Для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками, определяется вариант обучения когда ребёнок, с нарушением слуха полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия). (Проект ФГОС для обучающихся слабослышащих, позднооглохших школьников. п. 2.3.) Данный конспект может быть использован для проведения урока в классе, где наряду со здоровыми детьми есть обучающийся с нарушением слуха.
Цель урока – обобщить и систематизировать знания и показать необходимость обыкновенных дробей в повседневной жизни. Конспект урока составлен в соответствии с адаптированной рабочей программой. Параллельно с освоением математического материала и выполнением практических заданий социально – адаптированных к жизненной ситуации проводится коррекционная работа: коррекция произношения математических терминов, развитие слухового восприятия (математический диктант, произношение знакомых фраз за экраном).
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, показать необходимость дробей в повседневной жизни, контроль приобретенных знаний.
Задачи урока:
- образовательные - повторить и обобщить изученный материал: понятие “обыкновенная” дробь, определение числителя и знаменателя дроби, закрепить умение записывать и читать обыкновенные дроби, рассмотреть примеры использование дробей в повседневной жизни;
- развивающие - развивать у школьников умения сравнивать и обобщать, логически излагать мысли, развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.
- воспитательные - эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе.
- коррекционные - развивать слуховое восприятие, корректировать произносительные навыки в контексте математических терминов.
Тип урока: систематизация, обобщение умений и навыков, применения полученных знаний в практической деятельности.
Оборудование урока:
- проектор
- интерактивная доска
- презентация в Power Point по теме “Обыкновенные дроби”.
- бумажные круги - макеты таблетки, бумажные ленты разной длины, разного цвета для каждого ученика
- жетоны с номерами вопросов для устной работы
- продукты для приготовления коктейля
- сантиметровая лента, ножницы
План урока
- Организационно-психологический этап.
- Проверка домашнего задания.
- Постановка цели и задач урока.
- Актуализация теоретических знаний. (Игра “Лото”). Приложение 1
- Развитие слухового восприятия. (Математический диктант).
- Решение практических задач.
- Задача №1. Практическая работа по разрезанию макета таблетки.
- Физминутка.
- Задача №2. Коллективная работа по изготовлению открытки.
- Задача №3. Обучающая игра “Кафе”.
- Самостоятельная работа. Выполнение теста на компьютере. Приложение 2
- Домашнее задание. Приложение 3
- Подведение итогов.
Ход урока
Организационно-психологический этап.
Здравствуйте, садитесь. (Вопросы задаются за экраном).
- Ваня, ты готов к уроку?
- Андрей, какое сегодня число?
Проверка домашнего задания.
Постановка цели и задач урока.
- Какую тему мы изучаем? - (Обыкновенные дроби) (Слайд 1)
- Продолжаем изучение этой темы, сегодня мы узнаем, где встречаются дроби и где мы применяем их в нашей жизни.
Актуализация теоретических знаний.
Игра “Лото”. (Слайд 2, 3)
- Повторим всё, что мы знаем о дробях. Выбирайте номер вопроса и отвечайте. (за экраном)
Ученики выполняют задание, поочерёдно, вытаскивая номера вопросов. Задания высвечиваются на экране с помощью слайдов. Переход по номеру вопроса происходит по гиперссылке. Для возвращения к слайду 3 нужно нажать на картинку, размещенную на слайде с вопросом.
Математический диктант.
Внимание, слушайте и записывайте в тетрадь слова.
Произношу слова, за спиной у детей, они записывают их в тетрадь. При произношении слов, учитывается рабочее расстояние для каждого обучающегося.
[Дробь, числитель, знаменатель, одна вторая, две третьих.]
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа, поставьте отметку. (Слайд 16)
Решение практических задач.
Задача №1.
Демонстрируется слайд с изображением врача. (Слайд 17)
- [Кто это?] – Врач.
- Когда мы посещаем врача? (Если заболеем)
- Он назначает для лечения лекарства. Но мы с вами болеть не будем.
- Чтобы быть здоровым нужно принимать витамины. Как правильно принимать витамины, написано в инструкции, которая вложена в коробку с витаминами или лекарствами. Посмотрите, на слайде приведён пример.
У каждого из вас инструкция по применению медицинских препаратов.
- Какую дробь вы видите в инструкции, назовите? – (Одна вторая, одна четвёртая)
Итак, задача. (Слайд 18)
Данилу и Ване врач назначил принимать по 1/4 таблетки, Андрею и Илье по 3/4, Вике и Андрею К. по 1/2 таблетки.
(У детей на столах лежат бумажные макеты таблетки и ножницы.)
- Отрежьте ножницами и покажите какую часть таблетки вам назначил принимать врач.
Учитель спрашивает у каждого ученика:
- На сколько частей разделили таблетку?
- Какую часть таблетки взяли?
- Молодцы, с заданием справились. (за экраном)
Физминутка. (Слайд 19)
Игра “Расположи дроби по-порядку”
Детям раздаются карточки, на которых написаны обыкновенные дроби и предлагается встать, так чтобы дроби располагались в порядке возрастания, а затем убывания.
Задача №2.
– Приступаем к выполнению второй задачи. Прочитайте задачу.(Слайд 20)
- Из ленты нужно сделать 3 одинаковых бантика для украшения открытки.
На столах у каждого ученика бумажные ленты разной длины и цвета.
Демонстрируется открытка с готовым украшением и предлагается дополнить своими бантиками.
Обсуждение решения задачи происходит с помощью наводящих вопросов.
- На сколько частей разделить ленту?
- Какую часть ленты нужно взять для одного бантика?
(На доске нарисовать чертёж, если будет необходимость обратиться к нему)
- Какой длины вся лента?
- Как узнать длину ленты?
- Чем измерить? – Сантиметровой лентой.
- Разрежьте вашу ленту на части.
Учащиеся производят самостоятельно измерение и делят каждый свою ленту на три части.
- Сделайте один бантик, остальные доделаем дома.
Готовые бантики приклеиваются к открытке.
Задача №3. Обучающая игра “Кафе” (Слайд 21)
- Ребята, вы все молодцы, отлично справились с задачами, и сейчас приглашаю вас в кафе, выпить вкусный молочный коктейль. Мы вместе будем готовить апельсиновый коктейль по рецепту.
- Прочитайте рецепт. (за экраном) (Слайд 21)
На столе находиться всё необходимое для приготовления коктейля. Детям даётся задание и каждый принимает участие. (Групповая работа)
Рецепт.
Коктейль “Апельсиновый”:
- молоко - стакана, - наливает Вика,
- мороженное - пачки, - отрезают и помещают в миксер Ваня и Данил,
- сок - стакана, - отмеряет и наливает Андрей К.,
- мёд – половина чайной ложки – добавляет Андрей О.,
- смешать и взбить в миксере – поручается Илье.
Готовый коктейль разливается по стаканам.
- Какая часть всего коктейля в одном стакане? – Одна шестая.
Теперь все могут попробовать наш апельсиновый коктейль.
Самостоятельная работа. (Слайд 22)
Выполнить тест на компьютере. Приложение 2.
Тест с выбором правильного ответа.
1. Что показывает числитель дроби?
- число равных частей
- сколько равных частей взяли
- на сколько равных частей разделили
2. Половина метра равна...
- 50 см
- 50м
- 25см
3. Что показывает знаменатель дроби?
- число частей
- сколько число равных частей
- на сколько частей разделили
4. Числа 2/7; 4/5; 11/25 называются:
- натуральные числа
- простые числа
- обыкновенные дроби.
5. Число "одиннадцать сотых" записывается в виде обыкновенной дроби:
- 11/100
- 100/11
- 11/10
6. В записи дроби 14/41 число 14 является:
- числителем
- знаменателем
- частным
7. Какая из дробей 5/17; 7/17; 9/17 больше?
- 5/17
- 7/17
- 9/17
8. Каждый ученик сообщает отметку, которую получил после выполнения теста.
Подведение итогов. (Выставление отметок в дневник)
Ответы на вопросы учителя.
- Что нового узнали на уроке?
- Понравился ли вам урок?
- Что было самое трудное, самое интересное?
Домашнее задание. (Слайд 23)
Запишите в дневник домашнее задание.
- Приготовить коктейль по рецепту (каждому ученику даётся карточка с рецептом. (Приложение 3).
- №826, стр201(записать дробью, какая часть фигуры закрашена).
Литература:
- "Сборник рабочих программ под редакцией Т. А. Бурнистровой по УМК Г. В. Дорофеева и др., “Просвещение” Москва, 2014 г.
- Математика 5" под редакцией Г. В. Дорофеева, И. В. Шарыгина.
- “Методика обучения математики детей с нарушением слуха”, В.Б. Сухова.