Цели: повышение правовой грамотности учащихся и их родителей, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.
Задачи:
пробудить интерес к изучению документов о правах человека, гражданина;
развивать навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы;
развивать коммуникативные умения (общаться в группе, высказывать свою точку зрения);
воспитывать чувства гражданской ответственности;
формировать правовую культуру человека.
Оборудование: проектор, презентация, реквизит для сценок, карточки с номерами 1-9.
Ведущий (учитель):10 декабря 1948 года Организацией Объединённых Наций была принята Всеобщая Декларация прав человека. Именно 10 декабря отмечается День прав человека. А 20 ноября – Всемирный День прав ребёнка. В 1989 году Организация Объединённых Наций приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребёнка”. Конвенция – это международное соглашение. В нём государства дают обязательство соблюдать права каждого ребёнка. Наша страна тоже подписалась под этим документом.
Сегодня мы проводим тематическое родительское собрание в форме игры, в которой примут участие три команды родителей и детей. (Тема и задания представлены в презентации. Приложение 1)
(Слайд 1)
Тема собрания “Страна, семья и я! Наши права и обязанности”.
Мы начинаем игру, а разобраться во многих серьёзных вопросах нам помогут сказочные герои.
1-е задание “Викторина”
(Слайд 2)
Ведущий: Команды по очереди выбирают номер вопроса и отвечают на него.
После ответа команды щелчком по выбранному номеру вопроса появится иллюстрация к ответу.
- Вы все знаете сказку Ш.Перро “Красная Шапочка”. Скажите, какое право главной героини было нарушено в сказке? (Право на жизнь)
- В какой сказке злой серый разбойник вторгся в чужое жилище и чуть не лишил трёх героев жизни? (“Три поросёнка” С.Михалков)
- Каким правом не воспользовался и в то же время не выполнил свою обязанность главный герой сказки А.Толстого “Приключения Буратино”. (Право на бесплатное образование и обязанность ходить в школу)
- В какой сказке Г.Х.Андерсена зелёное безобразное существо посягнуло на личную жизнь прекрасной девочки, лишив её родного дома и матери? (“Дюймовочка”)
- В какой сказке К.И.Чуковского герои пользовались бесплатной медицинской помощью? (“Айболит”)
- В одной из сказок Г.Х.Андерсена рассказывалось о несчастной жизни бедного героя, который был некрасив, которого все обижали, с которым не хотели жить рядом, от которого отказалась даже семья. Назовите этого сказочного героя и его право, которое было нарушено? (“Гадкий утёнок”, право жить в семье, право на заботу и защиту)
2-е задание “Непростая ситуация”
(Слайд 3)
Ведущий: Командам предлагается послушать диалоги и ответить на вопрос (сценки разыгрывают заранее подготовленные учащиеся).
Ситуация для 1-й команды:
Мама: Доченька, я ухожу, а ты, как поешь, помой за собой посуду и приберись в своей комнате!
Дочка: Мама, у меня завтра контрольная, мне надо готовиться!
Мама: Ты всё успеешь, если постараешься!
Дочка: Конвенцией о правах ребёнка я защищена от выполнения любой работы, которая мешает мне в получении образования!
Мама: И как тут быть?..
Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования)
Ситуация для 2-й команды:
Сын: Папа, можно мне с приятелем погулять?
Папа: Сиди лучше дома, ни с кем не гуляй.
Смотри телевизор, возьми почитай.
А если ты всё же решишь погулять,
То только один! Чур, ни с кем не играть!
Ведущий: Какое право ребёнка ущемляет папа? (Право на личную жизнь, право на дружбу)
Ситуация для 3-й команды:
Ведущий:
В семье у мамы с папой дочка родилась,
Стали думать и гадать, как же крошку им назвать?
Мама: Может, Маша?
Папа: Нет, лучше Даша!
Мама: Может Марина?
Папа: Нет, уж лучше Карина!
Вместе:
Думали-гадали,
Дочку так и не назвали!
Ведущий: Какое право ребёнка нарушили родители? (Право на имя)
3-е задание “Сказочный турнир”
(Слайд 4)
Ведущий: Рассмотрите на экране иллюстрации к сказкам. Каждая картинка имеет свой номер. На столах лежат карточки с такими же номерами. Командам необходимо поднять карточки с номерами, которые соответствуют ответу на вопрос, сразу же по окончании звукового сигнала. Правильный ответ выделяется цветом щелчком на номер картинки.
Вопрос задаётся сразу всем командам.
Вопрос 1: Где нарушено право на неприкосновенность жилища? (№ 4 “Теремок”)
Вопрос 2: Где нарушено право на жизнь? (№ 2, № 5 “Колобок”, “Красная Шапочка”)
Вопрос 3: Где нарушено право на свободу? (№ 1, № 3 “Дюймовочка”, “Жар-птица”)
Вопрос 4: Где нарушено право на отдых и разумное ограничение рабочего дня? (№ 6 “Золушка”)
Вопрос 5: Где нарушено право на личное имущество? (№ 9 “Буратино”)
4-е задание “Логическая цепочка”
(Каждой команде своё задание)
Щелчком по выбранным ответам выделяются правильные.
Задание для 1-й команды (Слайд 5)
Ведущий: Рассмотрите картинки и подумайте, кто из героев лишний в этой цепочке? Поднимите соответствующие карточки с номерами после звукового сигнала. (№ 6, № 8)
Задание для 2-й команды (Слайд 6)
Ведущий: Рассмотрите знаки и подумайте, какие знаки лишние в этой цепочке? Поднимите соответствующие карточки с номерами после звукового сигнала. (№ 2, № 8)
Задание для 3-й команды (Слайд 7)
Ведущий: Прочитайте слова и подумайте, какие слова лишние в этой цепочке? Поднимите соответствующие карточки с номерами после звукового сигнала. (№ 4, № 5)
5-е задание “Вопросы мудрой совы”
(Слайд 8)
Ведущий: Для каждой команды приготовлен текст, в котором говорится об уклонении от каких-либо обязанностей. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
Щелчком по номеру появляется текст с вопросом
(Слайды 9, 10, 11)
Ответ 1-й команды (Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях)
Ответ 2-й команды (Каждый обязан охранять природу и окружающую среду)
Ответ 3-й команды (Воинская обязанность, прохождение военной службы по призыву)
6-е задание “Музыкальная головоломка”
(Слайд 12)
Ведущий: Команды по очереди выбирают номер вопроса и прослушивают фрагмент песни щелчком на управляющую кнопку “звук”, после чего должны сказать, о каком праве поётся в этой песне.
Ответ № 1 (Право на образование)
Ответ № 2 (Право на личную жизнь, на дружбу)
Ответ № 3 (Право на свободное передвижение по стране, на путешествие)
Ответ № 4 (Право на отдых и досуг)
Ответ № 5 (Право на личную жизнь, на тайну)
Ответ № 6 (Право жить в семье, право знать своих родителей и право на их заботу)
Ведущий: Уважаемые команды, вы ответили на все вопросы нашей серьёзной игры.
(Слайд 13)
Сегодня мы вспомнили основные права и обязанности человека, взрослого и ребёнка, права и обязанности гражданина нашей страны. Предлагаю принять решение нашего необычного собрания…
(Проект решения: “Соблюдать права детей и взрослых, а так же выполнять обязанности перед семьёй и обществом”)
Ведущий: Благодарю всех за участие. (Слайд 14)