Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цели и задачи НОД.
Познание.
Познакомить детей старшего дошкольного возраста в соответствующей их возрасту форме с основами избирательного права (выборы, голосование, избиратель, кандидат). Дать детям первичные представления о значимости выборов. Формировать представления о России, о Челябинской области, о Чебаркуле (“Моя малая Родина”). Развивать слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную память; формировать наглядно-действенное мышление, учить выполнять операции сравнения и обобщения. Развивать воображение, внимание, фантазию.
Социально-коммуникативное развитие.
Формировать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности. Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах. Воспитывать гражданскую ответственность. Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к выборам.
Речевое развитие.
Обогащать активный и пассивный словарь детей; фонематический слух. Учить воспринимать на слух стихотворения; объяснение инструкций. Закреплять традиции семейного чтения художественных произведений (сказок, стихов). Развитие связной монологической и диалогической речи.
Художественно-эстетическое развитие.
Воспитывать любовь к художественной литературе; закреплять представления о сказочных героях. Учить сопереживать персонажам художественных произведений, анализировать их поступки.
Физическое развитие.
Развитие общей и мелкой моторики. Формирование предпосылок к здоровому образу жизни; навыками правильного питания.
Подготовительная работа: чтение художественных произведений А. Толстого “Приключения Буратино”; “Три поросёнка” (версия С. Михалкова); Ш. Перро “Кот в сапогах”, “Золушка”; Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”; анализ прочитанных произведений; составление характеристик сказочным героям. Знакомство с физической картой Челябинской области. Уточнение представлений о символах Российского государства (флаге, гимне). Изготовление из цветной бумаги “сердечек”. Коллективное рисование карты Волшебной страны.
Оборудование: карта Челябинской области; карта Сказочной страны (нарисованная), Российский флаг; аудиозапись гимна России; портреты сказочных героев: Карабаса-Барабаса, Незнайки, Трёх поросят, Кота в сапогах, Волшебницы Стелы; урна (ящик для голосования); бумажные “сердечки”; бюллетени для голосования; ширма для голосования; резиновый мяч.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Вы любите путешествовать? Предлагаю вам отправиться в гости к сказкам. Устраивайтесь поудобнее….. В некотором царстве, в некотором государстве, за морями и лесами находилась Сказочная страна. В этой стране жили герои разных сказок: Кот в сапогах, Буратино, Белоснежка, Змей Горыныч и другие жители. В этой стране никто никогда не ссорился, не обзывался и не воевал. Жили-поживали герои дружно и счастливо. Сказочной страной руководила умная и добрая волшебница Стела. На доске вывешивается карта Волшебной страны. (Карта рисуется педагогом любого размера, предпочтение отдаётся ярким цветам спектра).
Как-то ранним утром старая волшебница (на доску прикрепляется картинка с изображением доброй волшебницы) Стела собрала всех жителей страны на Большой поляне и сказала: “Дорогие друзья! Я уже много лет управляю Сказочной страной. Я стала старенькой и очень устала. А вы должны выбрать себе другого руководителя. Он должен быть смелым, храбрым, умным, честным. В нашей стране должны пройти выборы. Выборы – это мероприятие, на котором жители страны или города определяют голосованием самого честного и хорошего человека руководить страной или городом.
Педагог: В нашей стране России тоже проходят выборы. 14 сентября 2014 года жители нашей Челябинской области будут выбирать губернатора (человека, который будет руководить нашей областью).
Педагог: Задумались жители сказочной страны: “Кого же выбрать главным в стране?”. Волшебница Стела рассказывала: “Герои сказок, которые хотят стать руководителями страны, называются кандидатами. Кандидат должен составить план действий, в котором расскажет, что будет делать для того, чтобы людям лучше жилось. Пусть каждый, кто хочет стать кандидатом, расскажет нам завтра о себе”.
На следующий день жители Сказочной страны снова собрались на Большой поляне. Стать кандидатами захотели Карабас-Барабас, Три поросёнка, Незнайка, Кот в сапогах. Каждый из них рассказал о том, что он хочет сделать, если его выберут руководителем страны.
Карабас-Барабас
Рисунок 1
Я опасный, я ужасный, злой и жадный Карабас!
Если стану самым главным – накажу вас в тот же
час.
Спать вы будете, ребятки, утром, днём и вечером,
Потому что больше вам делать будет нечего.
Не пойдёте вы в кино и не станете гулять,
Книжки интересные вам не дам читать!
Три поросёнка
Рисунок 2
Очень дружно мы живём,
Только песенки поём.
Вместе станем веселиться,
И не будем мы учиться!
Незнайка
Рисунок 3
Научу я вас играть,
Прыгать, бегать и скакать.
Птичьи гнёзда разорять,
Кошек и собак гонять.
Брюки новые порвём –
Очень весело живём!
Кот в сапогах
Рисунок 4
Очень умный и весёлый.
Знаю всё на свете:
Куропаток я поймаю,
Отнесу всё детям.
Я спортзал для всех построю,
Две больницы, школу,
Чтобы дети все росли
На всю жизнь здоровыми!”.
Педагог: Кандидаты в губернаторы Челябинской области тоже составляют свой план, программу действий и рассказывают об этом людям. Важно, чтобы кандидаты всегда говорили правду и выполняли свои обещания.
Ведущий: Очень задумались жители страны – кого же им выбрать? Кто больше нравится? Волшебница Стела говорит: “Все остальные жители страны называются избирателями. Избиратели – это люди, которые выбирают лучшего кандидата”.
Педагог: Ребята, ваши родители, бабушки и дедушки тоже избиратели. Каждый человек имеет право выбирать и быть избранным. Избирателем может стать человек, которому исполнилось 18 лет.
Физминутка
Педагог: У меня в руках мяч, поиграем в игру “Фантазёры”. Каждый из вас знает правила, которые необходимо соблюдать на улице, дома, когда общаешься с другими людьми. Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У кого в руках окажется мяч, пусть бросит его и скажет: “Я хочу, чтобы в сказочной стране было такое правило…”. (Например, в сказочной стране нельзя обижать маленьких, необходимо соблюдать правила дорожного движения).
Педагог: Волшебница Стела показывает жителям страны лист с фотографиями всех кандидатов (бюллетень). Избирателю нужно нарисовать солнышко только напротив одного героя - кандидата. Затем избиратель опускает свой листок (бюллетень) в специальный ящик для голосования (урну). Все слова Волшебницы ведущий сопровождает действиями.
Рисунок 6
Педагог: Для взрослых выборы проходят выборы на избирательных участках, где выдают бюллетени (листы) для голосования. В них нужно отметить кандидата, за которого избиратель хочет проголосовать и опустить бюллетень в урну. Затем избирательная комиссия достаёт бюллетени из урны и подсчитывает голоса.
Ведущий: Волшебница Стела напоминает нам, что выборы будут проходить только один день. Кто опоздал, тот голосовать не будет.
Ведущий: Ребята, сегодня вы станете избирателями в Сказочной стране. Возьмите бюллетени и подумайте, за кого вы хотите проголосовать.
Кто вам понравился больше всего. А теперь каждый проходит за ширму и напротив своего героя – кандидата нарисует солнышко и опустит бюллетень в урну. Молодцы, все проголосовали. Избирательная комиссия подсчитывает голоса.
Ведущий: Сейчас Волшебница Стела назовёт имя сказочного героя, который победил на выборах. Поздравляем! (Демонстрируется фотография победителя). Он будет руководить сказочной страной и станет (каким руководителем?) … Предполагаемые ответы детей: добрым, смелым, умным, сильным, находчивым, честным, мудрым.
Выборы в сказочной стране состоялись. Осенью в нашей Челябинской области состоятся выборы губернатора. Выбирать губернатора будут Ваши родители. Расскажите им, как проходят настоящие выборы.
Карта челябинской области
Рисунок 7
Итог.
На доске висит карта сказочной страны, где счастливо будут жить герои сказок. Представьте, что эта карта – наша Челябинская область. Давайте возьмём красные сердечки - символ любви к родному краю (дети заранее вырезали из цветной бумаги) и приклеим на карту Челябинской области. Так мы всем расскажем о том, что наш край – самый любимый! Дети подходят к карте и прикрепляют на карту сердечки.
Рисунок 8
Литература
1. Борисова О. Правовое воспитание дошкольников // Ребёнок в детском саду. № 4/2002, с. 77.
2. Степанов В. А. Моя Родина – Россия / - М.: “Фламинго”, 2004.
3. doshkolnik.ru›prezentacii/9125-vibory.html
4. http://topwar.ru/36934-bez-istrebitelya-novogo-pokoleniya-rol-evropy-snizitsya.html
5. http://vk.com/club44807027
6. http://forum.elfheim.ru/
7. http://lider-10.ucoz.ru/index/festival_quot_lider_xxi_veka_quot/0-49
8. http://lori.ru/2910673 http://www.
9. http://www.liveinternet.ru/