Авторская программа элективного курса по химии «Введение в фармацевтическую химию»

Разделы: Химия


Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета, возможно и выбора профиля ориентированного на изучение именно этого предмета, в свете профильного образования обучающихся на старшей ступени. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь, становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объеме, доступном для обучающихся, основные законы жизни и развития органического мира. Предлагаемый курс рассчитан на учащихся 10 классов, которые проявляют интерес к предметам естествознания и собираются связать свою жизнь с профессиями химика, фармацевта, провизора, врача.

Основные цели курса:

  • помочь обучающимся в выборе профиля дальнейшего обучения;
  • дать дополнительные знания по предмету;
  • подготовить их к работе в данной области;
  • на простейших экспериментах показать красоту химической науки, ее значимость и увлекательность.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с посудой общего и специального назначения, с приборами и методами работы с ними;
  • расширить знания в области химии, технике лабораторных работ, медицине, фармакологии используя экспериментальный метод;
  • улучшить навыки решения задач и научить учащихся выполнять их практически;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности учащихся, умения самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в разработке, производстве и применении лекарственных препаратов;
  • расширять естественнонаучное мировоззрение учащихся, преодолевая безразличное отношение к современным экологическим проблема;
  • воспитывать гражданскую ответственность, трудолюбие, аккуратность, внимательность, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Особенности курса:

- использование знаний по математике, физике, информатике и биологии;

- самостоятельная работа с дополнительной научной литературой;

- использование знаний в повседневной жизни.

Знания, умения и навыки, формируемые курсом по выбору:

1. По итогам курса обучающиеся должны знать:

 - историю развития и задачи фармацевтической химии;

- нормативные документы и требования к лабораториям;

- структура и фармакологические свойства;

- методы исследования качества лекарственных средств их свойства;

- методы хранения препаратов неорганического и органического происхождения;

- применение лекарственных препаратов.

3. По итогам курса обучающиеся должны уметь:

- уметь работать с посудой общего и специального назначения;

- проводить манипуляции с химическими приборами;

- проводить количественный и качественный анализ;

- проводить и писать химические реакции;

- решать расчетные задачи;

- уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы;

- развивать познавательную деятельность и интеллект обучающихся;

- развивать творческое мышление и способствовать самоусовершенствованию обучающихся.

Цели курса:

  • развитие познавательной деятельности обучающихся через активные методы и формы обучения;
  • развитие творческого потенциала и навыков самостоятельной работы;
  • воспитание всесторонне развитой личности;
  • конкретизация знаний по основным разделам курса;
  • развитие учебно-коммуникативных умений.

Календарно-тематическое планирование курса
“Введение в фармацевтическую химию”


п/п
Тема занятий Кол-во
часов
Основные понятия Вид занятия

1

Техника безопасности в химической лаборатории.

1

Ожоги, отравления кислотами и щелочами, помощь при порезах, микротравмы, ушиб головы, переломы костей, попадание в глаза инородных тел и едких жидкостей. ПР. работа №1

Инструктаж по т/б

2

Устройство лаборатории.

1

Виды лабораторий, подсобное помещение, собственно лаборатория, санитарно - гигиенические требования к лабораториям. ПР. работа №2

3

Химическое оборудование и посуда.

1

Стеклянная и фарфоровая посуда, тонкостенная и толстостенная посуда, фарфоровые чашки, ложечки, шпатели, тигль, лабораторный штатив. ПР. работа №3

4

Посуда общего назначения.

1

Пробирки, стаканы, колбы, воронки, бюксы, стеклянные палочки, эксикатор, кристаллизатор. ПР. работа №4

5

Мерная посуда и правила работы с ней.

2

Цилиндры, мензурки, мерные стаканы, пипетки без резервуара и с резервуаром, мерные колбы, бюретки. ПР. работа №5

6

Нагревательные приборы в лаборатории. Методы работы с ними.

1

Различные виды нагревательных приборов, спиртовки. ПР. работа №6

7

Устройство микроскопа, их виды и начальная техника микроскопирования.

1

Устройство микроскопа: механическая часть, оптическая, методы работы с ним, предметное стекло, покровное, готовые препараты, изготовление препаратов ПР. работа №7

8

Весы.

1

Класс точности весов, максимальная нагрузка,

постоянство, чувствительность весов, технохимические весы, аналитические весы, разновесы, правила взвешивания.

ПР. работа №8

9

Ареометры

1

Устройство ареометра, правила работы с ним, таблицы плотности водных растворов кислот и щелочей при различных температурах, метод интерполяции. ПР. работа №9

10

Фильтрование и центрифугирование. Весовой - гравиметрический метод анализа.

1

Простой и складчатый фильтр, виды фильтровальной бумаги, правила работы и назначение центрифуги, способы фильтрования: при обычных условиях, под вакуумом, при нагревании, правила работы с центрифугой, промывание осадка. ПР. работа №10

11

Разделение веществ различными методами.

1

Классификация веществ по чистоте, смеси, количественный и качественный состав веществ. ПР. работа №11

12

Приготовление раствора, определение % концентрации.

1

Истинные растворы, процентная концентрация растворов, масса вещества, масса раствора ПР. работа №12

13

Приготовление растворов одной концентрации из растворов с другой концентрации.

1

Метод креста, ареометр. ПР. работа №13

14

Приготовление растворов индикаторов

1

Лакмус, метилоранж, фенолфталеин. ПР. работа №14

15

Домашняя аптечка, хранение и применение лекарственных средств.

а) Виды: органические неорганические, смешанные.

б) Хранение и токсичность препаратов.

в) Работа с учебными пособиями и справочниками.

2

 

1

1

Лекарственные препараты, лекарственные формы: таблетки, капли, мази, лекарственные травы, классификация лекарственных препаратов по группам в зависимости от токсичности, правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. Лекция

лекция

15

Фармакология аналитической лаборатории, провизоры, недоброкачественные препараты.

2

Поиск, получение, анализ, изготовление, хранение, реализация лекарственных средств, провизор, фармацевт, химик – аналитик, работа аптеки и контрольно – аналитической лаборатории аптечных управлений, порядок проведения анализа лекарственных средств, причины недоброкачественности лекарств. Лекция

16

Изучение свойств лекарственных препаратов.

а) классификация лекарств

Лекарственные формы

б) исследования лекарств

в) свойства и значения препаратов.

10

3

4

3

Основы химической классификации лекарственных средств, состав лекарственных форм, методы исследования лекарственных препаратов. Лекция

Пр. работа №15, 16, 17, 18.

Лекция.

17

Курсовые работы, стенгазеты, презентации.

а) Здоровый образ жизни.

б) Защита курсовых работ или

проектных работ.

3

1

2

Каждый ученик выбирает интересную для него тему и защищает курсовую работу или исследовательский проект, по результатам которой выставляется итоговая отметка.  

18

Экскурсии в аптеки и лаборатории.

2

  Экскурсии.

Всего аудиторских занятий - 34 часов, в том числе:

лекций - 11,

практических занятий - 18,

урок-экскурсия - 2,

урок-конференция – 1,

защита курсовых работ – 2.

Требования к результатам обучения

Учащиеся должны:

знать:

  • правила техники безопасности работы в химической лаборатории, учитывая специфику работы с лекарственными препаратами,
  • начальные сведения о фармакологии,
  • классификации лекарственных средств,
  • правила их хранения и применения в домашних условиях,
  • правила здорового образа жизни, способные избавить от необходимости приема лекарств.

уметь:

  • работать с реактивами, обычной и специальной химической лабораторной посудой, нагревательными приборами и другим оборудованием,
  • взвешивать вещества, измерять плотности и объемы жидкостей,
  • готовить растворы различной концентрации,
  • готовить растворы при смешивании и разбавлении растворов различной концентрации,
  • усвоить общие приемы разделения и очистки веществ, а также их идентификация,
  • проводить анализ некоторых лекарственных средств, сопоставлять и интерпретировать, полученные результаты опытов.

Иметь представления: о фармации и истории ее развития, о профессии провизора, фармацевта, Химика – аналитика, врача – лаборанта, о работе аптек и контрольно – аналитических лабораторий аптечных управлений, о Государственной фармакопее Российской Федерации.

Понимать: необходимость тщательного и точного выполнения химических методов исследования, своевременной оценки качества лекарственных препаратов, ответственность за результаты своей работы.

Приложение 1

Список литературы

  1. М.Э. Полеес, И.Н. Душечкина “Аналитическая химия”, Москва “Медицина”,1987 г.
  2. Г.М Чернобельская “Руководство к практическим занятиям по неорганической и органической химии”, Москва “Медицина”, 1982 г.
  3. П.И. Воскресенский, А.И. Неймарк “Основа химического анализа”, Москва “Просвещение”, 1972 г.
  4. М.К. Карапетьянц, С.И. Дракина “Практикум по общей и неорганической химии”, Москва “Высшая школа”, 1969 г.
  5. Л.В. Бабин, С.А. Балезин, Ф.Б. Гликина “Практикум по неорганической химии”, Издательство “Просвещение”, 1973 г.
  6. Э.Г. Злотникова “Внеклассная работа по химии”, Москва “Владос”, 2004 г.
  7. О.С. Габриелян “Экспериментальное решение задач по химии”, Москва “Сиринъ према”, 2006 г