С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования, введение которого связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности через создание условий содействий взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка. Ребёнка, который:
- Проявляет инициативность и самостоятельность;
- Уверен в своих силах и открыт внешнему миру;
- Положительно относится к себе и другим;
- Обладает развитым воображением;
- Достаточно хорошо владеет устной речью, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- Проявляет творческие способности;
- Имеет крупную и мелкую моторику рук;
- Способен к волевым усилиям в разных видах деятельности;
- Проявляет любознательность, склонен наблюдать и экспериментировать.
Такие требования предъявляет ФГОС к детям, на выходе их из детского сада, чтобы они могли спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Поэтому цель детского сада- эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребёнка, сформировать устойчивость к стрессам, сформировать способности и желание учиться.
С учётом требований к условиям реализации образовательной программы ДО в нашей подготовительной к школе группе создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда, которая, как мы считаем и как требует того ФГОС, содержательна, вариативна, насыщена, трансформируема, полифункцональна, доступна, безопасна и соответствует возрастным особенностям детей., т.е. в группе созданы условия для возможности общения и уединения, совместной деятельности, двигательной, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей и их эмоционального благополучия. Для этого в группе есть необходимое оборудование, игрушки, материал для творческой деятельности, размещённые в уголках и зонах группы. Дети имеют доступ во все помещения группы, могут свободно пользоваться играми, игрушками, спортивным инвентарём, оздоровительным оборудованием, которое мы заносим периодически в группу.
Образовательную деятельность стараемся осуществлять, как требует того ФГОС ДО, на протяжении всего времени нахождения ребёнка в группе. Она включает в себя совместную и самостоятельную деятельность детей. Совместную деятельность с детьми осуществляем через образовательную деятельность в режимных моментах: в утренние часы это дидактические игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, оздоровительные и закаливающие процедуры, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков, тематические беседы, речевые ситуации (о хороших и плохих поступках), отгадывание загадок, разучивание стихов, ситуативные разговоры.
В свободное от занятий время до обеда на прогулке или в зале проводим подвижные игры правилами, соревнования, спортивные пробежки, если не гуляем, предлагаем детям музыкально-ритмические движения, исполнение музыкальных песенок, организуем концерт, где каждый ребёнок может проявить свои творческие способности.
В вечерние часы с детьми выполняем творческие и исследовательские проекты (в последнее время работали над проектами “Царица – водица”, “Что мы знаем о празднике?”), проводим опыты и эксперименты, например, с водой, в ходе которых дети узнавали о свойствах воды, играли в игры с водой “Ловись, рыбка”, “Тонет –не тонет”, “Поймай бусинку”, что вызвало бурю эмоций у детей, с удовольствием играем в сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Магазин”, “Парикмахерская”, “Семья”, где дети тоже узнавали об использовании воды человеком. Часть детей охотно занимаются в кружке “Лесовичок” и в математическом кружке “Знайка”, где дети развивают творческие способности, мышление и могут проявить склонность к математике.
В раздевалке совместно с родителями создаём выставки изобразительного искуства, такие, как “Праздничные открытки”, “Царица – водица”, “Осенние мотивы”.
Также совместную деятельность с детьми осуществляем и через организованную образовательную деятельность с одним ребёнком, с подгруппой детей, с целой группой детей. Выбор количества зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интереса к данному занятию, от вида деятельности, от сложности материала. Но необходимо помнить, что, в соответствии с ФГОС, каждый ребёнок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Важно, чтобы ребёнку было интересно и успешно развиваться. Поэтому обучение проводим через игру, которая является основным видом деятельности, однако, играя, мы учимся. Успешные навыки рисования, счёта, чтения, письма, пения и танца, знакомство с окружающим миром входят в мир сознания ребёнка через такие виды образовательной деятельности, как двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы, которые мы включаем в каждую НОД (занятие), занимающую главное и важное место в подготовке детей к школьному обучению.
Ежедневно в течении недели каждый день мы проводим 2-3 НОД. Причём если ранее главной целью деятельности было – научить ребёнка чему-то, то сейчас, наша основная задача, в соответствии с ФГОС ДО – не только дать знания, но и развить важные качества ребёнка, необходимые для того, чтобы обучение в школе было для него в радость. Поэтому каждая НОД включает в себя следующие образовательные области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
На НОД по познавательному развитию, которая включает развитие математических представлений, осваиваем с детьми количественный, порядковый и обратный счёт, соотносят число и цифру, сравниваем числа, обозначаем их цифрой, учимся решать арифметические действия и задачи в пределах 10, запоминаем геометрические фигуры (овал, прямоугольник, многоугольник), учимся различать величину(высокий-низкий, широкий-узкий), ориентироваться в пространстве (на листе знать не только правый верхний угол, но и выполнять графический диктант) и во времени (дни недели- какой пятый?между средой и пятницей), времена года (какое время года до весны, после лета, между весной и осенью) . НОД по формированию целостной картины мир предполагает развитие познавательных интересов детей, любознательности, формирование представлений о других людях и о себе, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы а также развитие воображения и творческой активности. С этой целью мы периодически ходим на экскурсии, проект “Народы Поволжья”. На НОД по речевому развитию (три занятия в неделю) стараемся развивать связную речь ребёнка, составляя рассказы по картинке, по серии картин, описательные рассказы об игрушке, пересказывая небольшие литературные произведения.
Даём задание родителям, например, составить рассказ про дом и нарисовать его, придумать небольшие сказки, например, придумали сказки о воде “Разноцветная речка”, “Спор”, “Экологическая сказка про маленьких человечков”. Очень важно развитие грамматического строя речи, обогащение активного словаря, умение детей владеть речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
На НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация, лепка, конструирование, музыку - ) – развиваем и реализовываем навыки музыкальной, изобразительной, конструктивной деятельности, формируем элементарные представления о видах искусства.
Включаем в НОД задачи социально-коммуникативного развития: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
НОД стараемся планировать так, чтобы детям было максимально интересно, ведь дети сегодняшние, это дети те, что были вчера. Сейчас они очень рано приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Поэтому мы используем в НОД компьютерные технологии, например, на занятие о Родине рассматривали слайды о природе нашего края, о Москве. Активно используем в ходе занятий задания с использованием интерактивной доски. В нашей группе успешно используются авторские электронные игры по лексическим темам: “Наша Родина”, “Почта”.
Кроме того на занятиях по художественно – эстетическому развитию стараемся использовать элементы арт-терапии. Рисуем не только карандашами и красками, но и используем пластилиновое рисование, рисование витражными красками, цветными нитками, биссером, карандашными стружками, шерстью, песком и многое другое.
НОД в группе планируется и проводится в соответствии с тематической неделей. Каждую неделю с дошкольниками обсуждается и изучается одна тема. Например, неделю мы работали над темой “Зимующие и перелётные птицы”: совместно с детьми, мы рассматривали птиц, беседовали о них, составляли описательный рассказ в упражнении “Угадай-ка”, выполняли звуковой анализ слова “воробей”, считали птиц, обозначали количество цифрой, решали простую задачу про птиц на мышление, раскрашивали, рисовали сказочных птиц и птиц на ветке, сортировали их на крупные и мелкие, классифицировали на зимующих и перелётных, выкладывали разрезные картинки, рисовали птиц цветными нитками, песком, выполняли роль воробья в физ. минутке и движения под музыку, старались привить детям бережное отношение к птицам, т.е. включая в НОД все образовательные области, стараемся охватить все задачи по развитию всесторонне развитого ребёнка и так планируем и проводим каждую НОД, включая разнообразные виды деятельности. При этом используем адекватные возрасту формы работы: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, реализация проектов и пр. Стараемся включаться в деятельность наравне с детьми, добровольно присоединить детей к деятельности, осуществлять свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства), соблюдать открытый временной конец деятельности (каждый ребёнок работает в своём темпе), что является основными тезисами партнёрской деятельности взрослого с детьми.
Кроме совместной деятельности с детьми уделяем внимание и самостоятельной деятельности детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена), по санитарным требованиям к содержанию и организации работы в дошкольной организации на самостоятельную деятельность детей в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Таким образом, образовательная деятельность с детьми в соответствии с требованиями ФГОС позволяет осуществить его основные цели: обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
В заключении я предлагаю обсудить позицию ребёнка и взрослого в образовательной деятельности (две команды – одна называет позицию детей и взрослых в организованной образовательной деятельности в виде учебной деятельности, другая в образовательной деятельности через организацию детских видов деятельности
Блиц-турнир с мячом: “Мячик движется по кругу, передам его я другу, мячик хочет указать, кому ответ держать”, передают мяч, отвечают на вопросы:
1. На протяжении какого времени осуществляется образовательная деятельность ребёнка в дошкольной организации? (на протяжении всего времени пребывания в группе детского сада)
2. Через какие виды деятельности реализуется образовательная деятельность? (совместную деятельность с детьми и самостоятельную деятельность детей)
3. На какие виды образовательной деятельности подразделяется совместная деятельность с детьми? (образовательная деятельность в режимных моментах и организованная образовательная деятельность)
4. Назовите основные направления развития дошкольного образования. (пять областей)
5. Какие адекватные возрасту формы работы с детьми используются при реализации образовательной деятельности? (игра, наблюдение, проекты, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование)
6. Назовите виды детской деятельности.(двигательная, игровая, коммуникативная и др.)
7. Основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми.(включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец (каждый работает в своём ритме)
8. Какой должна быть предметно – развивающая среда?(доступной, безопасной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной – использование детской мебели, матов, мягких модулей), вариативной – наличие вариативных пространств: уголок уединения, для игры, конструирования)
9. Сколько часов должно отводиться самостоятельной деятельности детей? (3-4 часа)