В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения, что связано с различными факторами. Специалисты отмечают, что в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на “обозрение” сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями. Но ведь часто случается так, что ученик в начальных классах показывал не плохие результаты по данному предмету, как вдруг при переходе в среднее звено результаты резко ухудшаются. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, надо бы всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности.
Кроме того, одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся (а иногда и полное отсутствие всякого интереса) к предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. Выполнение различного рода заданий на уроках математики можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение - уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. В практике обучения следует учитывать наличие прямой зависимости между уровнем самостоятельности учащихся при выполнении учебных заданий и степень владения ими навыком самоконтроля.
Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении. С.М.Чуканцов предлагает систематизировать работу следующим образом:
1. Надо создать потребность в самоконтроле. Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
2. Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Надо сообщать учащимся способ проверки решенной задачи, уравнения, неравенства, тождественного преобразования. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.
4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
5. Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске.
6. В тех темах, в которых возможно это, желательно проводить наблюдения и практические работы по математике. Самоконтроль при выполнении лабораторных работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности - другим способом), иногда и непосредственным измерением искомой величины.
7. Полезно иногда учащимся предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.
8. Полезно иногда предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища.
В нашей школе был проведен опрос среди учащихся. Что выявилось в результате опроса?
Результаты опроса с учениками показали, что дети в разной степени испытывают следующие проблемы:
Что мешает подготовке?
- Неуверенность.
- Негативное отношение к предмету.
- Большая нагрузка.
- Наличие пробелов.
- Отсутствие желания учиться.
Основные трудности, которые испытывает ученик в изучении предмета.
Не секрет, что первыми помощниками учителя являются родители. При опросе родителей получилась следующая картина.
Помощь родителей
Оказывается чем старше ребенок, тем меньше помощь со стороны родителей. И к 9 классу родители не в состоянии помочь ученику в силу того, что практически все забыто.
Основные причины отставания по предмету, выявленные при анкетировании учащихся.
Получается, что учитель сам должен искать способы повышения интереса к предмету и контроля за усвоением материала.
Легко помогать ученику (даже слабому), если у него самого есть желание учиться. А как заставить учиться того, кто может, но не особо хочет или вообще не желает? Решить эту проблему поможет договор, который может быть заключен как с целым классом, так и с отдельным учеником. Мне нравится последний. Здесь видно с кем работаешь. Желательно, чтобы договор с учеником был закреплен “на бумаге”. Вот как выглядел мой договор между учеником, который имел хорошие знания по математике (прекрасно работал устно), но относился к выполнению домашнего задания очень халатно, что сильно сказывалось на успеваемости. Без помощи родителей здесь не обойтись, поэтому договор трехсторонний: ученик-учитель-родитель.
Договор
Мы, ниже подписавшиеся, Ф. И. ученика, Ф.И.О. родителя и Ф.И.О. учителя, заключили настоящий договор с целью повышения качества знаний по предмету “математика” ученика ---- класса Ф.И. В договоре прописаны права и обязанности каждого.
Учитель имеет право | Обязанности учителя | |
1 | Требовать заучивания правил и формул | Проверять усвоение правил и формул |
2 | Давать дополнительные задания | Проверять выполнение дополнительного задания |
3 | Не отвечать на посторонние вопросы | Помочь в усвоении темы |
4 | Привлекать к участию во внеклассных мероприятиях по предмету | Выслушать ученика |
5 | Требовать выполнение домашнего задания | Проверять выполнение д/з |
6 | Посетить квартиру (дом) ученика |
Права родителя | Обязанности родителя | |
1 |
Посещать уроки | Контролировать выполнение домашнего задания |
2 |
Знать успехи своего ребенка по предмету | Требовать заучивания правил и формул |
3 |
На консультацию | Помочь в усвоении темы и выполнении домашнего задания, если может |
4 |
Попросить учителя позаниматься с ребенком дополнительно | Создать условия для учебы |
5 |
Обеспечить канцелярскими принадлежностями |
№ | Ученик имеет право | Ученик обязан |
1 | Подойти к учителю за объяснением | Учить правила |
2 | Исправить неудовлетворительную оценку. | Учить формулы |
3 | Получать дополнительную помощь учителя в приобретении знаний | Систематически выполнять домашнее задание |
4 | Обращаться за помощью к одноклассникам, друзьям, родителям, дополнительным источникам | Не пропускать занятия без причины |
5 | Прилежно работать над обогащением своих знаний | Оставаться на дополнительные занятия по просьбе учителя |
6 | Задавать вопросы на уроке | |
7 | Активно участвовать во внеурочных мероприятиях по математике |
Договор вступает в силу с момента подписания. Срок действия Договора в течение учебного года Настоящий договор составлен в трех экземплярах и хранится у учителя, родителя и ученика.
Каждый педагог может сам разработать договор со своими учениками. Но важно помнить, что описанные в нем правила взаимодействия будут выполняться учеником только в том случае, если:
- сформулированные обязательства будут совместно обсуждены с учеником, родителем, учителем и приняты сторонами участников договора;
- есть четкие, понятные, измеримые критерии, по которым будут оцениваться условия выполнения договора;
- педагог сам будет соблюдать все взятые на себя обязательства, а не только требовать их исполнения от учеников и родителей.
Без реализации принципа договорных отношений невозможно распределить ответственность в совместной работе.
Одним договором, конечно же, не поднять качество, поэтому систематически веду контроль за выполнением самостоятельных, контрольных и домашних работ учеником. У меня в каждом классе есть помощники, которые до урока проверяют все ли номера домашнего задания выполнены обучающимися, что обязательно фиксируется в тетради знаками (+), (-) против каждого номера и фамилии ученика. Таким образом, в начале урока учитель знает, кто из учеников не приступал к выполнению домашнего задания или какой номер вызвал затруднения. В случае получения обучающимся неудовлетворительной оценки всегда дается возможность исправления, но только после дополнительного объяснения материала. Так же всегда приветствуется желание ученика исправить неудовлетворяющую его оценку (“3” или “4”) по определенной теме. Из диаграммы видно (красным цветом показан повторный результат), что после дополнительных занятий результат выше.
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо
- своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и незамедлительно организовать ликвидацию этих пробелов;
- нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы;
- так организовать учебный процесс в школе, в классе и дома, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Заключение
Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.
Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между поколениями, закон этих взаимоотношений. Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: "Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит".