Используемая образовательная программа: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: “Мир открытий”, под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
Цель:
- сформировать представление о числе и цифре 5 умение считать до пяти соотносить цифру 5 с количеством;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) закрепить умение преодолевать затруднение способом “спросить у того кто знает”;
- закрепить счетные умения, умение выделять называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
- тренировать мыслительные операции анализ сравнение и обобщение развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля;
- воспитывать самостоятельность и инициативность.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).
Материалы к занятию: игрушечные еж и лисенок, желтые и зеленые треугольники, карточки с цифрами 1-7, цветной картон, клей, салфетки влажные и сухие, подушечки, коробка для посылки.
Оборудование: телевизор, диск с презентацией, диск с музыкой из коллекции: “ Лес. Музыка для релаксации”, “Звуки леса для детей”, “Мы едем-едем-едем”.
Предварительная работа: экскурсия в парк, игры-экспериментирования с листьями: “Тонет – не тонет”, чтение сказки В. Сутеева “Под грибом”, стихи С.Маршака “Веселая математика”, дидактические игры: “Подбери пару”, “Орнамент”, “Веселый счет”, “Угадай цифру”.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Введение в игровую ситуацию.
Дети собираются около воспитателя.
- Ходите ли в лес?
- Любите ли вы собирать листья?
– Какие листья вам больше всего нравятся?
Ежик и лисенок приглашают нас в лес за листьями.
- Хотите поехать?
- На чем можно добраться до леса?
(Дети предлагают различные средства передвижения.)
Воспитатель: Я вам предлагаю поехать на автобусе.
Актуализация знаний.
Игра “Билет на автобус”.
– Что нужно сделать, прежде чем сесть на автобус?
Дети: Купить билет.
Воспитатель: Где покупают билеты?
Дети: В кассе.
Воспитатель: Как называется человек, который продает билеты?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе?
Дети: Столько же, сколько детей.
Воспитатель: В автобусе будете сидеть парами. Билетом на поезд будут карточки разного цвета с нарисованными на них предметами. Вам надо выбрать билет с четырьмя предметами и найти себе пару. Для этого ищете по цвету совпадающий билет. (Карточки лежат вперемежку.
Дети самостоятельно покупают билеты на автобус и садятся парами, воспитатель - контролер проверяет.)
Воспитатель: Сколько предметов нарисовано на билете?
Дети: У меня нарисовано четыре яблока и т.д.
Звучит мелодия песни: “Мы едем – едем-едем”.
Воспитатель: Приехали в лес. Выходите с автобуса.
Появляется слайд с картиной леса.
Игра: “Отдых в лесу”.
Воспитатель: Как надо вести себя в лесу?
Воспитатель: Я вам предлагаю отдохнуть. Посидеть на пенечках. Сядьте как вам удобно. Посмотрите на опавшие листья. Какого они цвета? Как переливаются на солнышке.
Звучит мелодия музыки из коллекции: “Лес. Музыка для релаксации”.
Затруднение в игровой ситуации.
Игра: “По листья” (начало).
Воспитатель: Я вам предлагаю сесть за стол. (Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемежку лежат желтые и зеленые треугольники, по 5 на каждого ребенка.)
На что похожи желтые и зеленые треугольники?
Дети: На листья.
Воспитатель: Ежик собрал 4 желтых листочка. Дети отсчитывают 4 желтых листьев и кладут перед собой.
Лисенок собрал столько же зеленых листьев. Дети под желтыми листьями кладут зеленые.
Воспитатель: Сколько листьев вы выложили?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Почему вы выложили 4 зеленых листьев?
Дети: Потому что каждый лист имеет пару. Четыре и четыре поровну.
Воспитатель: Вдруг ежик нашел еще один лист. Дети берут один желтый лист и кладут его рядом с остальными.
Воспитатель: Сколько теперь листьев? (Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого листика: один, два, три, четыре...)
Воспитатель: Как дальше считать? Сумели ли вы сосчитать желтые листья?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не сумели?
Дети: Потому что не знаем, как считать дальше.
Открытие нового знания.
Игра: “По листья” (продолжение).
Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы узнать количество желтых листьев? Кто знает, какое число следует при счете за числом четыре? (Выслушивает варианты детей.)
Если чего-то не знаешь, что нужно сделать?
Дети: Спросить у того, кто знает?
Воспитатель: При счете за числом четыре идет число пять. Как получилось пять листьев?
Дети: Было 4, добавили еще одну, и получилось 5.
Воспитатель: Каких теперь листьев больше?
Дети: Желтых.
Воспитатель: Как сделать поровну?
Дети: Нужно добавить 1 зеленый лист, желтый убирать жалко.
Воспитатель: Сколько теперь желтых и зеленых листьев? Делается: 5 и 5 поровну.
Затруднение в игровой ситуации.
Игра: “По листья” (продолжение).
Воспитатель: Выберите карточку с цифрой пять. Сумели ли вы выбрать карточку с нужной цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не сумели?
Дети: Не знаем, как записывается число пять.
Преодоление затруднения.
Воспитатель: Что нужно сделать, если чего - то не знаешь и очень хочешь узнать?
Дети: Надо обратиться к взрослым.
Воспитатель: Число пять записывается с помощью цифры пять. Теперь можете найти.
Дети: Да.
Включение нового знания в систему знаний.
Игра “Листья для ежа и лисенка”.
Воспитатель: Хотите собрать для ежа и лисенка листья?
Дети: Да.
Воспитатель: Куда будем класть собранные листья?
Дети: Можно в ладошки класть или в карман.
Воспитатель: В кармашке листья потеряют свою красоту, поломаются. Я предлагаю собрать, листья, чтобы не повредить веточки деревьев и не портить красоту леса, ни в коем случае вместе с ветками листья не срывайте.
Звучит мелодия музыки: “Звуки леса для детей”.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Игра: “Красивые листья”.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Кладите на правый ладошек 1желтый лист? Возьмите 5 желтых листьев?
Дети: Не можем столько взять?
Воспитатель: Почему?
Дети: Только 4 осталось.
Воспитатель: Возьмите левой рукой 5 зеленых листьев.
Дети: Берут, пересчитывая их по одной.
Воспитатель: Сколько листьев у вас осталось?
Дети: 4.
Воспитатель: Какие это листья?
Дети: Желтые.
Итог занятия:
Воспитатель: Где вы сегодня побывали?
– Что интересного хотели бы вы сделать из листьев для ежа и лисенка?
Дети: Букет, коврик из листьев.
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть карточки с орнаментами, букет из листьев, коврик из листьев, закладку для книг. Посмотрите, подумайте. Что вы можете сделать из листьев для лисенка? Сделайте для них подарок, потом сложим в коробку и отправим посылку.
(Дети по собственному выбору готовят для ежа и лисенка подарок).