В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной общеобразовательной программе дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, направленного на достижение целей развития у детей познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности “Экспериментирование”.
Я считаю, что непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют ему познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Наблюдая за детьми, делаешь вывод, что они часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду игрушками (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Опасность такой “самодеятельности” в том, то ребёнок ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
Цель организации познавательно – исследовательской деятельности отвечает требованиям ФГОС ДО, и направлена на исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Поэтому в нашей группе создана необходимая для проведения исследований развивающая среда – экологическая мини-лаборатория, оснащённая различными материалами, укомплектованная всем необходимым для экспериментальной деятельности: лабораторная посуда, простые приборы (палочки, лейки, салфетки, ванночки для воды, пробки и пр.), объекты живой и неживой природы (камушки, песок, глина), соответствующие всем санитарно-гигиеническим нормам. В ней наши дети учатся самостоятельно и под руководством педагога проводить опыты, обсуждать их с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные. Например, с марта месяца начали исследовательскую деятельность по ознакомлению со способами проращивания семян помидоров “Хитрые семена”, в процессе которой, дети сажали семена, ухаживали, наблюдали, зарисовывали процесс прорастания семян и конечный результат – рассада помидоры.
В процессе экспериментирования ребёнку важно не только ответить на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Чтобы организация совместной экспериментальной деятельности, обеспечивающая развитие детей, дала положительные результаты, я стараюсь соблюдать два важных условия: становлюсь реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаюсь в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.
Прежде чем приступить, мы вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности: выбираем объект исследования, подбираем оборудование, уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным, определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат). Затем закрепляем последовательность действий, вспоминаем правила безопасности, проводим эксперимент, фиксируем результат на карточках или в альбоме, анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент эксперимента был самым интересным, в чём испытывали затруднения). Целью любой экспериментальной деятельности является углубление представлений о живой и неживой природе, умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Опыт работы показывает, что экспериментирование доступно как детям старшего, так и детям младшего и среднего возраста. Они с удовольствием обследовали песок и глину, познавая их свойства и качества в ходе опытов “Удивительный песок”. В ходе опыта дети обследовали песок пальцами, насыпали его на пластину, опускали в песок магнит, появившиеся на нём частички металла рассматривали в лупу, а затем делали вывод, что песок – это очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; с каким удовольствием плещутся в воде, открывая её тайны в ходе опытов “Путешествие Капельки”, “Когда льётся, когда капает?”, используя пакет и пипетку, дети делают вывод, когда быстрее набирается вода и что звуки льющейся воды положительно влияют на психологическое состояние человека, “Где спрятался камешек?” (прозрачная и подкрашенная вода), где ребята знакомились с составом воды, с изменением формы предметов под воздействием воды, углубили знания о свойстве и качестве воды, делали зарисовки, подводили итоги (в прозрачной воде камешек хорошо видно, а в подкрашенной – не виден), развивая при этом наблюдательность, самостоятельность, любознательность, смекалку, правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Используя предметы из “Музея воздуха” мы вместе отправляли в плавание кораблики, ловили ветерок, запускали самолётики, делали вывод о том, как человек использует воздух, что способствует развитию словарного запаса детей (какой воздух? – не видимый, чистый, свежий, морозный и пр.), во время опыта “Воздушные шарики” дети вместе с Крошем проверяли какой шарик полетит выше, делая вывод – тот, в котором больше воздуха и что нужно сделать, чтобы шарик высоко летал?
Как интересно и увлекательно прошёл эксперимент “Тонет – не тонет”, где ребята ребят проводили фокус с пластилином, используя стаканчики с простой и минеральной водой, определяли, почему же в газированной воде пластилин не тонет (пузырьки в газировке прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает, значит, воздух легче воды. “Волшебное мыло” - так мы назвали опыты с мылом, где дети пробовали делать пену и рисовать ею на оргстекле, при этом развивая речь (мыло сухое, гладкое, мокрое, скользкое), познавательные интересы: играли с пеной, делая ладони трубочкой, набирали мыльной воды и дули, выпуская мыльные пузыри; зимой превращали снег в воду, воду в разноцветные льдинки, размышляя при этом, что нужно для этого сделать и что из этого получиться, а главное, сколько положительных эмоций получили во время экспериментальной деятельности дети, закрашивая воду, замораживая её и получая разноцветные льдинки. Постепенно опыты усложняем, и дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как зёрнышки в муку превращаются, и как хлеб приходит к нам на стол? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт? Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк? Сколько лет дереву? Как распускаются цветы? А ещё детям хотелось бы знать, как слышит кошка? Чем она нюхает? Сколько лет рыбке? и пр.
Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности, вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать, с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их, что несомненно пригодится им и в дальнейшем – в школьные годы.
Список использованной литературы.
1. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Занятие по экологическому воспитанию 5-7 лет – Москва 2011г.
2. Зерщикова Т, Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим//Дошкольное воспитание-2010-№7, стр3-9.
Приложение 1
План-конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)
Тема: “Воздух” (опыты с воздухом)
Цель: Расширять представления детей о значимости воздуха в жизнедеятельности человека, обнаруживать воздух в окружающем пространстве и выявлять его свойства.
Интеграция образовательных областей: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие” “Художественно-эстетическое развитие".
Задачи:
- упражнять детей в подборе определений к существительным (“Речевое развитие”)
- развивать двигательную активность посредством проведения физ. Минутки (“Физическое развитие”)
- воспитывать бережное отношение к чистоте воздуха (“Социально-коммуникативное развитие”)
- формировать благоприятный фон в группе посредством прослушивания музыкального произведения (“Музыкальное развитие”).
Методы и приёмы:
Наглядные: загадки о воздухе, видеофильм.
Словесные: беседа, подсказ, игровое упражнение “Почувствуй воздух”, “Скажи какой”
Практические: опыты с воздухом.
Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты, трубочки веер, пластиковые стаканчики, воздушные шарики, пластилин, минеральная вода
Предварительная работа: наблюдение за ветром, проведение опытов с султанчиками, отгадывание загадок о ветре, проведение опытов с плавучестью предметов.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | физминутка “Ветер” |
Игровая | Игры “Почувствуй воздух”, “Скажи какой” |
Познавательно-исследовательская | Опыты с воздухом |
Коммуникативная | Рассуждения, высказывания, вопросы детей и педагога, ответы детей |
Восприятие худ. литературы | Чтение загадки про воздух |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение – музыка Моцарта, |
Самообслуживание | Подготовка и уборка пособий на место |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Целевые ориентиры |
1 | Введение в игровую ситуацию: Дети
заходят в группу и встают полукругом, их
встречает Крош. - Ребята, посмотрите, кто это нас встречает? (Крош). Наш гость сегодня почему-то грустный? - Интересно почему? Ему задали загадку, но он не может отгадать. Давайте мы ему поможем. Звучит голос магнитофона с загадкой про воздух. |
Приветствуют гостя, отгадывают загадку. | Вызвать интерес детей к деятельности, желание участвовать в деятельности. |
2 | Наш гость ничего не знает про воздух.
Давайте расскажем ему, что такое воздух. Проводит беседу с детьми: - Что мы вдыхаем носом? (воздух) - Для чего он нужен? (мы им дышим) - Можем ли мы увидеть воздух? (нет) - А почему? (воздух прозрачный, невидимый) - Как можно узнать есть ли воздух вокруг? |
Отвечают на вопросы, принимают участие в беседе, рассуждают, высказывают свое мнение | Развивают связную речь, воображение, мышление. Формировать грамматический строй речи. Знакомить со свойствами воздуха. |
3 | Игровое упражнение №1 “Почувствуй
воздух” Детям раздаются веры и машут перед лицом. |
Принимают участие в игровом упражнение. | Развивать мелкую моторику рук. |
4 | Физминутка “Ветер” Ветер
веет над полями, и кается трава |
Выполняют движения за педагогом. | Развивать двигательную активность посредствам физминутки. Снять статическое напряжение. |
5 | Опыт №2 “Трубочки” На столе стоят стаканчики с водой, дети берут цветные трубочки и дуют в стакан с водой. Что вы видите? (пузырьки), а откуда они берутся? (из трубочки) |
Проводят опыт совместно с педагогом. | Развивать внимание, наблюдательность. |
6 | Опыт №3 “Тонет - не тонет” На столе стоят два стаканчика с водой. В одном стаканчике простая вода, в другом минеральная. Кусочек пластилина отпустим в стаканчики. Что мы видим? В стакане с минеральной водой, пластилин не утонул, а с простой водой пластилин лежит на дне. Почему? Пузырьки минеральной воды прилипают к пластилину и делает его легче, поэтом он всплывает. Значит воздух легче воды. |
Принимают участие в опыте, рассуждают. | Добиваться получения результатов в
ходе эксперимента. Знакомить детей со свойствами воздуха. |
7 | Опыт №4 “Воздушные шарики” Дети встают в круг и надувают шарики красного и желтого цвета. Затем подбрасывают шарики вверх и смотрят, какой шарик взлетел выше. Красный шарик взлетел выше. Почему? В нем больше воздуха, а что нужно сделать, чтобы желтые шарики высоко летали? (надуть). |
Работа под музыку. | Добиваться результатов в ходе
эксперимента. Формировать умение делать выводы. |
8 | Ребята, Крошу понравилось побывать у нас в гостях. Он узнал, что такое воздух, для чего он нужен, увидел интересные опыты и хочет вас поблагодарить. Крош дарит воздушные шарики и прощается. | Завершают свои опыты и прощаются с гостем. | Создать чувство радости у детей. |
9 | Предлагает убрать пособия на место | Помогают педагогу | Уметь соблюдать порядок |