Цель проекта:
- расширяет представления детей о международных и всероссийских праздниках;
- развивает эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;
- привлекает детей к активному участию в подготовке и проведении праздника;
- побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению.
- создает атмосферу радости и веселья.
- создать условия для вовлечения родителей в жизнь группы.
Срок реализации: 1 месяц
Количество участников проекта: 40 человек
Возраст детей: 5 – 6 лет
Форма проведения: фронтальная
Ожидаемые результаты (продукт проекта): изготовление поздравительных открыток в разной технике.
Проблема:
С ранних лет любой человек знает, что такое праздник, и желает, чтобы их было как можно больше. Человеку свойственно стремиться к радостному и светлому ощущению жизни. Праздники не только позволяют человеку отдохнуть, они делают его добрее, отзывчивее, щедрее, воспоминания о них согревают в трудные минуты. Праздники – это огромное поле для творчества и детей, и взрослых. Мы можем придумать сами для себя праздники и составить новый календарь праздников. Разработать и подготовить развлечения. Изготовить поздравительную открытку своими руками.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
- Театрализация сказок - совместное творчество детей, воспитателей.
- Изучение подвижных игр.
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
Познавательное развитие
- Изучение истории праздников, отгадывание загадок.
- Разучивание фокусов.
Речевое развитие
- Знакомство с праздниками.
- Изучение стихов по теме. Чтение рассказов.
- Рассказывание шуток.
Художественно-эстетическое развитие
- Изготовление украшений, гирлянд для украшения зала, группы.
- Разучивание песен, танцев.
- Подготовка сюрпризов.
Физическое развитие
- Закреплять знание правил народных игр, умение в них играть.
- Удовлетворять потребность детей в движении;
- Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
Актуальность: Праздник – это общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома. Так же получения ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке, торжество, радость, веселье, которое разделяют и взрослые и дети.
Пройдут годы, дети забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с собой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем праздниках?
- знаем, что есть праздник “Новый год”. (Ангелина К.)
- знаю, что есть праздник “С Днем рождения”, “Праздник Осени”. (Эвелина М.)
- рассказывают поздравительные стихотворения. (Настя Е.)
- Знаю, что па праздниках все красиво одеваются и причесываются. (Саша Д.)
- Перед праздником украшают комнату, зал. (Кирилл К.)
- разучивают песенки. Танцы. (Саша Н.)
- все поздравляют друг друга, дарят подарки. (Юра И.)
- готовят сюрпризы? (Маша Н.)
Что мы хотим узнать?
- какие праздники государственные? (Настя Е.)
- Какие праздники бывают осенью? ( Эвелина Б.)
- есть ли праздники, которые сами придумывают?
Можем мы сами придумать праздник? (Алия А.)
- Почему день рождения у всех в разные дни и месяцы? (Оля Л.)
- есть ли национальные праздники? (Саша П.)
- как делают фокусы? (Кирилл К.)
Что мы должны сделать, чтобы узнать?
- спросить у мам, пап, бабушек; (Саша Д)
- поинтересоваться у воспитателя; (Данил А.)
- найти материал в интернете, в библиотеке, в книгах. (Коля П.)
Гипотеза:
Используя возможности образования, через создание открытого образовательного пространства можно вести пропаганду активной жизненной позиции, ценностей исторического, культурного и духовного наследия.
Этапы работы над проектом
1. Поисковый
Поиск и анализ проблемы:
Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? Перед праздником “День знаний” от Алии мы услышали: “Праздники бывают разные”. Ангелина сказала, что у нее тоже скоро будет праздник “День рожденья”. Я задала вопрос: “Какие праздники вы еще знаете?” и решила поддержать этот разговор, т.к. детям было интересно, стала задавать вопросы детям:
- что дарят друг другу на праздник?
- как одеваются на праздник?
- что разучивают перед праздником?
- готовят ли сюрпризы?
- какие подарки дарят?
- какие праздники государственные?
- какие праздники бывают осенью?
- есть ли праздники, которые сами придумывают?
Можем мы сами придумать праздник?
- Почему день рождения у всех в разные дни и месяцы?
- есть ли национальные праздники?
- как делают фокусы?
Оказалось, дети затрудняются ответить на многие вопросы. Я спросила детей, хотели бы они узнать что-то новое и интересное? Таким образом, я подвела их к тому, что они сами признали необходимым больше знать о праздниках.
Что же мы должны будем делать, чтобы узнать? Дети предложили некоторые варианты решения возникшей проблемы – узнать у родителей, найти в интернете, посетить библиотеку и пр.
Выбор формы продукта: Дети предложили изготовить поздравительные открытки.
Определение темы проекта и названия продукта:
Постановка цели проекта: Поздравительные открытки в разной технике.
Цель: Закреплять приемы работы в разной технике. Развивать творчество, фантазию.
Задачи:
- Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
- Развивать познавательные способности, творческое мышление.
- Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
- Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.
Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.
2. Аналитический
Анализ и подбор ресурсов:
Обсудили с детьми, как будем оформлять открытки, из чего делать, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (подобрать материал, нарисовать, подписать (кто не умеет попросить родителей), записать, найти в интернете что- то интересное.
Сбор и изучение информации:
Вечером дала домашнее задание в присутствии ребёнка: подобрать нужную информацию о праздниках, о том какие праздники проводятся дома. Обсудили с родителями, где её найти ( в книгах у старших сестёр и братьев, в библиотеке, в интернете). Совместно с ребёнком подобрать стихи, загадки, прочитать рассказы. Рассмотреть поздравительные открытки.
Деятельность детей на данном этапе: Распределение материала и сбор информации
Деятельность педагога: Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями.
3. Практический
В ходе социально-коммуникативной деятельности дети узнали о том, что праздникибывают:
- народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;
- государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
- международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
- православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;
- бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
- праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник “Мыльных пузырей”, “Оригами” и др.
Вместе с родителями дети подобрали материал о праздниках и совместно с воспитателем разработали свой календарь праздников. Дети с помощью воспитателя оформили уголок в группе “Поздравляем “С Днем Рожденья”. Фотовыставку “Мой день рожденья”
В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию, познавательному развитию дети рисовали “Осенний букет для Мамы”.
Лепили “Угощение на праздник”, изготавливали по аппликации “украшение на праздник. Гирлянда” , Конструировали “стаканчики для сока”.
В процессе совместной деятельности с родителями подобрали материал для папки “Мой день рожденья”. Разучили стихи, песенки к развлечению “Праздник Осени”, приняли участие в оформлении зала.
Деятельность педагога: Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)
Деятельность детей: Формирование специфических знаний, умений и навыков.
4. Презентационный
На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.
5. Контрольный
Детям интересно работать над проектом. С большим удовольствием дети любят что-либо делать совместно с воспитателями. Каждый ребёнок считает, что его открытка, получилась самая красивая, яркая. Это вызывает у него чувство гордости.
Трудности:
1. Некоторые родители не смогли самостоятельно найти нужную информацию.
2. Некоторым детям трудно усвоить полученную информацию, т.к. наблюдаются трудности в речевом развитии и психическом.
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
Педагог подвела детей к тому, что они уже многое узнали и сделали, и предложила организовать выставку, чтобы все полюбовались сделанными работами, с чем дети с радостью согласились.
Значение проекта
Метод проектов актуален и перспективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения
Содержание деятельности по выполнению проекта
Ээтап | Формы работы (с наименованием) | Задачи | Срок реализации | Время в режиме дня | Место проведения |
1 этап 1 |
Цикл бесед “Мой день рожденья”, “Моя мечта…” “Семейные праздники”, “Мое любимое блюдо”, “Сюрприз для мамы”, “Расскажи шутку”. |
Развитие речевых навыков детей в процессе вовлечения детей в содержательное диалоговое общение. | в течение месяца | НОД | группа |
2 | Словотворчество детей по проекту: загадки, потешки. Изучение стихов М. Дружинина “ПОДАРОК”, З.Петрова “День рожденье”. Ю.Кушак “Стихи посвященные другу”, “Рыжая лиса”, М.Лесовая “Золотой дождь”. |
Развивать чувство языка, пополнять литературный багаж. | в течение месяца | в свободной деятельности | Группа прогулка |
3 | Чтение художественной литературы: Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, П.Стюарт “Про ежика и крокодила” | Развитие интереса к художественной литературе. | В течение месяца | в режимных моментах | группа семья прогулка |
II этап 1 |
Организация фотовыставки “Мой праздник”. | Расширять представления о семейных праздниках. | сентябрь | Вторая половина дня | группа |
2 | Организация уголка “Поздравляем “С днем Рожденья”. | Создать благоприятный эмоциональный климат в группе. Способствовать интереса к радостям сверстников. | В течение месяца | Вторая половина дня | группа |
III этап 1 |
Подвижные игры: “Мы веселые ребята”, “Кто быстрее накроет стол”, “Займи место”, “Ловишки”, “Кто скорее до флажка”. | Закрепление знание правил
подвижных игр, умение в них играть. Удовлетворять потребность детей в движении. |
в течение месяца | Вторая половина дня | группа |
2 | Подготовка материала с родителями для выполнения открыток в нетрадиционной технике | Привлечение родителей к проектной деятельности. | в течение месяца | - | семья |
3 | Рисование “Осенний букет для
Мамы”. Лепка “Угощение на праздник” Аппликация “Гирлянда” |
Развитие творческих способностей, воображения, в процессе продуктивной деятельности. | Вторая неделя месяца | НОД | группа |
4 | Составление рассказов на тему: “Мой день рожденья”, “расскажи шутку”. | Развитие инициативы в поисковой деятельности с целью получения новых знаний. | в течение месяца | - | семья |
5 | Конструирование “Стаканчики для сока” (оригами) | Развитие складывать бумагу в разных направлениях. | в течение месяца | НОД | группа |
6 | Дидактические игры “Кому что нужно?”, “Составь узор”, “Сварим вместе”, “Узнай по описанию”, “Найди такой же”, “Четвертый лишний” |
Способствовать развитию психических процессов через познавательно-игровую деятельность. | В течение месяца | В свободной деятельнос ти |
группа |
7 | Сюжетно-ролевые игры: “К нам гости пришли”, “С днем рожденья…”, “Ателье. Нарядим кукол”, “Праздничные прически”, “Магазин подарков”, хороводная игра “Ходит Ваня”. | Формирование представлений о подготовке к празднику, через игровую деятельность. | Каждый вторник месяца | Вторая половина дня | группа |
8 | Театрализованная деятельность: “Поздравим Зайку”, “ Сказка для именинника” | Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа героев знакомых сказок. | Каждая среда | Вторая половина дня | группа |
9 | “рассматривание поздравительных открыток” - совместная деятельность с родителями | Развитие творчества в совместной деятельности детей и родителей | в течение месяца | - | семья |
10 | Организация папки семейных рисунков на тему “Мой День рожденья” | Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. | В течение 2 дней. | - | группа |
11 | Составление календаря праздников. | Побуждать детей к творческому самовыражению. | В течение месяца |
Во второй половине дня | группа |
12 | Совместная деятельность детей и воспитателя: “Поздравительная открытка” выполненных в разной технике. | Закреплять приемы работы в разной технике. Развивать творчество, фантазию. | В течение месяца | Во второй половине дня | группа |
IV этап 1 |
Развлечение: “Праздник Осени”. | Укреплять здоровье детей, воспитывать интерес к музыкальной культуре, создать радостное настроение. | Последний четверг месяца | Вторая половина дня | Музыкальный зал |
2 | Презентация продукта выставка поздравительных открыток. | Формирование представлений о праздниках. О знаменательных датах. | 1 день | Первая половина дня | Музыкальный зал |
Ожидаемые результаты:
Проект сформирует у дошкольников представления о праздниках и знаменательных датах, имеющих, важное значение для нашей страны и ее людей, для семьи.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Обогащение детско-родительских отношений, установление доверительных, партнёрских отношений.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Продукт: поздравительные открытки в разной технике. (бисерография, шерстяная нить, термомозаика, блесткам)