Опыт интегративного обучения учащихся информатике и ИКТ

Разделы: Информатика


Рост научных знаний быстро стирает
грани между отдельными науками.
Мы все более специализируемся не
по наукам, а по проблемам.
В.Вернадский

В современном словаре иностранных слов слово интеграция трактуется как объединение в целое, каких либо частей, а глагол интегрировать – значит объединять части в одно целое, включение их в единое целое.

Комбинировать – в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова – сочетать, соединять и включать в какую либо комбинацию. В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова слово включение означает присоединение к системе, а включиться, значит – присоединиться к чему-либо, стать включённым. Интеграция происходит от латинского integer – целый, восстановление.

Интеграция ведётся всюду…..в экономике, политике, медицине…и, безусловно, - в образовании, вообще и в информатике, в частности.

В образовательном процессе ИНТЕГРАЦИЯ является относительно новым веянием (это понятие в российскую (советскую) педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

В школе появляется новая должность - методист-инструктор по информатизации образования.

Методист – это специалист по методике. Методика - это система правил для обучения или выполнения чего либо /наука о методах преподавания.

Инструктор – это должностное лицо, раздающее руководящие указания. Интеграция двух понятий в одной должности методиста-инструктора по информатизации образования.

Для методиста и педагога интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, единение, насколько это возможно, в одном учебном материале общих и частных знаний из той или иной научной отрасли.

Хотя специалисты говорят, что в образовании понятие “интеграция” может иметь два значения:

1. Cоздание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения)/
2. Нахождение учителем общей платформы сближение знаний (здесь интеграция –является средством обучения).

Именно методика интегративного обучения ставит перед собой такие важные цели как: помочь учащимся научиться познавать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.

В учебном же процессе интегрирование возможно по вертикали и по горизонтали.

  • Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких школьных предметов для данного класса обучения.
  • Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.

Интеграция в обучении выполняет ряд важных, на мой взгляд, функций:

  • Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений об изучаемых дисциплинах.
  • Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
  • Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
  • Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность образования.
  • Конструктивная функция – это совершенствование содержания учебного материала, поиск и облагораживание методов и форм организации обучения.

Результаты исследований Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) по оценке учебных достижений учащихся (РISА), в 2009 г. показали, что одновременно с наличием уверенных математических и естественно-научных знаний сегодня многим российским учащимся не хватает навыков применения имеющихся знаний в реальных жизненных ситуациях.

А ведь формирование устойчивых прикладных умений требует существенного изменения учебных материалов, методик преподавания и методов оценки качества образования.

По уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников РФ в 2009 году оказалась только в четвёртой десятке стран мира. (http://www.centeroko.ru/public/sost_ro.htm http://www.curator.ru/news/news_285.html)

В работе методиста-инструктора по информатизации образования интеграция – это:

  1. Слияние и переплетение педагогических технологий, методов, техник и образовательных приёмов.
  2. Выработка единых требований педагогов к оформлению документации, к оформлению и ведению учащимися рабочих тетрадей, к оценке контрольных и практических работ, рефератов и проектов.
  3. Осуществление межпредметных связей школьных дисциплин по горизонтали и вертикали учебного процесса.
  4. Это широкое использование реальных практических задач в образовательном процессе.

В интегративном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся.

При таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез.

Большое место в школьном образовании всегда отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому методу.

Интегративное обучение способствует развитию творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению эрудицией, грамотой и культурой.

Освоение же общих методов из информатики типа: информационный анализ, моделирование, алгоритмизация - способствуют повышению общеинтеллектуальных умений современного выпускника. Особенно ценными они становятся, когда получают предметно - и личностно-ориентированную направленность.

Наибольший эффект интегративные уроки, методы и приёмы дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе системаинтегративный курс, с применением активных методов обучения или интегративная серия уроков одного дня или одной недели!.

Современное образование ДАЖЕ подчеркивает необходимость применения методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки анализа информации; стимулируют самостоятельную работу учащихся; формируют опыт ответственного выбора и исследовательской деятельности.

И здесь особая роль отводится предмету информатики и ИКТ. Ведь, не секрет, что сегодня нет ни одной области человеческой деятельности, где не нашли бы свое применение компьютерные технологии!

Многие аксакалы педагогики говорят о вообще о междисциплинарном, интегративном характере информатики в современной школе.

Интегративный курс информатики через использование компьютерных технологий помогает снять очень многие существующие противоречия. Интегративность курса информатики определяется фундаментальностью самой науки информатики и интегративным характером основных объектов ее изучения; тем, что умение работать с информацией относится к общеучебным умениям; ролью информатики в информатизации учебного процесса.

Интегративный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов; это урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегративный курс подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей из трех-четырех предметов.

Признаки интегративного урока:

1) специально организованный урок, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

3) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:

  • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Интеграция как педагогическое явление имеет и свои давние традиции.

В основе моего личного педагогического опыта лежат теоретические основы процесса интеграции заложенные в работах ВВ. Гузеева, И.Д. Зверева, В.Н. Максимовой, Т.Г. Браже.

В течении последних 5-7 лет мною были проведены открытые интегративные уроки и мероприятия. Вот название уроков и мероприятий:

  1. “Зависть богов. Интернет - мир равных возможностей”. – 2013 г. Биология и Информатика. Тема “Генетические заболевания, компьютерная диагностика и Интернет сообщества для инвалидов. – Два учителя.
  2. “Вирусы цивилизации”. – Внеклассное мероприятие. – 2012 г. Рассматриваются компьютерные вирусы, информационные (психологические) и биологические вирусы. – Один учитель.
  3. “Биотехнологии и биоинформатика сегодня и завтра”. – 2010 г. Моделирование информационные системы и биотехнология”. - Два учителя.
  4. “Приближенное решение систем уравнений”, 2009 г. - Информатика и математика”.
  5. Открытые уроки по предмету “Информатика и ИКТ”:

– название урока “Суд на компьютером и ИТ”, 2008 г. Связь с ОБЖ и общесвознанием;

– название урока “Информационная безопасность и её реальное обеспечение”, 2007 г.. Связь с ОБЖ и обществознанием;

– название урока “Теория и практика реляционных баз данных”,2007г. Связь с математикой, обществознанием.

На уроках использованы различные методы, приемы, занимательные техники, инновационные формы обучения для реализации интегративного курса информатики и на удовлетворение научно-познавательных интересов учащихся.

Выводы

Интегративные уроки вносят разнообразие в учебный процесс, Позволяют совместить изучение различных дисциплин, Разнообразят и растворяют нагрузку учащихся, Позволяют всем участникам урока и мероприятия осознать значимость практической деятельности в новой информационной среде.

А это играет важную роль в предпрофильной подготовке, верной профориентации и повышении общей конкурентоспособности выпускника школы.