Цель: расширить знания об искусстве кружевоплетения
Задачи:
Обучающие:
- познакомить со сцепной техникой плетения кружев.
- обобщить знания по темам:
- “Инструменты и материалы, используемые при плетении кружева”
- “Основные приёмы и элементы кружева”.
- закрепить приемы плетения сцепного кружева.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
- развивать интерес к искусству кружевоплетения.
- развивать память, мышление.
- развивать навыки плетения сцепного кружева (выполнение сцепок закидок).
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Тип занятия: комбинированный.
Наглядно-дидактический материал:
- презентация к занятию “сцепное кружево”;
- технологические таблицы по технике плетения сцепного кружева;
- сколок салфетки сцепного кружева;
- карточки с заданием.
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеоролик.
Оборудование, инструменты и материалы: валик, подставка, коклюшки, ножницы, булавки, нитки, сколок.
Методы ведения занятия: беседа, рассказ, объяснение, объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), показ, наблюдение повторение пройденного материала.
Структура занятия
1. Организационная работа.
2. Повторение по темам:
- “Инструменты и материалы используемые при плетении кружева”.
- “Основные приёмы и элементы кружева”.
3. Сообщение нового материала - “Сцепное кружево”.
Орнамент и особенности плетения сцепного кружева.
4. Практическая работа - “Плетение салфетки”.
5. Поведение итогов.
Ход занятия
Здравствуйте, девочки!
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с орнаментом и особенностями плетения сцепного кружева.
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, вы выполните несколько заданий, с помощью которых покажете свои знания по изученным темам: “Инструменты и материалы используемые при плетении кружева”,
“Основные элементы кружева”.
ПОВТОРЕНИЕ:
Задание: Переставить буквы так чтобы получились слова по теме: “Инструменты и материалы, используемые при плетении кружева”.
(Работают всей группой)
Коколс - сколок
Иклав - валик
Рючкок - крючок
Цальпя - пяльца
Люкоккаш - коклюшка
Китни - нитки
Задание: “Убери лишнее”. (Работают в парах). Найдите лишнее слово. Объясните, почему это слово лишнее. Укажите признак сходства оставшихся слов:
Крючок | Полотнянка | Жилет |
Валик | Нитки | Салфетка |
Плетешок | Насновки | Крючок |
Пяльца | Плетешок | Воротник |
Сколок | Насновки | Галстук |
Плетешок
Нитки
Крючок
Задание (Работают в парах). Среди букв текста имеются слова, связанные с кружевом. Посмотри его внимательно и найди их. Распредели по группам:
Инструменты и материалы | Основные элементы | Приемы плетения |
коклюшка | насновка | перевить |
крючок | сетка | сплести |
пяльца | плетешок | |
валик | полотнянка |
Текст:
“Авдкоклюшкапрстфнасновкабвгтбавсеткапдордавгперевитьсо
млкчдпяльцабщадюжплетешокдолвкькрючоквоерцйсплестилгедфюполотнянкааовдешываликв”
Задание по теме: “Основные элементы кружева”.
Инструкция: в данном тексте вставьте пропущенные слова. (Работают по одному).
- Плетение кружев основано на приемах ...перевить.......... И ...сплести.........
- Повторяя многократно эти приемы, получается тугой шнурок -...плетешок.......................
- Плотное переплетение нитей идущих строго перпендикулярно друг другу. Переплетение нитей такое же, как и в полотняной ткани -......полотнянка............................
- Какие пары присутствуют в полотнянке – долевые и одна ходовая----------
- Один из элементов кружева в виде плотного плетения овальной формы ......насновка.................
- Прозрачное плетение с косым направлением нитей - сетка......
Проверка задания.
Девочки, перечислите основные элементы кружева:
- Плетешок
- Полотнянка
- Сетка
- Насновки
Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из четырех элементов создаются изделия поражающие нас красотой, изяществом и бесконечностью узоров.
СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Рассказ педагога с использованием презентации. (Приложение №1)
- Вам понравились сцепное кружево? (Да очень красиво).
На занятии девочки тоже плетут изящное, воздушное, кружево в сцепной технике плетения. Давайте посмотрим работы девочек.
(Педагог демонстрирует изделия выполненные воспитанниками объединения “Кружевница”). (Приложение №2).
- Девочки как вы думаете, сможете ли вы начать плести узоры сцепного кружева.
(Да, мы уже выполнили вилюшку – образец сцепного кружева).
- Какие приемы используются при плетение вилюшки.
- (сцепки и закидки).
- Совершенно верно.
Сегодня на занятии мы начнем плести салфетку, на которой будем совершенствовать технику плетения сцепного кружева.
Давайте вспомним, последовательность плетения сцепного кружева
Педагог | Учащиеся |
В начале ряда | Ходовую перевить С-П-С, С-П-С и т.д. |
До булавки | Перевить 2х1, С-П-С, С-П-С. |
Около булавки | Перевить 2х1, С-П-С, С-П-С. |
Закидка | С-П-П-С булавка ставится под обе пары |
После закидки | С-П-С, С-П-С и т.д. |
До сцепки | Перевить 2х1, С-П-С, С-П-С, ходовую перевить |
После сцепки | П-С-П-С |
Перед тем как начать работу, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с иголками, булавками, крючком и ножницами.
Я начинаю, а вы заканчиваете:
- Иголки храни (в игольнице или подушечке, булавки в коробке с крышкой.)
- Кусочки сломанной иглы или булавки (не бросай, а заверни в бумажку и положи в урну).
- Во время работы иголки и булавки (не вкалывай в одежду, стул и другие предметы, их вкалывай в игольницу).
- Не пользуйся (ржавой и тупой булавкой или иголкой).
- Не бери (булавки и крючок в рот).
- Не оставляй коробочку с булавками (на стуле, она должна находится на столе).
- Не втыкай крючок (в валик, клади его под сколок, острием вовнутрь).
- Не перекусывай нитку (зубами, обрезай ножницами).
- Лезвия ножниц в не рабочем состоянии (должны быть сомкнуты).
- Подавай ножницы (кольцами вперед, сомкнув лезвия).
- Хранить ножницы (следует в определенном месте).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Приступаем к плетению салфетки.
- Накалываем сколок на валик, навешиваем пары на булавки, делаем заплет изделия, плетем салфетки по рисунку выполняя сцепки и закидки.
- Для того чтобы плести без ошибок пользуйтесь технологической таблицей.
Таблица: технология плетения сцепного кружева
Операции | Приемы плетения |
В начале ряда | Ходовую перевить С-П-С, С-П-С и т.д. |
До булавки | Перевить 2х1, С-П-С, С-П-С. |
Около булавки | Перевить 2х1, С-П-С, С-П-С. |
Закидка | С-П-П-С булавка ставится под обе пары |
После закидки | С-П-С, С-П-С и т.д. |
Первая сцепка после закидки | П-С-П-С |
До сцепки | Перевить 2х1, С-П-С, С-П-С. |
После сцепки | П-С-П-С |
- Наблюдение за ходом работы.
- Индивидуальное консультирование.
- Исправление типичных ошибок.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ:
Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на занятии?
- Мы узнали о сцепном кружеве.
Расскажите об особенностях плетения сцепного кружева.
- Сцепное кружево состоит из основного рисунка и фоновой решетки. Основной узор выполняется полотнянкой и сеткой.
- Орнамент в сцепном кружеве стилизованный растительный.
- Часто в узорах сцепного кружева выплетаются птицы, животные, фигуры человека.
- Сцепное кружево выполняется непрерывной тесьмой вилюшкой ,которая образует узор.
Молодцы вы правильно ответили на мои вопросы, хорошо усвоили новую тему.
На следующем занятии мы продолжим плетение салфетки и продолжим совершенствовать навыки плетения закидок и сцепок.
Занятие окончено. Всем спасибо за работу.
Литература.
- Лукашова Р. Русское кружево. М.: "Аст-Пресс". 1998.
- Медкова М.Ч. Основы вологодского кружевоплетения. Выпуск №1. Сцепная техника плетения. Вологда, 2011.
- Наумова Ю.В. Плетение на коклюшках. М.: 1990.
- Пономаренко Л. Старинные секреты плетения кружев. “Феникс”, 2001.
- Урываева И.А. Кружевоплетение на коклюшках. М.: Дом РДФ, 2001.
- Фалеева В.А. Русское кружево. М.: Просвещение, 1983.
- http://www.pinterest.com/pin/303218987386710499/
- http://www.snejinka.ru/catalog/salfetki-i-dorozhki
- http://www.snejinka.ru/catalog/kruzhevnye-aksessuary
- http://yandex.ru/images/search?text=русское%20кружево%20воротники
- http://yandex.ru/images/search?text=вологодское%20кружево.