Цель урока: познакомить детей с птицами, с особенностями строения, образом жизни птиц, их приспособлениями к полету.
Задачи урока:
- образовательные: повторить и углубить знания о пресмыкающихся, их отличительных признаках, особенностях строения; познакомить с классом птиц; расширить кругозор детей.
- развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности детей; развивать умения работать сообща, вести диалог; развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, эмоции; способность к рефлексии.
- воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе; усидчивость, любознательность; чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование: “Наглядные материалы для 3 – го класса” (иллюстрации птиц), чучело птицы, модели самолетов, маховые перья, учебник, рабочая тетрадь, экран, голоса птиц.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Какая одежда лучше греет? (Одежда из шерсти).
- Шерсть и мех задерживают теплый воздух около тела и не пропускают холодный воздух.
- Посмотрите, дети, у меня на столе лежат самолетики. Вы любите их запускать?
Сделали два самолетика, но они разные. Чем они различаются? (У одного больше крылья, а у другого меньше.)
- Верно. Какой из них улетит дальше? (Который из бумаги.)
- Почему? ( Он легче.)
- Итак, чтобы самолетик летал, что необходимо? (Иметь большие крылья и чтобы он был легким.)
- Почему парашютист падает? (Сила притяжения Земли.)
- Послушайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ... (Птицы.)
- Так о каких организмах пойдет речь на уроке? (О птицах.)
- Тема урока “Пернатые изобретатели”.
- Почему птиц так называют? Что обозначает слово “изобретать”? ( Что- то придумывать новое.)
- А почему птиц называют пернатыми? (Только у них есть перья.)
3. Совместное открытие знаний.
- Из картинок животных выберите то, которое летает быстрее.
(На экране рисунки стрекозы, летучей мыши, черепахи, бабочки, птицы.)
- Верно, это птица.
- Итак, птицы – это животные, отличительной чертой которых является перьевой покров. Эти животные вьют гнезда, откладывают яйца. Птицы – многочисленные жители нашей планеты.
- Чтобы летать – крыльев мало, нужно иметь тело, как у птицы, мотор, как у самолета. Крылья имеют не только птицы, но именно птицы выше, быстрее, чем другие летающие животные.
- Чем же птицы отличаются от других животных? (Есть перья.)
- Давайте рассмотрим рисунок строения птицы. Узнать больше вам поможет текст учебника на стр. 104 – 105 (Дети выбирают информацию.)
- Скелет птицы состоит из легких трубчатых костей. Вместо зубов – клюв. Кости легкие и прочные. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены. Полетные мышцы развиты. Но главным изобретением остаются перья.
- Рассмотрим строение пера. Задание в рабочей тетради на стр. 50.
- Как человек использует перья птиц? (Одеяла, подушки, пальто...)
- Давайте все вместе проведем небольшое исследование. Посмотрите сквозь опахало пера. Помашите им вверх – вниз. Что ощущаете? Какова роль перьев? (Перья помогают во время полета, согревают птиц, защищают ее тело от повреждений.)
- Какие бывают крылья? (Маленькие и большие.)
- Да, крылья могут быть различной формы. От этого зависит скорость полета птиц.
- Опахало пера состоит из бородок, которые отходят от стержня. От бородок отходят бородочки. Они напоминают хвоинки на еловой лапе. Вот почему перья такие легкие, теплые, упругие и теплые. Один, а то и два раза в год у птиц наступает период линьки, т.к. со временем перо изнашивается. Старые перья выпадают, новые вырастают. Крылья птиц – это видоизмененные передние конечности. Оперение крыльев и хвоста служит для опоры на воздух.
- Скажите, можно птиц отнести к хладнокровным животным? Птицы много едят, быстро переваривают пищу. Энергия запасается в жировых отложениях, а жир используется как топливо для дальних перелетов. И обмен веществ идет быстро. А температура тела птицы + 40 градусов.
- А как они удерживают сильные морозы?
- Верно, пушистое оперение заменяют птицам одежду.
- Сейчас вы внесете в таблицу все, что узнали о птицах.
- Итак, в какой среде живут птицы?( На воде, на суше, в воздухе.)
- Какой покров? (Перья.)
- Какие у них конечности? (Два крыла и две ноги.)
- Как дышат? (Легкими.)
- Какая у птиц температура тела? (+ 40.)
- Как размножаются птицы? (Откладывают яйца.)
- Прочитайте материал учебника на стр.106. Это поможет вам больше узнать о размножении птиц.
- В какое время начинается сезон размножения?(Весной.)
- Как самка откладывает яйца? (По одному.)
- Что она делает еще? (Строит уютное гнездышко.)
- Кто выкармливает птенцов? (Оба родителя.)
- Чем занимаются самцы? (Занимают лучшие участки и своим пением сообщают, что место занято.)
- Что вы узнали о птенцах наземных и околоводных животных? ( Покрыты пухом, ищут себе корм сами, рождаются зрячими. Мать их охраняет и греет.)
- А птенцы древесных и хищных птиц? ( Они рождаются беспомощными. О них заботятся оба родителя.)
- Как? (Охраняют, греют, кормят.)
- Как птицы приспособились переживать неблагоприятные условия? Что происходит в жизни птиц с приходом зимы? Прочитайте об этом в учебнике. ( Пищи становится меньше, холодно. Они улетают в теплые края.)
- Впадают ли они в спячку, как пресмыкающиеся? (Нет. Пережить зиму им помогает перьевой покров.)
- Как называют таких птиц? (Перелетными и оседлыми.) Назовите, каких птиц вы знаете.
- В конце лета молодые птицы достигают размеров взрослых. Осенью насекомые прячутся, семена трав скрываются под снегом. Они называются?... (Перелетными.) Другие птицы находят корм на деревьях, семена в шишках, под корой насекомых. Они остаются зимовать в тех местах, где появились на свет. Таких птиц называют...(Оседлыми.)
- Как мы можем им помочь в трудное время?( Мы можем построить кормушки...)
- В Красной книге, которая создана у нас в стране в 1974 году, записаны 65 видов птиц и 52 вида редких зверей.
Нор звериных, птичьи гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
4. Самостоятельное применение знаний.
Рассмотрите внимательно рисунки на стр. 108 – 109. Первая группа находит наземных животных; вторая - околоводных; третья – древесных и четвертая группа – хищных. (Проверка.)
5. Итог урока.
- Объясните название темы “ пернатые изобретатели”. Что изобрели птицы, чтобы летать? (Пернатые – имеют перья, изобретатели – крылья, это видоизмененные передние конечности, приспособления к полету на дальние расстояния.)
- Что имеет большое значение для полета? (Легкий клюв, облегченный скелет, уменьшенные внутренние органы.)
- Сходство размножения птиц и пресмыкающихся? (Откладывают яйца.)
- А различие? (Птицы заботятся о птенцах, а пресмыкающиеся – нет.)
Рефлексия.
- Что на уроке показалось интересным? Что не удалось? Если урок понравился, положите в кормушку красную ягодку, если было трудно, не все понял – зеленую. (Идет оценивание за урок.)
Домашнее задание.
- Прочитайте текст на стр. 104 – 107, в рабочей тетради выполните задание № 1 на стр. 50.
Спасибо за урок. Мне очень понравилось с вами работать.