Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о семье; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе.
Развивающие:
- развивать навыки сравнительного анализа, развитие эстетических чувств, устной речи, мышления, внимания;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение работать в группах;
- продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение ко всем членам семьи;
- создание условий для полноценного межученического диалога;
- обеспечить тесную связь обучения с жизнью.
Оборудование:
- Презентация урока.
- Карточки со словами.
- Раздаточный материал для парной работы.
- Выставка рисунков “Моя семья”.
1. Организационный момент
– Дети, приветствуем гостей, присутствующих на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
2. Актуализация знаний и постановка проблемы
А я вам хочу рассказать одну легенду. Это было очень-очень давно, когда появились первые люди на земле – Адам и Ева.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: “Я”
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: “Я”
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: “Я”
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
“Я, я”, – тихо молвила Ева: “я, я”,
Сказала она знаменитых семь “Я”
Вот так на Земле появилась семья.
- Какое слово всё время произносила Ева? Сколько раз? (Показ ребуса “7Я”)
- Слово семья обозначает семь “Я”, которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей.
- Конечно, не у всех в семье живет 7 человек, да и не важно сколько. Главное, что мы любим друг друга, понимаем и помогаем друг другу.
– Попробуйте определить тему и цель нашего урока. (Составить из слов предложение – тему)
3. Работа по теме урока.
1) Вступительное слово.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас.
Семья – это люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра.
Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
На Руси к семье всегда относились с уважением. Поэтому семьи были большие и дружные.
2) Работа по учебнику
СТР.52 (фото)
Вспомним хотя бы русские сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. СТР. 52 (пословицы)
Я начинаю, а вы продолжите:
- В гостях хорошо, ... а дома лучше
- Яблоко от яблони ...не далеко падает
- Семья в куче – не страшна ...и туча
- Вся семья вместе, так и душа ...на месте.
- Кто родителей почитает, тот вовеки ....не пропадает
Физкультминутка. - А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. - Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло?
(РАБОТА В ПАРАХ) Перед вами лежат листочки. Вам нужно выбрать из предложенных слов верные слова о вашей семье. Попробуйте сказать об отношениях в своей семье, отвечая на вопрос “какая?”. (Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая). Какие слова вы не выбрали?
Дети: злобная, жестокая, вредная, невыносимая
УЧЕБНИК СТР.53
Учитель: Я скажу начало предложения, а вам надо его закончить такими словами, какие бы вы хотели сказать своим родным.
Я хочу, чтобы мои мама и папа были...
Я люблю, когда бабушка...
Мои мама и папа для меня самые...
Я люблю своего дедушку за то, что...
Я хочу своим родителям пожелать...
Свою семью я считаю...
Моя мамочка для меня самая...
Мой папочка для меня самый...
Чтение статьи из учебника стр.53
4. КРАЕВЕДЕНИЕ
- Что такое традиция? То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
В каждой семье есть традиции. К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь, отмечание праздников.
ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ “В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА”
Учитель: - Ребята, пройдёт немного времени, и мы будем отмечать один из самых любимых вами праздников, самый семейный праздник – Новый год.
- Среди многих традиций, присущих новогоднему празднику, существует обязательное исполнение песни “ В лесу родилась ёлочка”. Нет человека, который не пел сам или хотя бы не слышал эту новогоднюю песенку. Кто же её автор? Об этом расскажет Нотка.
- Слова этой песни написала Раиса Кудашева, а музыку – Леонид Бекман. В канун Рождества в 1903 году Раиса Кудашева опубликовала стихотворение под названием “ Ёлка” в журнале “ Малютка”. Спустя три года кандидат естественных наук, Леонид Бекман, положил шесть четверостиший этого стихотворения на музыку. Так появилась эта замечательная песня, без которой невозможно представить встречу Нового года.
(Разучивание и исполнение песни под музыку).
Учитель:
Снег ложится на дома,
К нам опять пришла зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, лёд,
И весёлый...
Дети:
Новый год!
Прочитать стихотворение в тетради (хором)
- Как к нам пришёл этот праздник? Отмечают ли Новый год в других странах? Какие традиции празднования Нового года существуют в вашем городе, школе, семье? Об этом нам расскажет творческая группа, которая заранее подготовилась, подобрала очень интересный материал.
- Так кто же придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл?
1 ученик. В древности наши предки его отмечали 1 марта. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на 1 сентября. И только в 1700 году, по указу царя Петра I, Новый год принято отмечать 1 января. Именно царь Пётр 1 повелел украшать дома еловыми и сосновыми ветками.
- О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете?
2 ученик. Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка – это символ новогоднего праздника.
3 ученик. Ещё одна традиция – пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году.
4 ученик. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.
- А как отмечают Новый год в других странах?
1 ученик. В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью.
2 ученик. Венгерский народ в полночь громко играет на дудочках, свистульках, рожках. Они считают, что это помогает выгнать из дома злых духов.
3 ученик. Немцы всех возрастов забираются на стулья, диваны, кресла и с наступлением праздника прыгают на пол. Они говорят, что это помогает впрыгнуть в новый год чистым и безгрешным.
4 ученик. Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавится от плохой энергетики.
5 ученик. В Испании принято съесть 12 виноградин и загадать 12 желаний.
6 ученик. В Скандинавии существует традиция хрюкать под столом, скандинавы утверждают, что это помогает им избавится от болезней и неудачи.
7 ученик. А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года – это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку.
8 ученик. В Индии Новый год называют Гуди Падва, в этот день индийцы обязательно должны съесть листья дерева ним-ним.
9 ученик. Болгария – это страна где самый маленький член семьи читает гостям стихи, поёт песни, дарит сувениры, которые снимает с ёлки.
- Дети, а без кого не бывает новогоднего праздника? Как он выглядит? А сколько ему лет? (больше 1000) А кто его помощница?
Как зовут Деда Мороза в разных странах?
1 ученик. В Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании – это Санта Клаус. Отличается от нашего одеждой, на нём всегда одета красная куртка с белым мехом и шаровары.
2 ученик. В Швеции их вообще два: Юлтомтен и Юлниссаар, они награждают послушных детей и оставляют им подарки под окном.
3 ученик. И во Франции тоже два Деда Мороза: Пэр-Ноэль и Шаланд.
4 ученик. В Румынии - Мош Кречун.
5 ученик. Финляндия славится Йоулупукки, он всегда находится в свите гномов.
6 ученик. В Эстонии - Йиулувана.
7 ученик. А ребята из Узбекистана с нетерпением ждут Корбобо, который приезжает на ослике.
Учитель. Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.
Чтение стр. 32 тетради № 2 (как в других странах называют Деда Мороза)
Чтение стр. 32 тетради № 2 (Старый Новый год)
Что “растёт” на нашей ёлке?
Услышав название ёлочной игрушки, надо поднять руку и сказать: “ Да!”, а когда называется то, чего на ёлке не бывает, надо сдержаться и помолчать.
Что “растёт” на нашей ёлке?
Только ль шишки да иголки?
Мягкая игрушка,
Звонкая хлопушка,
Петенька-Петрушка,
Старая кадушка.
Белые снежинки,
Швейные машинки,
Яркие картинки,
Рваные ботинки.
Плитки-шоколадки,
Кони и лошадки,
Зайчики из ватки,
Спортивные палатки.
Яркие фонарики,
Хлебные сухарики,
Красные флажки,
Шапки и платки.
Творческая работа в тетради “Украсить новогоднюю ёлку”.
IV. Итог урока.
Учитель:
- Наш урок подошёл к концу. Удалось ли вам узнать что-то новое для себя?
Говорят под Новый год,
Что не пожелается,
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Ёще одна замечательная новогодняя традиция – дарить друг другу добрые пожелания.
У каждого из вас на парте – вырезанный из бумаги ёлочный шар. Напишите на нём какое-нибудь новогоднее пожелание, прикрепите его к изображению ёлочки, и тогда оно обязательно сбудется.
Литература.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир, М., Вако, 2013.
- Обухова Л.А., Махина Н.С., Онегина Г.В., Гребенщикова О.И. Краеведение 1 год обучения, рабочая тетрадь, Воронеж, 2011.
- Краеведение. DVD приложение к рабочей тетради.
Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/30/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-kak-zhivyot
- http://chudiki.my1.ru/load/konspekty_urokov/okruzhajushhij_mir/konspekt_uroka_v_1_klasse_ja_i_moja_semja/16-1-0-836
- https://www.google.ru/search?q=%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BC%D0%BE%D1%8F+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F&newwindow=1&biw=1280&bih=909&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=d86FVN8ti_zLA9SxgogP&sqi=2&ved=0CBsQsAQ
- http://www.liveinternet.ru/users/balyusaj77/post294183835