Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- оценивать поступки героев произведения с позиции моральных ценностей; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.
Метапредметные результаты:
- классифицировать, группировать книги по разным основаниям (жанр, тема, автор); давать характеристику сказке, обобщать знания из области окружающего мира;
Предметные результаты:
- знать специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героев произведения на основе их намерений и поступков; восстанавливать последовательность действий в сказке.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний.
- Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу и поздоровайтесь глазами, поделитесь своим хорошим настроением.
- Какое у вас сейчас настроение? Что ждете от сегодняшнего урока?
- Найдите лишний портрет на доске:
И.Суриков Ф.Тютчев К.Бальмонт Д.Мамин-Сибиряк
- Почему выбрали именно этого писателя? (все остальные – поэты; произведегния этих поэтов читали, а Мамина-Сибиряка - нет)
- Что вы знаете о жизни этого писателя?
Рассказ учителя.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. С 1874 для заработка писал для газет отчёты о заседаниях научных обществ. В 1876 году учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался плеврит).
Летом 1877 года вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, переехал в крупный культурный центр Екатеринбург, где женился на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
В 1890 году развёлся с первой женой, женился на артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла при родах, оставив больную хореей дочь на руках потрясённого этой смертью отца. Своей дочери Дмитрий Наркисович посвятил цикл своих произведений для детей, который он назвал: "Алёнушкины сказки". Из всех своих книг Мамин-Сибиряк ; особенно дорожил “Аленушкиными сказками”. Он говорил: “Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное”.
- Как же звали дочку Мамина-Сибиряка? (Алёнушка)
- Как вы догадались? (по названию цикла произведений, написанных для дочки)
На улице темно. Идет снег. Он запушил стекла окна. Аленушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.
- Хотите узнать, что это были за сказки? (Конечно)
- Тогда вперед, к знаниям!
- Девизом нашего сегодняшнего урока будет: “Чтоб человека в себе воспитать – надо много книг прочитать!”
- Как вы его понимаете? (каждая книга чему-то учит, значит, чем больше читаешь, тем лучше становишься)
2. Формулировка цели урока.
- О ком будет сегодняшняя сказка, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы? (Заяц)
- Правильно, о зайце. Откройте учебник на странице 183 и прочитайте название сказки: “Сказка про Храброго зайца – длинный уши, косые глаза, короткий хвост”.
- Что вы знаете об этом животном? Где можно найти информацию? (энциклопедия, интернет)
Образ зайца является весьма неоднозначным. С одной стороны, он связан со смертью: в сказках хранит смерть Кощея, приметы советуют уклоняться от встречи с ним. С другой стороны, заяц встречается в свадебных песнях как метафора плодовитости и супружеской любви. В некоторых сказках заяц выступает как образец слабости или трусости. Противником зайца выступает волк, реже лиса. Однако заяц не является безобидным животным. Сильные задние лапы и длинные когти позволяют наносить длинные и глубокие рваные раны.
- Какие произведения о зайцах мы уже читали? (Н.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”)
- На выставке книг представлены другие произведения об этом животном. Их вы можете взять в библиотеке:
- Л.Толстой “Еж и заяц”
- Н.Рубцов “Про зайца”
- Н.Притулина “Где зимуют зайцы?”
- С.Михалков “Заяц – симулянт”
- Е.Чарушин “Лиса и заяц”
- Д.Хармс “Лиса и заяц”
- Зачем сегодня мы будем знакомиться с произведением Мамина-Сибиряка? (Чтобы лучше читать, узнать что-то новое, расширить свой словарный запас, узнать творчество нового автора, его особенности и т.п.)
3. Составление плана урока.
- Чтобы узнать что-то новое, нам необходим план работы. Попробуем его составить:
1. Познакомиться с произведением.
2.Ответить на вопросы.
3.Сформулировать вывод о прочитанном.
4. Составить план для пересказа.
4. Открытие нового знания.
- Сегодня вы будете работать в группах. На столах лежат листочки с вопросами, на которые нужно ответить, после прочтения произведения.
1 группа – Прочитайте текст. Ответьте на вопросы от лица Зайца.
- Каким я был в начале сказки?
- Что я делал, когда меня увидел волк?
- Какое было настроение?
- Что меня напугало?
- Где я смог укрыться от волка?
- Почему меня стали называть храбрым?
2 группа - Прочитайте текст. Ответьте на вопросы от лица Волка.
- Как я наткнулся на заячью поляну?
- Почему я захотел съесть зайца?
- Какое у меня было настроение?
- Что меня напугало?
- Как косому удалось удрать от меня?
- Что я чувствовал в этот момент?
3 группа - Прочитайте текст. Ответьте на вопросы от лица зайцев.
Почему нас заинтересовал Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост?
- Что нас рассмешило?
- Почему мы не увидели волка?
- Какие чувства были у нас при волка?
- Где мы нашли Зайца?
- Почему Зайца мы стали называть храбрым?
5. Закрепление.
- Как вы понимаете выражения “у хвастуна язык примерз”, “дал стрекоча”?
- Соедините пословицы: начало и конец. Какая пословица подойдет к этой сказке? (У страха глаза велики)
- Как вы понимаете пословицу?
- Зачем Мамин – Сибиряк придумал такую сказку и рассказал её Алёнушке?
- Докажите, что это сказка?
- Восстановите последовательность действий сказки:
А) Заяц хвастается.
Б) Хвастун взобрался на пень.
В) Зайцы веселятся.
Г) Появился волк.
Д) Храбрый Заяц.
Е) Укромное местечко.
6. Итог.
- Какие задачи для себя ставили? Достигли их?
- Весь план работы выполнили?
- Что было трудным на уроке?
- Чему научила вас сказка?
- Каким стало ваше настроение?
Д.з. на выбор:
- Стр. 183–187 читать и пересказывать по плану.
- Стр. 183–187 читать и иллюстрировать любую часть плана.
Использованные интернет-источники.