Авторская программа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности «Фантазируй и твори»

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

В. А. Сухомлинский

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью “Художественно - эстетическое развитие”, составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Кружковая работа по программе “Фантазируй и твори” направлена  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, а использование нетрадиционных техник рисования дают возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Актуальность программы “Фантазируй и твори”.

Для того чтобы формировать и развивать у детей интерес к изодеятельности необходимо внедрять в творческий процесс нетрадиционные техники рисования, которые дают возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. По рисункам детей можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность, какие эмоции испытывает ребенок. Ведь эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Во время работы в кружке “Фантазируй и твори” дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности, кроме того дети получают огромную радость и испытывают чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Развивая творческие способности детей в процессе кружковой работы, должны   соблюдаться следующие правила:

1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

2. У ребенка не должно быть недостатка в материале для творческой деятельности;

3. Содержание работы не должно подвергаться критике;

4. Работы, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их.

Цель программы - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования в процессе кружковой работы.

Задачи программы:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

5.Способствовать развитию познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают  задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация  словаря.

Принципы работы по программе:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения. Основной  задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют  развитие творческих способностей  детей.

3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

4. Принцип индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

5. Принцип природосообразности, то есть адекватность методики возрастным особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций;

6. Принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;

7. Принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства; 

8. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

Критериями результативности программы, и в итоге развития творческих способностей у старших дошкольников, являются: дети познакомятся с нетрадиционными техниками рисования, научатся понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов, получат возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами рисования, повысится уровень самостоятельности, инициативности, активности; разовьется творческое воображение, дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими рисунки, что несомненно повысит их самооценку.

Диагностические методики:

Для определения уровня развития творческих способностей детей использовались методики, предложенные Г.А.Урунтаевой “Диагностика изобразительной деятельности” и Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной диагностика творческих способностей “Свободный рисунок”.

2. Тематический план реализации программы:

Срок реализации Тема блока Тема рисунка в нетрадиционной технике исполнения Количество занятий
сентябрь-ноябрь I блок

“Пластилинография”

“Собираем урожай. Фрукты, овощи” 3
“Маленькие модники. Одежда” 3
“Транспорт нашего города” 2
“Осенний листопад” 3
декабрь- январь II блок

“Рисование цветным песком”

“Новогодние фантазии. Украшение для новогодней елки” 2
“Моя Родина” 2
“Моя любимая игрушка” 2
“Эти забавные животные” 2
февраль-март III блок

“Рисование коктейльными трубочками”

“Времена года. Пейзажи” 2
“Там на неведомых дорожках. Сказки” 2
“Мамочке любимой цветочек подарю” 2
“Весенние мотивы” 2
апрель-май 4 блок

“Шерстяная акварель”

“Космос” 2
“Как у нас в садочке выросли цветочки” 2
“Бабочки красавицы. Насекомые” 2
“Резвятся рыбки в ручейке” 3

3. Содержание программы

I блок – “Пластилинография”

Цель: развивать детское воображение, художественное и пространственное мышление, будить фантазию, побуждать дошкольников к самостоятельности при выполнении рисунка.

Задачи: 

  1. Формировать навыки работы с пластилином, пробуждать интерес к лепке.
  2. Осваивать новые приемы при работе с пластилином (скатывание, надавливание, размазывание) и создание с их помощью сюжетных картин.
  3. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга.
  5. Развивать психические процессы ребенка (воображение, восприятие, внимание, зрительную память, мышление).
  6. Развивать эмоции и фантазию.

II блок – “Рисование цветным песком ”

Цель: развивать познавательный интерес, художественные и творческие способностей  детей в процессе работы с цветным песком.

Задачи:

  1. Расширять общий кругозор детей представлениями об использовании песка.
  2. Учить детей нетрадиционным способам рисования с использованием цветного песка.
  3. Развивать наглядно – образное и словесно – логическое мышление посредством использования цветного песка в изодеятельности.
  4. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и слуховое внимание.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации.

III блок – “Рисование коктейльными трубочками”

Цель: познакомить дошкольников с нетрадиционной техникой рисования – рисование коктейльными трубочками, развивать познавательный интерес у дошкольников, развивать творческие способности  у детей. 

Задачи:

  1. Развивать воображение.
  2. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные материалы, 
  3. Развивать мелкую моторику рук. 
  4. Развивать  ориентировочно-исследовательскую деятельность дошкольников.  Ребёнку   предоставляется возможность экспериментирования ( выкладывание коктейльных трубочек для составления общего образа рисунка).

IV блок – “Шерстяная акварель ”

Цель: развивать познавательный интерес, художественные и творческие способностей  детей в процессе работы с шерстью.

Задачи:

  1. Познакомить детей с техникой “Шерстяная акварель”.
  2. Развивать психические процессы ребенка (воображение, восприятие, внимание, зрительную память, мышление).
  3. Развивать мелкую моторику, фантазийное мышление, аккуратность, усидчивость.
  4. Развивать тактильную  чувствительность (например, при непосредственном контакте пальцев рук  с шерстью дети познают ее свойства: мягкость, податливость, приятность на ощупь).
  5. Формировать эстетический вкус.

Этапы организации деятельности:

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

  • 1 этап – возникновение замысла;
  • 2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;
  • 3 этап – анализ результатов.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.

4. Методическое обеспечение программы

Педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей:

1. Организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

2. Поэтапность организации и проведения творческих работ.

3. Учет индивидуальных возможностей ребенка.

4. Комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей, если не к самостоятельной постановке, то принятию задачи, поставленной взрослыми. (Любимова Т.Г. Развивает творческую активность).

5. Формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития.

6. Обеспечение наличия разнообразных материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Основными формами организации образовательного процесса является кружковая деятельность. Кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Они не ограничены временем, педагог может осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, попросить помощи.

Список использованных источников литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.

3. Давыдова Г.Н. “Нетрадиционные техники рисования в детском саду” - М.,2007 г.

4. Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста”, Москва 2005.

5. Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

6.Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

7. Копцева Т.А. “Природа и художник” М., 2006.

8. Курочкина Н.А. Библиотека программы “Детство”. С-П., 2007г.

9. Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду”. М., 2007.

10. Морозова Г.В. “Ознакомление с окружающим миром” Москва 2010

11. Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

12. Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки” Академия развития 2006

13. Цквитария Т.А. “Нетрадиционные техники рисования” - ООО “ТЦ Сфера”, 2011 г.