Цель: совершенствовать навыки литературного чтения, умение работать над текстом (анализировать, обобщать, делать выводы), развивать речь, читательский интерес, ценностное отношение к книге, умение правильно подбирать слова, формулировать ответы; формировать такие чувства как благодарность, нежность, любовь к матери.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Подготовленный ученик читает молитву для матери.
Молитва.
“Храни тебя Господь!” - шепчу теперь я часто
Негромкие, но важные слова.
Пусть Он убережёт тебя от ран,
От слов случайных, брошенных в досаде,
И от друзей коварных оградит...
Пускай во сне к тебе приходит часто
И путь подсказывает верный...
Пускай присмотрит за твоим здоровьем,
Чтоб даже волос с милой головы не пал...
Я об одном молю теперь всечасно:
“Храни тебя Господь! Храни тебя Господь!”
Сегодня мы прочитаем рассказ, не просто рассказ, а рассказ-воспоминание о детстве великого русского писателя. Но мне бы хотелось, чтобы вы сами сказали, кто автор этого произведения.
II. Подготовительная работа.
1. Я зачитаю вам отрывки из разных произведений этого автора. Вспомните их название.
а) В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.. (“Лев и собачка”)
б) купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их... (“Косточка”)
в) Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти... (“Филиппок”)
г) Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно мгновение с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал на него и закрыл от собак... (“Котёнок”)
д) По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль... (“Акула”)
- Кто автор этих произведений?
(На доске портрет Л. Н. Толстого)
2. Рассказ учителя о детстве писателя.
Л. Н. Толстой родился в начале 19 века в имении Ясная Поляна (недалеко от города Тулы) в семье отставного полковника графа Николая Ильича Толстого и Марии Николаевны Толстой. В семье было пятеро детей. Когда Льву Николаевичу ещё не исполнилось и два года, внезапно умирает его мать. Чувствительный ребёнок не мог смириться с потерей мамы. К сожалению, в семье Толстых не осталось ни одной фотографии Марии Николаевны. В душе мальчика остался лишь светлый её образ: он помнил только голос и шелест платья своей мамочки. В яснополянском парке, недалеко от въездной дороги, есть холм. Ещё ребёнком, однажды, находясь на холме, он почувствовал присутствие души матери. Всю свою жизнь он ходил туда на встречу с ней. А через пять лет умер и отец. Дети остались круглыми сиротами. Воспитывали и опекали их родители.
Но, оказывается, Л. Н. Толстой побывал однажды в нашем Россошанском районе. Тогда он назывался уездом. Об этом расскажет ученица нашего класса.
3. Рассказ ученика о пребывании Л. Н. Толстого в Россошанском районе.
В конце 19 века на территории Россошанского района находилось имение Черткова Владимира Григорьевича. Чертков и Толстой вместе работали над созданием книжного издательства для народа. Они были очень дружны. В 1891 году Чертков в письмах очень просил Толстого приехать к нему в Ржевск, ему нужна была поддержка, у него тяжело болела жена. Лев Николаевич приехал вместе с дочкой Машей. Маша всё время посвятила больной. А Лев Николаевич много работал – писал письма, статьи. Известно, что Толстой объездил все ближайшие села, разговаривал с крестьянами и их детьми. Возвращался домой поздно. Иногда Чертков, беспокоясь долгим отсутствием, начинал его искать. На пятый день пребывания Толстых, жена Черткова Анна Константиновна, стала выздоравливать.
Сейчас хутор Ржевск не сохранился. Лишь у небольшого пруда стоят, как стражи, два каштана, посаженные Толстым.
“Замечательно красивое место. Полугора над крутым оврагом, поросшим лесом. Необыкновенно ярко всё: небо, земля, люди” - так писал Толстой, находясь в 1891 году в Россошанском уезде.
III. Сообщение темы.
Л.Н. Толстой написал трилогию “Детство. Отрочество. Юность”, где рассказывает о своём детстве, детстве братьев и сестры, о том, как они взрослели, о своих родителях, учителях, няньках. Мы сегодня прочитаем отрывок их этой трилогии под названием “Детство”. Повествование идет от имени его брата Николеньки.
На доске: трилогия – это произведение одного автора с общим замыслом и одними героями.
Следите внимательно за текстом. После прочтения ответьте на вопрос: какие чувства вы испытали, читая и слушая этот рассказ?
IV. Первичное чтение произведения учителем и подготовленными учениками.
V. Работа над произведением.
1. Анализ эмоционального восприятия текста.
- Какие чувства проснулись в вас после прочтения рассказа?
- Как бы вы назвали этот рассказ, если были бы автором?
- Почему детство – невозвратимая, но счастливая пора?
2. Лексическая работа.
В тексте, возможно, были непонятные по смыслу слова. Это объясняется тем, что произведение написано более 150 лет назад.
Зрачок – отверстие в радужной оболочке глаза, через которое проникает свет.
Maman – мама (французское).
Отрадно – радостно, в удовольствие.
Гостиная – комната для приема гостей.
Умиление – нежное, трогательное чувство.
Ваточный халат – теплый, подбитый ватой.
Лелеять – нежить, заботливо ухаживать, беречь.
Грёзы – мечты.
3. Анализ содержания с опорой на текст (выборочное чтение по вопросам учителя)
Найдите в тексте ответы на следующие вопросы:
а) С каким чувством вспоминает рассказчик о своем детстве?
б) как обычно проводил вечера маленький Николенька?
в) Прочитайте о том, как мальчик засыпает, сидя в кресле?
г) Прочитайте о ком и о чем молится мальчик?
д) О ком думает Николенька, засыпая?
е) Бесспорно, мальчик всей душой любил свою маму. Найдите в тексте слова, фразы, подтверждающие это.
4. Работа над образами мальчика и мамы. Психологическое иллюстрирование – работа с карандашами.
- Каким вы представляете себе Николеньку? Вспомните речь мальчика, мысли, желания.
- Каким он был человеком? “Нарисуйте” ребенка, комнату, где происходят события.
- Какой была его мама? Я вам напомню несколько слов, сказанных ею: ручка, ангел, душечка.
- Как вы себе представляете эту женщину?
Поднимите руку, кто из вас сейчас невольно, а может быть обдуманно описал свою маму. Я вас понимаю: ведь мама может быть только такой, какая она есть у каждого из нас – самая добрая, самая милая, прекрасная – единственная.
- Если бы вы были, художником, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому рассказу?
У вас на парте коробка карандашей, выберите 3 карандаша для иллюстрирования рассказа.
- Почему вы выбрали эти цвета?
Я думаю, что с такими цветами у вас ассоциируется ваше детство.
5. Музыкальное дополнение (слушание романса)
Любовь к матери можно передать не только через цветовое изображение. В этом велика сила музыки. Л. Н. Толстой сам писал музыку (его вальс звучит в киноверсии его романа “Война и мир”), он очень любил русские романсы. Он говорил: “Тоска, присутствующая в романсах, вечно живет в его душе – это печаль от расставания с матерью”.
Послушайте его любимый романс в исполнении Анны Герман “Гори, гори, моя звезда..”
6. Творческая работа учащихся.
Наступаем момент в жизни каждого человека, когда он перед своею совестью держит ответ: что потеряно и почему, как прожита жизнь. И только совесть помогает найти ответы на эти трудные вопросы.
- Почему взрослому человеку так дороги детские воспоминания?
- Кто из вас узнал в Николеньке себя?
- А как вас ласково называет мама?
“Где найти слова, чтобы выразить бесконечную любовь и благодарность матери только лишь за то, что я помню ее взгляд, голос, нежность..”
Л. Н. Толстой
- Каждый из нас благодарен своей маме. Каждый за что-то свое. У вас есть листочек со словами “Благодарю маму за.....”. Фраза оборвалась. Во-первых, потому что ее невозможно закончить, благодарность маме бесконечна. Вы будете расти, взрослеть и вместе с вами будет крепнуть и это чувство. Во-вторых, я хочу, чтобы вы попытались понять, за что вы можете сказать спасибо ей сегодня, сейчас. Возьмите ручки и допишите несколько слов.
Я благодарю маму за ______________________
Прочитайте свои варианты записи.
Психологи говорят, что день нужно начинать со слов “Мамочка, я очень тебя люблю, спасибо тебе, за то, что ты есть!”. Этот день пройдет удачно и спокойно – материнская Любовь будет поддерживать вас в течение всего дня.
VI. Просмотр фрагмента кинофильма по произведению Л.Н. Толстого “Анна Каренина”
Сегодня мы познакомились с произведение, которое Толстой написал для детей. Но знаменит Толстой своими произведениями для взрослых. Они переведены почти на все языки мира.
- Кому из вас известны их названия?
Это “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, “Крейцерова соната”. И в каждом из них незримо присутствует образ матери. Посмотрите фрагмент кинофильма “Анна Каренина”
Это произведение вы сможете прочитать, будучи старшеклассниками.
VII. Подведение итогов.
Мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого.
- Чему вас учил и научил этот рассказ?
Не зря Л.Н. Толстой любил говорить: “Я пишу для того, чтобы люди становились лучше”.