1. Введение.
В наше “продвинутое время” преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий как на уроках, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
2. Использование информационных технологий на уроках физики.
Направления применения информационных технологий на уроках физики можно разделить на:
- создание мультимедийных сценариев уроков (или фрагментов);
- использование цифровых лабораторий;
- применение компьютерных тренажеров.
А) Мультимедийные сценарии уроков.
Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентации с применением программы Power Point и используется при объяснении нового материала, организации текущего контроля, повторении пройденного материала, сопровождает выступление учеников с докладами.
Б) Использование цифровых лабораторий.
Программное обеспечение лаборатории позволяет регистрировать параметры опыта, производить самую разнообразную обработку полученных данных, производить различные математические преобразования, строить графики зависимости физических величин и выводить информацию на экран компьютера.
В) Применение компьютерных тренажеров.
Научить детей решать задачи – это всегда было и есть одно из основных направлений деятельности учителя физики. Компьютеры стали эффективными помощниками в работе по оказанию помощи при решении задач. Сейчас широко используются различные компьютерные тренажеры. В них заключено большое количество разнообразных задач разного уровня сложности по школьной программе.
3. Компьютерные модели.
Сейчас разработано и активно используется значительное число компьютерных моделей по всему школьному курсу физики (“Наглядная школа”; “Виртуальные лабораторные работы по физике”, “Физика в картинках” и т.д.). Работа с компьютерными моделями приносит пользу, т.к. позволяет в широком масштабе создавать на экране запоминающиеся картины опытов или явлений в динамике, поэтапно приближать эту модель к реальной.
4. Задания к компьютерным моделям.
Существуют различные задания к компьютерным моделям:
- ознакомительные (содержат инструкции по управлению моделью и контрольные вопросы);
- компьютерные эксперименты (позволяют глубже вникнуть в смысл происходящего на экране);
- экспериментальные задачи (для их решения необходимо самим продумать и поставить соответствующий эксперимент);
- расчетные задачи (необходимо решить их с использованием компьютера);
- неоднозначные задачи (определение величин двух зависимых параметров);
- задачи с недостающими данными (определить какого параметра не хватает для решения задачи);
- творческие задания (предлагается самостоятельно составить и решить задачу);
- исследовательские задания (в ходе их выполнения необходимо спланировать и провести ряд экспериментов, сделать выводы);
- проблемные задания (позволяют разобраться в причинах проблемной ситуации);
- качественные задачи (удобно обсуждать в классе при использовании компьютерных моделей в демонстрационном варианте).
5. Заключение.
Прежний подход в образовании, когда “учитель говорит, а ученик слушает – воспринимает – воспроизводит”, сейчас заменяется подходам, когда “ученик сам изучает – выявляет – познает – понимает – осмысливает - применяет”. Это продуктивный путь успешности ученика. Преимущество такой формы и воспитательной деятельности состоит в более высоких достижениях и большей производительности на уроке; в более “теплом” и чутком взаимоотношении между детьми, социальной компетентности и самоуважении. Организация положительной взаимосвязи между учениками возникает при совместной работе их в группе, когда они поверят, что усилия каждого члена группы нужны и незаменимы для успеха всей группы. На уроке необходимо дать возможность детям поиграть интересные роли в процессе общения: пусть ученикам кажется, что они все делают сами (читают, считают, оценивают, обсуждают, демонстрируют, делают выводы). Учитель дает возможность ребенку действовать.
Я, как учитель, помогаю детям осознать, что каждый из них работает не только на свой успех, но и на успех одногруппников, совместно используя возможности, помогая друг другу, поддерживая и радуясь достижениям других.
Цель педагогической деятельности каждого учителя состоит в создании каждому ученику ситуации успеха. Создание ситуации успеха для школьника состоит в принципе психологического комфорта, который складывается из:
- возможности самореализации ребенка через организацию разнообразной деятельности (в том числе и через использование компьютерных технологий);
- возможности учиться и развиваться соответственно со своими психофизическими особенностями;
- атмосферы дружелюбия;
- атмосферы творчества, свободного выбора.
Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества школьников, повышает их интерес, стимулирует освоение более серьезных тем по физике и информатике, экономит время, создает ситуацию успеха.