Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета, возможно и выбора профиля ориентированного на изучение именно этого предмета, в свете профильного образования обучающихся на старшей ступени. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь, становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объеме, доступном для обучающихся, основные законы жизни и развития органического мира. Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 10 классов, которые проявляют интерес к предметам естествознания и собираются связать свою жизнь с профессиями химика, фармацевта, провизора, врача.
Основные цели курса:
- помочь обучающимся в выборе профиля дальнейшего обучения;
- дать дополнительные знания по предмету;
- подготовить их к работе в данной области;
- на простейших экспериментах показать красоту химической науки, ее значимость и увлекательность.
Задачи курса:
- познакомить учащихся с посудой общего и специального назначения, с приборами и методами работы с ними;
- расширить знания в области химии, технике лабораторных работ, медицине, фармакологии используя экспериментальный метод;
- улучшить навыки решения задач и научить учащихся выполнять их практически;
- развивать познавательные и интеллектуальные способности учащихся, умения самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в разработке, производстве и применении лекарственных препаратов;
- расширять естественнонаучное мировоззрение учащихся, преодолевая безразличное отношение к современным экологическим проблема;
- воспитывать гражданскую ответственность, трудолюбие, аккуратность, внимательность, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Особенности курса:
- использование знаний по математике, физике, информатике и биологии;
- самостоятельная работа с дополнительной научной литературой;
- использование знаний в повседневной жизни.
Знания, умения и навыки, формируемые курсом по выбору:
1. По итогам курса обучающиеся должны знать:
- историю развития и задачи фармацевтической химии;
- нормативные документы и требования к лабораториям;
- структура и фармакологические свойства;
- методы исследования качества лекарственных средств их свойства;
- методы хранения препаратов неорганического и органического происхождения;
- применение лекарственных препаратов.
3. По итогам курса обучающиеся должны уметь:
- уметь работать с посудой общего и специального назначения;
- проводить манипуляции с химическими приборами;
- проводить количественный и качественный анализ;
- проводить и писать химические реакции;
- решать расчетные задачи;
- уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать познавательную деятельность и интеллект обучающихся;
- развивать творческое мышление и способствовать самоусовершенствованию обучающихся.
Цели курса:
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные методы и формы обучения;
- развитие творческого потенциала и навыков самостоятельной работы;
- воспитание всесторонне развитой личности;
- конкретизация знаний по основным разделам курса;
- развитие учебно-коммуникативных умений.
Календарно-тематическое планирование
курса
“Введение в фармацевтическую химию”
№ п/п |
Тема занятий | Кол-во часов |
Основные понятия | Вид занятия |
1 |
Техника безопасности в химической лаборатории. | 1 |
Ожоги, отравления кислотами и щелочами, помощь при порезах, микротравмы, ушиб головы, переломы костей, попадание в глаза инородных тел и едких жидкостей. | ПР. работа №1 Инструктаж по т/б |
2 |
Устройство лаборатории. | 1 |
Виды лабораторий, подсобное помещение, собственно лаборатория, санитарно - гигиенические требования к лабораториям. | ПР. работа №2 |
3 |
Химическое оборудование и посуда. | 1 |
Стеклянная и фарфоровая посуда, тонкостенная и толстостенная посуда, фарфоровые чашки, ложечки, шпатели, тигль, лабораторный штатив. | ПР. работа №3 |
4 |
Посуда общего назначения. | 1 |
Пробирки, стаканы, колбы, воронки, бюксы, стеклянные палочки, эксикатор, кристаллизатор. | ПР. работа №4 |
5 |
Мерная посуда и правила работы с ней. | 2 |
Цилиндры, мензурки, мерные стаканы, пипетки без резервуара и с резервуаром, мерные колбы, бюретки. | ПР. работа №5 |
6 |
Нагревательные приборы в лаборатории. Методы работы с ними. | 1 |
Различные виды нагревательных приборов, спиртовки. | ПР. работа №6 |
7 |
Устройство микроскопа, их виды и начальная техника микроскопирования. | 1 |
Устройство микроскопа: механическая часть, оптическая, методы работы с ним, предметное стекло, покровное, готовые препараты, изготовление препаратов | ПР. работа №7 |
8 |
Весы. | 1 |
Класс точности весов,
максимальная нагрузка, постоянство, чувствительность весов, технохимические весы, аналитические весы, разновесы, правила взвешивания. |
ПР. работа №8 |
9 |
Ареометры | 1 |
Устройство ареометра, правила работы с ним, таблицы плотности водных растворов кислот и щелочей при различных температурах, метод интерполяции. | ПР. работа №9 |
10 |
Фильтрование и центрифугирование. Весовой - гравиметрический метод анализа. | 1 |
Простой и складчатый фильтр, виды фильтровальной бумаги, правила работы и назначение центрифуги, способы фильтрования: при обычных условиях, под вакуумом, при нагревании, правила работы с центрифугой, промывание осадка. | ПР. работа №10 |
11 |
Разделение веществ различными методами. | 1 |
Классификация веществ по чистоте, смеси, количественный и качественный состав веществ. | ПР. работа №11 |
12 |
Приготовление раствора, определение % концентрации. | 1 |
Истинные растворы, процентная концентрация растворов, масса вещества, масса раствора | ПР. работа №12 |
13 |
Приготовление растворов одной концентрации из растворов с другой концентрации. | 1 |
Метод креста, ареометр. | ПР. работа №13 |
14 |
Приготовление растворов индикаторов | 1 |
Лакмус, метилоранж, фенолфталеин. | ПР. работа №14 |
15 |
Домашняя аптечка, хранение и
применение лекарственных средств. а) Виды: органические неорганические, смешанные. б) Хранение и токсичность препаратов. в) Работа с учебными пособиями и справочниками. |
2
1 1 |
Лекарственные препараты, лекарственные формы: таблетки, капли, мази, лекарственные травы, классификация лекарственных препаратов по группам в зависимости от токсичности, правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. | Лекция лекция |
15 |
Фармакология аналитической лаборатории, провизоры, недоброкачественные препараты. | 2 |
Поиск, получение, анализ, изготовление, хранение, реализация лекарственных средств, провизор, фармацевт, химик – аналитик, работа аптеки и контрольно – аналитической лаборатории аптечных управлений, порядок проведения анализа лекарственных средств, причины недоброкачественности лекарств. | Лекция |
16 |
Изучение свойств лекарственных
препаратов. а) классификация лекарств Лекарственные формы б) исследования лекарств в) свойства и значения препаратов. |
10 3 4 3 |
Основы химической классификации лекарственных средств, состав лекарственных форм, методы исследования лекарственных препаратов. | Лекция Пр. работа №15, 16, 17, 18. Лекция. |
17 |
Курсовые работы, стенгазеты,
презентации. а) Здоровый образ жизни. б) Защита курсовых работ или проектных работ. |
3 1 2 |
Каждый ученик выбирает интересную для него тему и защищает курсовую работу или исследовательский проект, по результатам которой выставляется итоговая отметка. | |
18 |
Экскурсии в аптеки и лаборатории. | 2 |
Экскурсии. |
Всего аудиторских занятий - 34 часов, в том числе:
лекций - 11,
практических занятий - 18,
урок-экскурсия - 2,
урок-конференция – 1,
защита курсовых работ – 2.
Требования к результатам обучения
Учащиеся должны:
знать:
- правила техники безопасности работы в химической лаборатории, учитывая специфику работы с лекарственными препаратами,
- начальные сведения о фармакологии,
- классификации лекарственных средств,
- правила их хранения и применения в домашних условиях,
- правила здорового образа жизни, способные избавить от необходимости приема лекарств.
уметь:
- работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и другим оборудованием,
- взвешивать вещества, измерять плотности и объемы жидкостей,
- готовить растворы различной концентрации,
- готовить растворы при смешивании и разбавлении растворов различной концентрации,
- усвоить общие приемы разделения и очистки веществ, а также их идентификация,
- проводить анализ некоторых лекарственных средств, сопоставлять и интерпретировать, полученные результаты опытов.
Иметь представления: о фармации и истории ее развития, о профессии провизора, фармацевта, Химика – аналитика, врача – лаборанта, о работе аптек и контрольно – аналитических лабораторий аптечных управлений, о Государственной фармакопее Российской Федерации.
Понимать: необходимость тщательного и точного выполнения химических методов исследования, своевременной оценки качества лекарственных препаратов, ответственность за результаты своей работы.
Список литературы
- М.Э. Полеес, И.Н. Душечкина “Аналитическая химия”, Москва “Медицина”,1987 г.
- Г.М Чернобельская “Руководство к практическим занятиям по неорганической и органической химии”, Москва “Медицина”, 1982 г.
- П.И. Воскресенский, А.И. Неймарк “Основа химического анализа”, Москва “Просвещение”, 1972 г.
- М.К. Карапетьянц, С.И. Дракина “Практикум по общей и неорганической химии”, Москва “Высшая школа”, 1969 г.
- Л.В. Бабин, С.А. Балезин, Ф.Б. Гликина “Практикум по неорганической химии”, Издательство “Просвещение”, 1973 г.
- Э.Г. Злотникова “Внеклассная работа по химии”, Москва “Владос”, 2004 г.
- О.С. Габриелян “Экспериментальное решение задач по химии”, Москва “Сиринъ према”, 2006 г