Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром”. В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность. В своей работе с детьми часто наблюдала, как игра формирует у ребенка положительное отношение к труду, служит средством исправления некоторых отклонений в поведении детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты зависят от влияния, которое игра оказывает на развитие психики ребенка и на становление его как личности в целом.

Одной из форм практической деятельности по оптимизации процесса социально-коммуникативного развития дошкольников считаю применение игровых технологий.

Сама реальная игровая деятельность дает множество возможностей решить целый ряд социально-психологических, воспитательных и педагогических задач. В игре формируются новые социальные качества личности. Игровая деятельность как целенаправленный процесс выполняет ряд функций. Это креативные, психологические, социальные (взаимодействие в рамках определенных норм), физические (соревновательность и развитие физического потенциала) функции.

Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.

Согласно ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача “формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности

Социальное созревание, развитие и упражнение социальных сил, усвоение нового социального материала только частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии ребенка с социальной средой. В самом же главном и существенном оно происходит в играх. Детские игры являются средством вхождения во всю полноту человеческих отношений. Продолжительность периода детства человека, обусловлена именно необъятностью того социального содержания, которое ребенок должен усвоить в играх.

Следует выделить еще одну недостаточно оцененную особенность ролевой игры. Ребенок всегда чувствует себя ребенком, как бы эмоционально он ни входил в роль взрослого. Он видит себя через взятую на себя роль, т. е. через взрослого человека, сравнивает себя со взрослым и понимает, что он еще ребенок. Это осознание происходит в процессе игры. В результате у ребенка и возникает новый мотив — стать взрослым и осуществлять его функции в реальной жизни.

Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности. У ребенка при этом возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и желание быть взрослым.

При этом и другие виды детской деятельности тоже могут влиять на формирование новых потребностей, но ни в одном виде деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых как в игре.

Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения, которые существуют среди взрослых. Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка. Из собственного опыта работы знаю - игра является школой морали в действии, а не только в представлении, т.к. она способна моделировать конфликты, решить которые в практической сфере деятельности очень трудно или вовсе невозможно. В данном случае игра является не только физической тренировкой, но и выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям, играет большую роль и в формировании дружного детского коллектива, а так же в формировании самостоятельности, что особенно важно для ребенка-дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является важным условием психического развития и становления самосознания. Она занимает значительное место в жизни детей. Я считаю, что наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное ее назначение – социально- коммуниукативное развитие ребёнка, то есть усвоение норм и правил поведения в социуме, овладение определёнными умениями и социальными навыками. Наблюдая за детьми, которые имеют большую игровую практику,что они намного легче справляются с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Играя, ребенок пробует себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры. В игре дети передают внутреннее состояние того героя, которого они в данный момент изображают. Поскольку детская игра находится на стыке реального и условного миров, то к придуманному (условному) миру ребёнок учится относиться как к настоящему. Сначала в игре дети отражают предметную деятельность взрослых, позднее в центре их внимания оказываются отношения между взрослыми людьми и, только потом, правила построения этих отношений. Сюжет – это та область действительности, которую дети воспроизводят в игровой деятельности. Сюжеты в сюжетно-ролевых играх очень разнообразны и являются отражением конкретных условий жизни ребенка. Выбор сюжета и его содержания, зависит от мотива, который преобладает в его деятельности, но пока еще не характеризует игру полностью. Правила игры связывают сюжет с обучающей частью игры. Они устанавливаются самими детьми в процессе игры или же оговариваются заранее.

Для того чтобы развернуть сюжет игры, которая отражает деятельность взрослых, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы, и нормы отношений, которые существуют в обществе взрослых людей. Игры возникают на основе потребности детей действовать по отношению к предметному миру, не только непосредственно доступному самому ребенку, но по отношению к более широкому миру взрослых. Педагогу необходимо подготавливать детей, так как ребенок пока не может этого сделать самостоятельно. Ребенок, в свою очередь, начинает более глубоко вникать в смысл, понимает мотивы и задачи деятельности взрослых, а также значение своих действий.

Недостаток игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем личностном развитии ребёнка. Преимущество игры перед любой другой деятельностью заключается в том, что в ходе неё дети самостоятельно и добровольно подчиняются определённым правилам, открытым или заданным ролью. Именно выполнение правил доставляет детям максимальное удовольствие. Это практически единственная область, где дошкольники могут проявить свою инициативу и творческую активность.

С четырёх лет дошкольник предпочитает общаться со сверстником. Ведущей деятельностью детей этого возраста является сюжетно-ролевая игра. Она становится развёрнутой, с чётким сюжетом. Это коллективная игра, в которой общение проходит по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Внутри первого направления происходят разыгрывание и моделирование отношений, ситуаций взрослого мира, освоение типов поведения. Внутри второго направления складываются реальные отношения между детьми в группе. Ребёнку необходимо внимание и сотрудничество ровесников, признание его успехов. Сотрудничество характеризуется тем, что у детей появляется общая цель, ради достижения которой они стараются согласовывать свои действия. Дети обращаются друг к другу по поводу предметов и действий в конкретных ситуациях игры, занятий или режимных моментов. Такой тип общения называется ситуативно-деловым. Оно способствует развитию самосознания, инициативы, любознательности, творческого начала, социальной сферы ребёнка. Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативным эмоциональным состояниям: дети становятся пассивными, замкнутыми, или, наоборот, агрессивными. И в том и в другом случае те, кого “не принимают” в игру, тяжело переживают свою отверженность, так как не могут реализовать основную потребность, характерную для данного возрастного этапа - потребность в совместной игре со сверстниками.

Таким образом, игры дают детям навык совместной работы, что очень важно для ребенка в дальнейшем. Особенность игровой деятельности заключается в ее добровольности. Еще одной особенностью является высокая активность и контактная зависимость участников. Однако нельзя забывать, что игра — чуть ли не единственный вид деятельности, где развиваются не отдельные способности, а способности к творчеству в целом.

Игра дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов. Игра влияет на жизненное самоопределение школьников, на эмоциональную стабильность, на становление коммуникативной неповторимости личности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Таким образом, игра как форма социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

Список использованных источников литературы.

1. Коневич С.В. Социально-личностное развитие дошкольника. Детство-Пресс 2013 г.

2. Римашевская Л. Б. Социально личностное развитие //Дошкольное воспитание, 2011. № 6. С. 18- 21.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры. — Издание второе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 304 с.

4.http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-na-temu-igra-kak-sredstvo-vospitanija-i-forma-organizaci-zhizni-detei-doshkolnogo-vozrasta.html