Кружковая работа как одна из форм подготовки детей к обучению в школе (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования сказано: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Я планирую работу кружка в соответствии с ФГОС ДО.

Грамота это очень не простой для понимания дошкольников предмет. Ребёнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, понятия. Выйти из такого затруднительного положения возможно посредством организации с детьми совместной игровой деятельности. Поэтому все задания предлагаются в игровой занимательной форме.

На протяжении нескольких лет в старше подготовительной группе “Почемучка” работает кружок “Почитай-ка”.

Цель кружковой работы: подготовка ребенка к обучению чтению, формирование навыка чтения.

Работа кружка направлена на решение следующих задач:

  • знакомить детей со звуком и буквой;
  • длить слова на слоги; составлять слова из слогов;
  • выделять в слове первый и последний звук; делать звуковой анализ слов;
  • знакомить с предложением, составлять предложения из двух–четырёх слов; делить предложения такого же состава на слова.

Кружок “Почитай-ка” проводится систематически, один раз в неделю на протяжении всего учебного года. Кружок посещает 10 детей. В работе кружка “Почитай-ка” мы используем очень много дидактических игр. Для более эффективного запоминания букв мы играем в такие игры как “Живая Азбука”, “Буквы”, “Слоговое лото”, “Звуковые домики”. Развитие умения устанавливать место звука в слове. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах. Дети очень любят играть со слогами. Например, игра называется “Слоговое лото” (Из рассыпанных слогов составьте слова). Придумайте слова, в которых слог КА первый, в середине последний (камень, катер, канаты, сетка, ветка, миска, нитка).

К концу учебного года многие дети выполняют звуко-буквенный анализ слов. Для этого мы используем фишки, карточки, играем в игру “Друзья Тома и Тима”, выделяя мягкие и твердые согласные в словах.

Нравятся детям игры с мячом в кругу “Кто больше?” (придумать слова, в которых есть звуки н-р З,(З), “Подбери пару”(к сущ.подбирают прилагательные лиса-хитрая…)

Дети с интересом составляют слова из букв. (Назови первый звук в словах сова, палка, аист, синица, иволга, бочка, осень) СПАСИБО, и т.д.

Работа кружка строится с применением инновационных технологий (использование детских электронных игр, компьютерных игр, песочной терапии, арт-терапии). Только в игре все непонятное и необъяснимое становится понятным и доступным к восприятию.

Особый интерес у детей вызывает использование “Детского обучающего компьютера”. Задания в нем представлены в порядке возрастания их сложности. Сначала игры с буквами, потом со слогами, после этого словами и целыми предложениями. Также включены упражнения направленные на развитие необходимых для обучению чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Все обучение проводится в увлекательной игровой форме. Задания озвучены. В случае правильного выполнения звучит веселая музыка, подается световой сигнал. Всегда дети с увлечение выполняют задания в таких играх как “Найди букву”, “Вставь пропущенную букву”, “Запомни буквы и напиши”. Большой интересу дошкольников вызывают игры, которые заставляют думать, включают ребенка в соревнования с другими детьми:

1. “Составь слово из букв”. В этом упражнении нужно составить из предложенных на выбор слово, ориентируясь на слово-подсказку.

2. “Разгадай слово” В этом упражнении требуется разгадать зашифрованное слово.

С большим восторгом дети играют в игры с песком. Такие игры, как “Найди и назови букву”, “Спроси у друга, какая буква”, рисование пальчиком на песке букв.

А как интересно выложить буквы из цветной пряжи. Дети выкладывают буквы на разноцветном фоне, который выбирают сами. Это способствует развитию мелкой моторики, быстрому запоминанию букв, снятию психо-эмоционального напряжения.

Компьютерные технологии прочно и надолго вошли в нашу жизнь. Сегодня компьютерные технологии, используемые в образовании способствуют качественно новому содержанию развития ребенка, являются новым способом передачи и усвоения знаний. Дети с удовольствием играют с яркими и веселыми героями развивающих игр, в процессе таких игр у детей развивается речевой слух, внимание, зрительная память. В интересной игре, поставленная цель будет достигаться быстрее и эффективнее, ведь в финале ребенка ждет победа и награда за труд.

Такие игры “Волк- овцы” (выделить гласный звук в словах), “Бедный Дракончик” (разложить гласные звуки по сундучкам), “Две принцессы” (выделение гласных звуков в словах), “Меткий стрелок” (убрать лишнюю картинку), “Находчивая буква”(определить место звука в слове), “Свинки-копилки”(соотнести гласный звук и букву).

Игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умения подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

В кружке дети овладевают навыками чтения. Для чтения используем “Букварь” под ред. Жуковой, “Азбуку”, “Сказочная азбука”. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, работают в парах, задают друг другу вопросы, проверяют друг друга.

Очень любят дошкольники слушать сказки, о приключениях звуков, сочинять свои. Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходят сказочные герои, предлагая интересные задания. Очень интересно прошло занятие кружка на тему “Поможем Буратино” с применением детских электронных игр.

Анализ работы кружка за год показал позитивные результаты.100% (10) детей в конце учебного года знают и называют буквы алфавита, находят их в тексте, 80% (8) детей усвоили звуковой анализ, 50% (5) усвоили слоговое чтение, 30% (3) читают целым словом.

Моноторинг обученности чтению в кружке “Почитай-ка” май 2014 г.

Считаю, что кружковая работа-это эффективный метод работы с дошкольниками, который способствует развитию речи и познавательных психических процессов детей дошкольного возраста.