Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности “Экспериментирование”.

Я считаю, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Наблюдая за детьми, делаешь вывод, что они часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду игрушками (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Опасность такой “самодеятельности” в том, то ребёнок ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.

Цель организации познавательно – исследовательской деятельности отвечает требованиям ФГОС ДО, и направлена на исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Поэтому в нашей группе создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – экологическая мини-лаборатория, оснащённая различными материалами, укомплектованная всем необходимым для экспериментальной деятельности: лабораторная посуда, простые приборы (палочки, лейки, салфетки, ванночки для воды, пробки и пр.), объекты живой и неживой природы (камушки, песок, глина), соответствующие всем санитарно-гигиеническим нормам. В ней наши дети учатся самостоятельно и под руководством педагога проводить опыты, обсуждать их с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные. Например, с марта месяца начали исследовательскую деятельность по ознакомлению со способами проращивания семян помидоров “Хитрые семена”, в процессе которой, дети сажали семена, ухаживали, наблюдали, зарисовывали процесс прорастания семян и конечный результат – рассада помидоры.

В процессе экспериментирования ребёнку важно не только ответить на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Чтобы организация совместной экспериментальной деятельности, обеспечивающая развитие детей, дала положительные результаты, я стараюсь соблюдать два важных условия: становлюсь реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаюсь в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Прежде чем приступить, мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности: выбираем объект исследования, подбираем оборудование, уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным, определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат). Затем закрепляем последовательность действий, вспоминаем правила безопасности, проводим эксперимент, фиксируем результат на карточках или в альбоме, анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент эксперимента был самым интересным, в чём испытывали затруднения). Целью любой экспериментальной деятельности является углубление представлений о живой и неживой природе, умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Опыт работы показывает, что экспериментирование доступно как детям старшего, так и детям младшего и среднего возраста. Они с удовольствием обследовали песок и глину, познавая их свойства и качества в ходе опытов “Удивительный песок”. В ходе опыта дети обследовали песок пальцами, насыпали его на пластину, опускали в песок магнит, появившиеся на нём частички металла рассматривали в лупу, а затем делали вывод, что песок – это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; с каким удовольствием плещутся в воде, открывая её тайны в ходе опытов “Путешествие Капельки”, “Когда льётся, когда капает?”, используя пакет и пипетку, дети делают вывод, когда быстрее набирается вода и что звуки льющейся воды положительно влияют на психологическое состояние человека, “Где спрятался камешек?” (прозрачная и подкрашенная вода), где ребята знакомились с составом воды, с изменением формы предметов под воздействием воды, углубили знания о свойстве и качестве воды, делали зарисовки, подводили итоги (в прозрачной воде камешек хорошо видно, а в подкрашенной – не виден), развивая при этом наблюдательность, самостоятельность, любознательность, смекалку, правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Используя предметы из “Музея воздуха” мы вместе отправляли в плавание кораблики, ловили ветерок, запускали самолётики, делали вывод о том, как человек использует воздух, что способствует развитию словарного запаса детей (какой воздух? – не видимый, чистый, свежий, морозный и пр.), во время опыта “Воздушные шарики” дети вместе с Крошем проверяли какой шарик полетит выше, делая вывод – тот, в котором больше воздуха и что нужно сделать, чтобы шарик высоко летал?

Как интересно и увлекательно прошёл эксперимент “Тонет – не тонет”, где ребята ребят проводили фокус с пластилином, используя стаканчики с простой и минеральной водой, определяли, почему же в газированной воде пластилин не тонет (пузырьки в газировке прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает, значит, воздух легче воды. “Волшебное мыло” - так мы назвали опыты с мылом, где дети пробовали делать пену и рисовать ею на оргстекле, при этом развивая речь (мыло сухое, гладкое, мокрое, скользкое), познавательные интересы: играли с пеной, делая ладони трубочкой, набирали мыльной воды и дули, выпуская мыльные пузыри; зимой превращали снег в воду, воду в разноцветные льдинки, размышляя при этом, что нужно для этого сделать и что из этого получиться, а главное, сколько положительных эмоций получили во время экспериментальной деятельности дети, закрашивая воду, замораживая её и получая разноцветные льдинки. Постепенно опыты усложняем, и дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как зёрнышки в муку превращаются, и как хлеб приходит к нам на стол? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт? Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк? Сколько лет дереву? Как распускаются цветы? А ещё детям хотелось бы знать, как слышит кошка? Чем она нюхает? Сколько лет рыбке? и пр.

Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности, вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать, с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их, что несомненно пригодится им и в дальнейшем – в школьные годы.

Список использованной литературы.

1. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Занятие по экологическому воспитанию 5-7 лет – Москва 2011г.

2. Зерщикова Т, Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим//Дошкольное воспитание-2010-№7, стр3-9.


Приложение 1

План-конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Тема: “Воздух” (опыты с воздухом)

Цель: Расширять представления детей о значимости воздуха в жизнедеятельности человека, обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявлять его свойства.

Интеграция образовательных областей: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие” “Художественно-эстетическое развитие".

Задачи:

  • упражнять детей в подборе определений к существительным (“Речевое развитие”)
  • развивать двигательную активность посредством проведения физ. Минутки (“Физическое развитие”)
  • воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха (“Социально-коммуникативное развитие”)
  • формировать благоприятный фон в группе посредством прослушивания музыкального произведения (“Музыкальное развитие”).

Методы и приёмы:

Наглядные: загадки о воздухе, видеофильм.

Словесные: беседа, подсказ, игровое упражнение “Почувствуй воздух”, “Скажи какой”

Практические: опыты с воздухом.

Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты, трубочки веер, пластиковые стаканчики, воздушные шарики, пластилин, минеральная вода

Предварительная работа: наблюдение за ветром, проведение опытов с султанчиками, отгадывание загадок о ветре, проведение опытов с плавучестью предметов.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная физминутка “Ветер”
Игровая Игры “Почувствуй воздух”, “Скажи какой”
Познавательно-исследовательская Опыты с воздухом
Коммуникативная Рассуждения, высказывания, вопросы детей и педагога, ответы детей
Восприятие худ. литературы Чтение загадки про воздух
Музыкальная Музыкальное сопровождение – музыка Моцарта,
Самообслуживание Подготовка и уборка пособий на место

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Целевые ориентиры
1 Введение в игровую ситуацию: Дети заходят в группу и встают полукругом, их встречает Крош.

- Ребята, посмотрите, кто это нас встречает? (Крош). Наш гость сегодня почему-то грустный?

- Интересно почему? Ему задали загадку, но он не может отгадать. Давайте мы ему поможем. Звучит голос магнитофона с загадкой про воздух.

Приветствуют гостя, отгадывают загадку. Вызвать интерес детей к деятельности, желание участвовать в деятельности.
2 Наш гость ничего не знает про воздух. Давайте расскажем ему, что такое воздух.

Проводит беседу с детьми:

- Что мы вдыхаем носом? (воздух)

- Для чего он нужен? (мы им дышим)

- Можем ли мы увидеть воздух? (нет)

- А почему? (воздух прозрачный, невидимый)

- Как можно узнать есть ли воздух вокруг?

Отвечают на вопросы, принимают участие в беседе, рассуждают, высказывают свое мнение Развивают связную речь, воображение, мышление. Формировать грамматический строй речи. Знакомить со свойствами воздуха.
3 Игровое упражнение №1 “Почувствуй воздух”

Детям раздаются веры и машут перед лицом.

Принимают участие в игровом упражнение. Развивать мелкую моторику рук.
4 Физминутка “Ветер”

Ветер веет над полями, и кается трава
Облака плывут над нами, словно белая гора
Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья
Мы взбираемся на холм
Там немножко отдохнем.

Выполняют движения за педагогом. Развивать двигательную активность посредствам физминутки. Снять статическое напряжение.
5 Опыт №2 “Трубочки”

На столе стоят стаканчики с водой, дети берут цветные трубочки и дуют в стакан с водой. Что вы видите? (пузырьки), а откуда они берутся? (из трубочки)

Проводят опыт совместно с педагогом. Развивать внимание, наблюдательность.
6 Опыт №3 “Тонет - не тонет”

На столе стоят два стаканчика с водой. В одном стаканчике простая вода, в другом минеральная. Кусочек пластилина отпустим в стаканчики. Что мы видим? В стакане с минеральной водой, пластилин не утонул, а с простой водой пластилин лежит на дне. Почему? Пузырьки минеральной воды прилипают к пластилину и делает его легче, поэтом он всплывает. Значит воздух легче воды.

Принимают участие в опыте, рассуждают. Добиваться получения результатов в ходе эксперимента.

Знакомить детей со свойствами воздуха.

7 Опыт №4 “Воздушные шарики”

Дети встают в круг и надувают шарики красного и желтого цвета. Затем подбрасывают шарики вверх и смотрят, какой шарик взлетел выше. Красный шарик взлетел выше. Почему? В нем больше воздуха, а что нужно сделать, чтобы желтые шарики высоко летали? (надуть).

Работа под музыку. Добиваться результатов в ходе эксперимента.

Формировать умение делать выводы.

8 Ребята, Крошу понравилось побывать у нас в гостях. Он узнал, что такое воздух, для чего он нужен, увидел интересные опыты и хочет вас поблагодарить. Крош дарит воздушные шарики и прощается. Завершают свои опыты и прощаются с гостем. Создать чувство радости у детей.
9 Предлагает убрать пособия на место Помогают педагогу Уметь соблюдать порядок