (слайд 4).
Условные выражения | Вывод записей, которые |
Саратов | имеют значение Саратов |
Not Саратов | не имеют значение Саратов |
In (Саратов, Томск, Уфа) | имеют значение Саратов, Томск или Уфа |
<М | начинаются с букв А-Л |
>=М | начинаются с букв М-Я |
100 | имеют числовое значение 100 |
<=20 | имеют числовое значение 20 |
Date() | имеют значение текущей даты |
>=01.01.94 | имеют значение даты позднее 01.01.94 |
Beetween 01.01.93 AND 31.12.93 | имеют значение года 1993 |
*.02.* | имеют значение месяца Февраль |
Null | содержат в поле пустое значение |
Is Not Null | имеют не пустое значение в поле |
Like "Р*" | начинаются с буквы Р |
Создание запроса (слайд 5).
Для начала создания запроса следует открыть базу данных и перейти на вкладку Запросы. Существует 2 способа создания запросов: с помощью мастера и в режиме конструктора Диалоговое окно Создание запроса.
Создание запроса с помощью мастера (слайд 6).
При создании запроса с помощью мастера необходимо выбрать нужные поля из списка Доступные поля, при этом в этот список входят поля из таблицы или запроса, выбранной в списке Таблицы и запросы Создание запроса с помощью мастера.
Далее необходимо указать название запроса.
Создание запроса в режиме конструктора (слайд 7).
При создании запроса с помощью конструктора открывается Окно Добавление таблицы
Окно Добавление таблицы состоит из трех вкладок, содержащих перечни объектов, предлагаемых программой для проектирования запроса: Таблицы, Запросы и Таблицы и запросы. При выборе вкладки Таблицы следует выделить нужную нам таблицу из предложенного списка и с помощью кнопки Добавить можно добавить несколько таблиц. Например, на рисунке выбрана таблица Студенты.
Имена таблиц должны быть представлены в окне конструктора запроса Окно Добавление таблицы. Чтобы добавить в запрос еще одну таблицу, необходимо вызвать контекстное меню в верхней части окна конструктора запросов и выбрать команду Добавить таблицу. Снова откроется окно добавление таблицы.
Окно конструктора запроса
Окно конструктора запроса. Пример ввода условия разделено на две части. В верхней части находятся окна таблиц со списками полей. Имя каждой таблицы отображается в строке заголовка такого окна.
Пример записи условия с использованием операторов или (or) и и (and) (слайд 8).
Для создания запроса с несколькими критериями пользуются различными операторами.
Логическая операция или
Можно задать несколько условий отбора, соединенных логическим оператором или (or), для некоторого поля одним из двух способов:
1) можно ввести все условия в одну ячейку строки Условие отбора, соединив их логическим оператором или (or). В этом случае будут выбраны данные, удовлетворяющие хотя бы одному из условий.
Например, запись 4 or 5 соответствует тому, что будут выбраны фамилии с оценками 4 или 5.
2) ввести второе условие в отдельную ячейку строки или. И если используется несколько строк или, то чтобы запись была выбрана, достаточно выполнения условий хотя бы в одной из строк или.
Логическая операция и
Логическая операция и (and) используется в том случае, когда должны быть выполнены оба условия одновременно и только в этом случае запись будет выбрана.
Например, записав условие >2 and <5,будут выбраны только оценки 3 и 4.
Чтобы объединить несколько условий отбора оператором и (and), следует привести их в одной строке.
Исключить группу данных из состава анализируемых запросом записей позволяет следующий критерий: < > 4.
В этом случае можно не использовать кавычки.
Операторы и и или применяются как отдельно, так и в комбинации. Следует помнить, что условия связанные оператором и выполняются раньше условий, объединенных оператором или.
Например, запись условия с использованием операторов или (or) и и (and) показан запрос, выбирающий из таблицы Студенты фамилии студентов, сдавших математику или информатику на оценку 4 или 5.
Результат запроса с использованием операторов или (or) и и (and) (слайд 9).
Выполнение запроса
Готовый запрос выполняется после щелчка по кнопке “!” панели инструментов в режиме Конструктора запросов или при активизации команды Запуск из меню Запрос. В результате будет получена таблица с ответом на заданные условия. Например, результат выполненного запроса.
IV. Закрепление знаний на практике.
Тест для контроля знаний по теме: “Создание запросов в программе MS Access”. Приложение 3.
КЛЮЧ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Ответы вносятся в специальный бланк. Приложение 4.
Лабораторная работа “Поиск данных по условию”. Приложение 5.
V. Итог урока.
Подвести итог урока, сформулировать основные понятия, разобрать контрольные вопросы:
- Что такое запрос?
- Назовите основные виды запросов?
- Какой запрос является самым распространенным?
- Приведите примеры условий отбора записей в запросе.
- Как создать запрос в MS Access?
- Как создать запрос с помощью мастера?
- Как создать запрос в режиме конструктора?
- В каких случаях используется оператор OR, AND?
- В чем различие между операторами OR и AND?
Выставление оценок учащимся.
VI. Домашнее задание.
Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Сформировать запросы к базам данных “Записная книжка”, “Библиотечный каталог”.
Учебник Н. Д. Угриновича “Информатика и ИКТ 11 класс” п. 3.2.3. стр. 113.