Тип урока: изучение и закрепление нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение основных методов решения тригонометрических уравнений, закрепление умения решать тригонометрические уравнения; развитие умений сравнения, анализа, самоконтроля, самооценки, речи; воспитание ответственного отношения к обучению.
Методы обучения: частично-поисковый, элементы дифференцированного обучения и системно-деятельностного подхода.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, карточки.
Ход урока
1. Организационный этап. Мотивация. (5 мин)
“Не стыдно не знать, стыдно не учиться” (монгольская пословица). (Презентация, слайд 1)
Сформулируйте, как вы понимаете эту пословицу. (учащиеся высказывают свои мнения)
Сформулируйте тему урока с учетом ранее проведенных уроков. (учащиеся: “Решение тригонометрических уравнений, т.к. мы изучили только простейшие тригонометрические уравнения, а более сложные не изучали”)
Сегодня вы откроете для себя два основных метода решения тригонометрических уравнений. Сформулируйте свою цель урока (учащиеся формулируют цели каждый для себя).
2. Актуализация опорных знаний. (7 мин)
а) назовите формулы нахождения корней простейших тригонометрических уравнений (учащиеся называют формулы, формулы появляются на экране (Слайд 2) и вывешиваются на доске (Приложение 3))
б) назовите частные случаи решения тригонометрических уравнений (учащиеся называют частные случаи, частные случаи появляются на экране (Слайд 3))
в) назовите арксинус , арккосинус .
г) решите простейшие тригонометрические уравнения, выберите верные ответы из карточки №1 (Приложение 1) (Слайд 4, взаимопроверка по ответам на слайде).
3. Изучение нового материала (13 мин)
Решите уравнения (Слайд 5).
Для решения воспользуйтесь карточкой № 2 (Приложение 2) (Слайд 6, 7, самопроверка по решению на слайде)
Сформулируйте, какие затруднения у вас возникли. Какие два основных метода решения вы использовали? (затруднения возможны в использовании алгоритмов решения, решении простейших тригонометрических уравнений, вычислительные ошибки; при решении используются методы разложения на множители и замены переменной)
4. Закрепление материала. (15 мин)
Обучающая самостоятельная работа (Слайд 8) (Слайд 9, самопроверка основных этапов решения на слайде)
Сформулируйте, какие затруднения возникли. На каких этапах решения? (учащиеся формулируют свои затруднения)
Дополнительно для тех, кто справился раньше, №18.9 (Учебник Мордкович А.Г.)
5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)
Оцените свою деятельность на уроке. Насколько результат вашей работы совпал с целями урока? Какие цели ставите перед собой на следующий урок? (учащиеся отвечают на вопросы)
6. Домашнее задание: №18.6 (б), 18.7 (г), 18.11 (г) (Учебник Мордкович А.Г.)