Цель: формировать представления детей о временах года (зима), основных приметах зимы, воспитывать любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: “Социализация”, “Физическое развитие”, “Речевое развитие”, “Познавательное развитие (ФЭМП)”, “Художественно-эстетическое развитие (музыка), восприятие художественной литературы и фольклора”.
Задачи:
- развивать у детей интерес к окружающему миру, приобщать к русской праздничной культуре – встрече Нового года (“Познавательное развитие”);
- продолжать укреплять и охранять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии (ритмические упражнения и игры, пальчиковая гимнастика, артикуляционные игры, релаксация, технология музыкального воздействия) (“Физическое развитие”);
- на основе обогащении представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей по темам “Зима”, “Новый год” вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин, предметов (“Речевое развитие”);
- формировать умение различать предметы по форме (круг, треугольник, квадрат) и цвету (“Познавательное развитие (ФЭМП)”;
- познакомить детей со сказкой А.Прейсена “Весёлый Новый год”, вызвать желание послушать ещё раз отрывки из сказки, поиграть в сказку (“Художественно-эстетическое развитие (Восприятие художественной литературы и фольклора)”);
- способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (“Художественно-эстетическое развитие (музыка)”.
Методы и приёмы:
словесные: беседа о зиме, чтение отрывков из сказки, вопросы, чтение стихов о зиме, пение песни;
наглядные: рассматривание иллюстраций, декораций к сказке, сказочных героев;
практические: игровые упражнения “Снег шёл”, “Зимние забавы”, украшение ёлки для мышек.
Материалы и оборудование:
- картины, иллюстрации с изображением зимы;
- иллюстрации к сказке “Весёлый Новый год”;
- декорация к сказке “Весёлый Новый год”;
- игровой персонаж мышонок;
- маленькая ёлочка с игрушками: шарами, шишками, бусами;
- колокольчик;
- аудиозапись: звуки метели, ритмичная музыка, писк мышонка, музыка к английской народной песне “Бубенцы”, “К деткам ёлочка пришла…”, “Новогодний хоровод”, “Колыбельная”;
- книга “Весёлый Новый год”.
Предварительная работа:
- чтение сказки “Весёлый Новый год”;
- беседы о зиме;
- наблюдения на прогулке;
- рассматривание картин и иллюстраций о зиме;
- разучивание стихов, песен о зиме, новогоднем празднике;
- игровое упражнение “Снег шёл”, физкультминутка “Зимние забавы”, пальчиковая игра “Ёлка”.
Дети под звуки метели входят в группу.
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, как воет ветер. Это вьюга всё вокруг заметает.
Слышится писк мышонка.
Воспитатель: Ой, ребята, кто это? Верно, это маленький мышонок из сказки, где мышки готовятся к новогоднему празднику.
Мышонок: Ребята, пожалуйста, помогите мне вернуться домой, чтобы вся наша семья вместе встретила новый год.
Воспитатель: Сначала надо выяснить, а когда же бывает этот праздник? Посмотрите на эту картину, и скажите, какое, здесь время года? Почему вы так думаете? Какая погода бывает зимой? Как одеты люди? Чем занимаются дети? Давайте с вами вспомним стихи о зиме.
Белый снег лежит кругом.
Белым стал забор и дом.
Даже крыша серая
Вся от снега белая
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
Стали дни короче, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала.
На дворе снежок метёт,
Это к нам зима идёт.
Зайчик шубу поменял,
Серый зайка белым стал.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, как снег идёт.
Снег шёл, шёл, шёл… Дети ходят, делая мягкие
движения руками
И в поле пришёл вверх и вниз.
Намёл сугроб Останавливаются и поднимают
руки вверх,
Высотой с небоскрёб, соединяя их над головой.
Немного полежал - Стоят на месте.
И дальше побежал. Бегают врассыпную.
Снег шёл, шёл, шёл… Ходят, делая плавные
движения руками.
И в лес пришёл: Поднимают руки вверх и
покачивают
На ветках покачался, ими из стороны в сторону.
С лисою повстречался, Наклоняются, отводя
руки назад.
Намёл сугробов в чаще - Делают мягкие
движения руками
вправо-влево перед собой.
И пошёл дальше. Возвращаются на места.
Воспитатель: Снег засыпал маленький домик, где живут мышки. Посмотрим, что же происходит в мышиной норке.
Открывается декорация мышиной норки, выставляются персонажи сказки.
Воспитатель: Короче день, длиннее ночь,
И холод на дворе.
И мама-мышь в своей норе
Внушает детворе:
“Надеюсь в мышеловку
Никто не попадёт,
Тогда опять все вместе
Мы встретим Новый год!”.
Мышата пообещали маме быть осторожными и побежали на улицу. Что-то холодно сегодня, дети давайте немного подвигаемся.
Под музыку к песне “Бубенцы” дети делают физкультминутку “Зимние забавы”.
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают
ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом на коньках. Изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! Приседают.
А потом снежки лепили, Стоят, “лепят”
воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катили, Катят воображаемый
ком.
А потом без сил упали… Приседают.
И домой все побежали. Бегут по кругу.
Воспитатель: Мышата устали, остановились, пить захотели. Вытянули мышата язычки и стали ловить ими снежинки.
Дети выполняют следующие движения:
- “мышата вытягивают языки” (вытянуть язык и спрятать его во рту);
- “язычок смотрит в стороны” (вытянуть язык вперёд и двигать им вправо-влево). Посмотрел язычок по сторонам – не видит ли кто, как он снежинки ловит. Почему? Правильно, снег нельзя есть – заболеешь.
- “язычок замёрз” (спрятать язык за зубами).
Воспитатель: А чтобы согреть наш язычок, давайте споём песенку “К деткам ёлочка пришла…”
1. К деткам ёлочка пришла,
Снег на ветках принесла.
Нужно ёлочку согреть, -
Платье новое надеть.
2. Ярко звёздочки блестят,
Ярко лампочки горят.
Бусы разные висят, -
Замечательный наряд!
3. Музыканты, поскорей, -
Заиграйте веселей.
Станем дружно в хоровод, -
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
Воспитатель: Мышиный папа тоже принёс ёлочку в норку. Ребята, поможем мышкам украсить ёлочку.
В мышиной норке появляется ёлка и ёлочные игрушки. Воспитатель с детьми вешают колокольчики, шары, бусы.
Воспитатель: Что мы повесили на ёлочку?
Какого они цвета?
На какую геометрическую фигуру они похожи?
Давайте сосчитаем углы у колокольчика-треугольника.
А теперь что мы повесили?
Какие шарики по форме?
Какого они цвета?
А теперь что мы повесили?
Бусинки треугольные или круглые?
Бусинки больше или меньше шариков?
Посмотрите, ребята, какая нарядная ёлочка у мышек. Расскажем и покажем, как мы украшали ёлку.
Пальчиковая игра “Наша ёлка”
В зале мы поставим ёлку. Дети соединяют над
головой ладони, показывая макушку ёлки.
У неё иголки колки. Показывают указательные
пальцы.
Будем ёлку наряжать, Вытягивают правую руку
вперёд ладонью вверх.
Будем ёлку украшать. Вытягивают вперёд левую
руку.
Вот шары большие, Прижимают подушечки пальцев
правой
Круглые, цветные. Руки к пальцам левой, образуя
шар.
Колокольчики висят. Собирают пальцы в горсть и
покачивают
Динь-динь-динь! – они звенят. кистью
вправо-влево (“колокольчик”)
Бусы разноцветные Плавно разводят руки в
стороны.
На веточки повесили,
Ёлочкой любуемся. Протягивают обе ладони
вперёд.
Всем сегодня весело. Хлопают в ладоши.
Воспитатель:
Мышиный папа говорит:
“Давайте встанем в круг,
Пусть ёлка будет посреди,
А вся семья - вокруг.
Дадим хвосты друг другу,
И – раз, два, три – вперёд!”
Так начался весёлый
Мышиный хоровод.
И все играют, и поют, и пляшут,
А потом мышиный папа говорит:
“Теперь, друзья, вздремнём!”
Мышата спать ложатся
И здесь, и там, и тут,
Но и во сне мышата
Танцуют и поют.
Звучит колыбельная мелодия, дети ложатся на спину на ковёр и, закрыв глаза, отдыхают.
Воспитатель:
А мышь-старушка стережёт
Покой других мышей
И напевает: “Новый год
Хорош для малышей!
И если в мышеловку
Никто не попадёт,
То через год все вместе
Мы встретим Новый год”.
Воспитатель звонит в колокольчик. Дети просыпаются, потягиваются.
Воспитатель: Ребята, наш мышонок дома, мы помогли ему найти свою сказку. Давайте напомним ему, как называется эта сказка? А когда бывает новый год? А какая погода зимой?
Мышонок: Спасибо, ребята, вся наша мышиная семья благодарит вас за помощь и дарит вам волшебные льдинки.
В этой льдинке от Зимы
Принесли вам леденцы.
Угощенье для ребят.
Угощайтесь все подряд!
Угощает всех детей леденцами и прощается.