Класс празднично украшен, дети под музыку входят в класс и рассаживаются на свои места.
Ведущий:
На свете много книжек разных.
В честь Азбуки отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему
Такая вдруг ей честь досталась?
1. Ну что такого в этой Азбуке?
Её мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться,
И видим в ней картинку на странице.
Вот на столе лежит арбуз –
Как сладок и приятен он на вкус.
А рядом с ним три чёрточки видны.
Зачем здесь нарисованы они?
2. Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву … (показывает листок с
буквой А).
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они – основа всех наук.
3. И вот вперёд мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово … (показывает листок со
словом “мама”).
И вот все буквы нам известны стали.
Мы выучили целый алфавит!
И уйму слов уже мы прочитали.
А сколько прочитать ещё нам предстоит!
Наверное, вовек не сосчитать
Всех слов, что нам придётся прочитать.
Ведущий.
- Вот и вы, ребята, придя в школу, получили свой первый учебник “Азбуку”. В течение полугода она была вашим путеводителем в городе букв. С ее помощью вы узнали много нового, интересного, научились лучше читать.
1. Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И детсаду подарю.
2. Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала я:
“Мама моя”.
3. Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вышел из пеленок –
Просит книгу показать.
4. Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
5. Бегал в садике давно ли
Он за мыльным пузырем!
А теперь Сережа в школе,
Нынче встреча с букварем!
6. Со стены, где спозаранок
Скачет зайчик золотой,
Смотрят ласково из рамок
Ломоносов и Толстой.
7. Смотрят прямо на Сережу,
Мудрым взором говоря,
Что они когда-то тоже,
Начинали с букваря!
8. Нас научила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!
Ведущий:
- Да, Азбука – начало всех начал. Но праздник начался, а главной гостьи – Азбуки, нет. Давайте, ребята, позовем ее.
Дети:
- Азбука! Азбука! Мы ждем тебя!
(В класс входит Азбука)
Азбука.
- Вот и я, мои друзья!
Вам очень рада я!
Приятно слышать добрые слова о себе.
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда.
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учились все по мне и встарь:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись им без меня.
- Но я не могу продолжить праздник без своих
помощников.
Ведущий: А кто они?
Азбука: Отгадайте загадку и узнаете.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ. (Буквы)
Ведущий: Уважаемая Азбука! Войска букв к параду букв от “А” до “Я” готовы! Разрешите начать парад!
Азбука:
А ну-ка, буквы,
Встаньте в ряд:
Я – командир, вы – мой отряд.
Гласные – направо!
Согласные – налево!
Дети читают стихотворение С.Маршака “Веселая азбука”.
Ведущий:
Вот такие наши буквы – славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
1. Хоть непросто это, пусть!
Все заучим наизусть!
К букве – буква, к слову – слово –
Родилась родная речь!
2. Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Алфавитная семья
Вам представлена, друзья!
3. Кто захочет сам читать,
Станет буквы изучать,
А от этого порога –
К знаниям ведет дорога.
Азбука:
С вами я хочу проститься,
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
(Азбука прощается и уходит). Дети исполняют песню про азбуку.
1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
3. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Ведущий: Ребята, учебники, которые я раздала вам в сентябре, изучены. Теперь вы не новички и книги вам нужны другие. Я вам их принесла. Но где же они?
(В класс вбегает Баба-Яга)
Баба-Яга: Лучше не ищите. Все равно не найдете!
Ведущий: Ребята! Вы узнаете, кто это?
Баба-Яга: Ох уж мне эти детки! Всегда меня узнают. Но я рада, что с вами повстречалась, дорогие ребятишки, маленькие, хорошенькие. И так мне вас жалко! Какие-то вы все не такие. Сидите вы в этой школе и все куда-то смотрите, и все что-то слушаете.
А ну-ка, закройте глазки правой ручкой – вот так (показывает), а левой ручкой закройте правое ушко – вот так (показывает). Что-то у вас неправильно получилось. Левое-то ухо открыто. Поменяйте быстро руки. Быстрее, еще быстрее! Что это вы развеселились, расшумелись? Это очень плохо! А почему вы веселитесь?
Ведущий: Потому что у нас праздник. А книги ты куда дела?
Баба-Яга: Далеко… Спрятала! Вот выполните мое испытание, тогда отдам. Нет. Одно – это много. Нужно поменьше … Вот! Выполните три моих испытания! Нет. Нужно что-то между единицей и тройкой… Пять моих испытаний выполните, тогда отдам книги!
Ведущий: А какие это испытания?
Испытание 1
Баба-Яга:
Я загадки вам задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором мне ответ давайте.
1. Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус.
А зовут его … (Арбуз)
2. Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это … (Белка)
3. Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (Гол)
4. Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот быстрых ножек?
Это наш приятель … (Ежик)
5.Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится … (Кошки)
Испытание 2
Баба-Яга: А сейчас попробуйте отгадать, о каких героях пойдет речь.
1. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
2. А дорога – далека,
А дорога – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
3. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …
4. Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок …
5. Скачет лошадь не простая, -
Чудо – грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек,
Удивительный конек
По прозванью …
Баба-Яга: Я, конечно, слыхала, что вы знаете не мало, но не думала, что столько много.
Испытание 3
Баба-Яга:
На страницах книг и я гостила,
Стихов много заучила.
Правда, память у меня плохая (чешет затылок)
Буквы иногда меняю.
Ведущий: Ошибки нам найти несложно! Правда, ребята?
1. Тает снег.
Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
2. Синеет море.
Перед нами
Летают майки над волнами.
3. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
4. Врач напомнил дяде Мите,
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Баба-Яга: Ладно, справились и с этим заданием.
Испытание 4
Баба-Яга: А теперь, ребята, я хочу посмотреть, а умеете ли вы танцевать.
(Ребята исполняют танец маленьких утят).
Ведущий: Ну, хватит, Баба-Яга. Замучила ты нас совсем. Теперь я буду задавать вопросы, а ты отвечай. Ребята будут проверять.
- Сколько букв в русском алфавите? (10)
- Назови гласные буквы. (А, о, г, р, я)
- Назови всегда мягкие согласные звуки. (Ч, б, з)
- Какие буквы звуков не обозначают? (Нет таких)
- Ребята. Много ошибок сделала Баба-Яга?
Баба-Яга: Вижу, что мне тоже нужно идти учиться. Я вам, ребята, отдам книги, а вы возьмете меня в свою школу. Договорились?
1. Праздник наш сегодня завершается,
С азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
2. Солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки и мальчики
Радостно учатся
Весело живут.
Ведущий:
Мои дорогие друзья!
День сегодня такой…
Вы закончили Азбуку
И идете в путь со мной.
Вместе мы прочитаем
Тысячи книг!
И каждый из вас гордо скажет:
- Я – ученик!
Так что в путь!
Не робейте!
Не грустите, не жалейте,
Что закончили Азбуку вы.
Баба-Яга и Азбука вручают детям книги.
Использованная литература
- Внеклассные мероприятия:1 класс. /Авт. сост.О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина, Е.Л.Резенова. – 3-е изд. - М.: ВАКО, 2006.
- Праздники круглый год: в учебное время и летом /Авт.сост. О.В.Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Праздники в начальной школе- 2 /Сост. Н.Г.Кувашова. – Волгоград: Учитель, 2004.