В настоящее время в школах получают распространение методы и технологи на основе проектной деятельности обучающихся, которая реализует личностно-деятельностный подход в обучении. Это отвечает требованиям Федеральных нормативов Государственного Образовательного Стандарта общего географического образования в школе, где среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, особая позиция отводится рефлексивной деятельности, т.е. овладение навыками самостоятельной организации процесса познания, оценивание своих учебных достижений, личностных характеристик, владение умениями совместной деятельности и другое.
Сегодня требуется обучать активно, участвовать в проектной деятельности, обладающей высоким развивающим эффектом, а методическое обеспечение этого процесса зачастую отсутствует, не разработано. В рамках возникшей проблемы необходимо формирование готовности учащихся к проектной деятельности. Это можно сделать через систему уроков по разным предметам, в том числе и на уроках географии (6, 7, 8 класс).
1. Сущность понятия “проектная деятельность учащихся”
Проанализировав разные источники информации, можно утверждать, что не существует общепринятого определения готовности к проектной деятельности. За основное понятие ПДУ можно принять следующее определение: проектная деятельность учащихся рассматривается как форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [4, с.24]. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация), включая осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Задачи проектной деятельности:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- повышение мотивации учащихся к изучению предмета и получению дополнительных знаний;
Проектная деятельность воспитывает: значимые общечеловеческие ценности (социальное, партнерство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно. Развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания.
Таким образом, применение проектной деятельности в современной школе, по нашему мнению, дает возможность:
- построения образовательного процесса в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащихся;
- повышать интерес к изучению географии;
- формировать географическую компетентность в личностно-значимой практической деятельности.
2. Формирование готовности учащихся к проектной деятельности на уроках географии
Главным условием для выполнения проектной деятельности, как и для любой другой, является готовность к этому виду деятельности. Готовность к деятельности формируется в период обучения в образовательном учреждении посредством саморазвития и самосовершенствования.
В словаре С.И. Ожегова “готовность” определяется как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [5, с. 142]. Готовность к действию – состояние мобилизации всех психофизических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [2, с. 21].
Выделяют следующие элементы в структуре психологической готовности к различным видам деятельности: осознание своих потребностей, целей и задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей; осмысление и оценка условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта наиболее вероятных способов решения задач; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов; оценка соотношения своих возможностей; мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами [3].
Проанализировав теоретические подходы к проблеме готовности к проектной деятельности, можно считать, что не существует общепринятого определения готовности к проектной деятельности.
Готовность учащихся к проектной деятельности наступает, когда учитывается ряд требований. Учащийся не сможет осуществлять данную деятельность, если у него нет:
- никаких знаний, умений и навыков по предмету (в нашем случае – по географии), в рамках которого будет осуществляться формирование готовности к проектной деятельности;
- сформированных проектных умений, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Следовательно, под готовностью учащихся к проектной деятельности на уроках географии будем понимать сформированность предметных (географических) знаний, умений, навыков и проектных умений, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Готовность к проектной деятельности можно и необходимо формировать. Рассмотрим понятие “формирование” с точки зрения некоторых авторов.
- Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды и воспитания (Бабанский Ю.К.).
- Формирование – особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий (Ильина Т.А.).
- Формировать – создавать, составлять, организовывать что-либо (Ожегов С.И.).
Рассматривая понятие формирование с точки зрения различных авторов, можно сделать вывод, что это понятие является еще не установившимся и не определенным.
В основе формирования готовности учащихся к проектной деятельности должен лежать деятельностный подход, который опирается на положение о том, что деятельность является одним из определяющих условий формирования и развития личности. А главной целью проектной деятельности учащихся является развитие личности.
Специфика деятельностного подхода заключается в том, чтобы в процессе обучения учащийся освоил умения (рамках нашего исследования - проектные умения), опирающиеся на знания, которые обеспечивают эффективное осуществление необходимой деятельности.
Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности, имеющие потенциальные возможности по активизации и переводу подростков в позицию субъектов деятельности – автора, инициатора собственной учебы и жизни.
На основании проведенного анализа под формированием готовности к проектной деятельности учащихся на уроках географии мы будем понимать целенапраленный процесс учебного взаимодействия педагога и учащихся, направленный на формирование проектных умений учащихся на уроках географии.
3. Факторы, влияющие на формирование готовности учащихся к проектной деятельности
Выявим факторы, которые по нашему счету, в большей степени влияют на формирование готовности учащихся к проектной деятельности на уроках географии.
Объектом исследования работы является рассмотрение процесса обучения учащихся курсу “География материков и океанов” в 7 классе. Поэтому сначала необходимо рассмотреть возрастные особенности учащихся 7 классов (13-14 лет).
Основная особенность подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Он совпадает с обучением в школе второй ступени и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному и творческому мышлению. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. [7, с. 115].
В возрасте 12-14 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий (по ФГОС – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающих развитие личности учащегося.
Мотив к деятельности является большой проблемой учащихся этого возраста. Стремление к успешной учебе в этот период отходит на второй план, но ярко начинает проявляться познавательный мотив. У подростков начинает проявляться потребность в общении со сверстниками, в самопознании, в формировании образа будущего – это является мотивационной сферой подростков данного возраста. Чтобы не упустить возможности этого возрастного периода необходимо включение учащихся в проектную деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, выделять главное, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные зависимости. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, находить сходные и отличительные черты, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей [8, с. 4].
Ведущее место в мотивах деятельности занимают потребности и интересы. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Поэтому главный мотив к проектной деятельности на уроках географии - это интерес самого учащегося к предмету география (учебная мотивация) и виду деятельности (проектной), через которую ученик сможет реализовать свою познавательную потребность.
Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.
Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретённых знаний, умений и навыков.
Проектная деятельность позволяет реализовать многие личностные потребности подростков. Она дает школьнику возможность применить и нарастить не только свои академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Проектная деятельность позволяет выстраивать подростку новые отношения в классной иерархии, увидеть свой рост в знаниях и умениях. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам подростков [9].
Из выше сказанного можно выявить, что на формирование готовности к проектной деятельности учащихся на уроках географии влияют следующие факторы: возрастные индивидуальные особенности учащихся; мотивация учебной деятельности школьников к изучению географии; мотивация к проектной деятельности ученика в процессе изучения географии.
4. Методические условия формирования готовности учащихся к проектной деятельности на уроках географии
В словаре современного русского литературного языка одно из значений понятия “условие” - это необходимые, обязательные обстоятельства, предпосылки, определяющие, обуславливающие существование, осуществление чего-либо. Определены следующие методические условия, влияющие на формирование готовности учащихся к проектной деятельности учащихся на уроках географии:
- формирование комплекса проектных умений на уроках географии;
- включение в содержание учебной программы по географии (7 класса) упражнений, направленных на формирование проектных умений;
- организация самостоятельной деятельности учащихся с целью подготовки к проектной деятельности на уроках географии.
Главным, на наш взгляд, можно выделить методическое условие - формирование комплекса проектных умений на уроках географии.
Философский словарь трактует понятие “умения” как способность делать что-либо, приобретенная обучением, опытом [10, с. 490]. Советский энциклопедический словарь определяет “умения” как способность человека выполнять какую-либо деятельность или действия на основе полученного опыта. Приобретаемые человеком умения не только определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но и могут стать свойством личности [1, с.225].
Педагогический энциклопедический словарь дает определение умениям “как освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупность приобретенных знаний и навыков” [6, с. 415]. В психологическом словаре понятие “умения” трактуется как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Таким образом, умения определяются, как сознательное действие на основе знаний. Умение — это знание, которое понято учащимися и правильно воспроизводится, выступая в форме правильно выполняемого действия и приобретшего некоторые черты оперативности. При наличии умения под контролем сознания человек успешно выполняет то или другое действие. Проектные умения школьников приняты нами как способ выполнения действий на основе совокупности проектных знаний и навыков, которые реализуются в проектной деятельности и рассматриваются как результат сформированности готовности учащихся к проектной деятельности. Основным результатом сформированности умений является готовность к осуществлению деятельности. Поэтому формирование проектных умений является главным условием для осуществления проектной деятельности.
Проектные умения представляют собой комплекс умений и их можно разделить на две подгруппы – базовые и дополнительные:
базовые - видеть и формулировать проблему, ставить цель работы, определять задачи, планировать деятельность, осуществлять поиск и отбор нужной информации, выбирать эффективные способы решения поставленных задач;
дополнительные - представлять результаты деятельности, вести совместную деятельность, давать самооценку и проводить самоанализ своей деятельности.
Выделенные проектные умения, по своей сути, являются общеучебными умениями (метапредметными), которые согласно ФГОС входят в состав универсальных учебных действий (таблица 5).
Таблица 5
Проектные умения в составе универсальных учебных действий
Виды УУД | Состав УУД |
Познава- тельные |
Общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - применение методов информационного поиска ( компьютерных средств) - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способ решения задач ; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - извлечение необходимой информации, второстепенной информации; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поиского характера. Логические: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способа решения проблем творческого и поискового характера. |
Регуля- тивные |
- целеполагание - как постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще
неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результат; - оценка – выделение и сознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. |
Коммуни- кативные |
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
(определение цели, функций участников, способ
взаимодействия); - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Итак, формирование комплекса проектных умений является необходимым условием для осуществления проектной деятельности, и их формирование определено и Федеральным Государственным Стандартом Образования, так как они являются частью универсальных учебных действий, которые должны быть освоены на базе предметного содержания и применяться как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Список литературы
- Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Совет. энцикл., 1993. - 1628 с.
- Воровщиков С.Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. – М.: 5 за знания, 2007 – 352с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 576с.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш; под. ред. В.В. Рубцова. – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 2000. – 286 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова; под ред. Н.Ю. Шведовой – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО “Издательство ЭЛПИС”, 2003. – 944 стр.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 576 с.: ил.
- Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М. : Просвещение, 2010. – 71 с.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся / М.А. Ступницкая. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2009. – 64 с.
- Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л.Ф. Ильичева - М. : Совет. энциклопедия, 1983. - 840 с.