Дидактическая цель: Составить инструкционную карту для изготовления базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника" (Фото 1, позиция 6).
Фото 1. Обучающий стенд: изготовление "шкатулки" для хранения ювелирных изделий.
Форма урока: урок-практикум.
Материальное отображение ожидаемого результата: Инструкционная карта.
Изготовление базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника".
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Моделирование своей деятельности | Инструменты и приспособления |
1 | Выбрать заготовку с учетом припуска на
обработку (40х40х90 мм). Отшлифовать плоскости боковых граней параллелепипеда до нужного размера с точностью до 0,5 мм |
Линейка, карандаш, угольник,
штангенциркуль. Верстак, приспособление для шлифования плоских поверхностей |
|
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
СТРУКТУРА УРОКА В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Предмет, класс: Технология. Технический труд, 6 класс.
Количество часов 2 урока по 45 минут.
Дидактическая цель: Составить инструкционную карту для изготовления базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника" (Фото 1, позиция 6).
Деятельностная цель:
- формирование способности учащихся составлять инструкционную карту для изготовления базового элемента “шкатулки-скворечника”;
- формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся посредством применения обучающего стенда по изготовлению базового элемента “шкатулки-скворечника”.
Образовательная цель:
- совершенствование способов моделирования собственной деятельности;
- совершенствование умения применять обучающие стенды для самоконтроля при составлении последовательности изготовления базового элемента “шкатулки-скворечника”.
Место занятия в учебном плане: Раздел программы “Технология создания изделий из конструкционных и поделочных материалов. Проектирование и изготовление изделий”.
Тип урока: комбинированный (“открытие нового знания”, практическое закрепление знаний и способов действий с использованием обучающих стендов).
Формы и способы передачи разных видов информации на данном уроке.
Этап урока | Цель | Использование обучающих стендов | Использование интерактивной доски |
Мотивирование к учебной деятельности | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Проговаривание цели урока в виде вопроса или темы урока. | Ознакомление с объектом труда, представленного в материальном воплощении. | Демонстрация фрагмента из мультфильма "Ну, погоди!" |
Актуализация знаний | Оценка готовности учащихся для
“открытия нового знания”. Повторение
пройденного материала, необходимого для соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. |
Сравнительный анализ алгоритма действий в предстоящем задании (учебные мотивы). Выявление затруднений в предстоящей работе. | Демонстрация презентации. Ознакомление учащихся с подобными объектами труда. |
Постановка учебной задачи | Повышение наглядности для восприятия учебного материала. Анализ учебной ситуации и попытка моделирования своей деятельности. | Ознакомление с содержанием обучающих стендов по изготовлению "шкатулки" для хранения ювелирных изделий. | Показ, демонстрация целостного технологического процесса по изготовлению "шкатулки" для хранения ювелирных изделий. |
“Открытие нового знания”. Объяснение нового материала | Изучение новых знаний и способов действий. Ознакомление с учебной задачей и обсуждение проекта ее решения. Формирование алгоритмизации мыслительной деятельности учащихся посредством применения обучающих стендов. | Самостоятельное исследование
предстоящих технологических операций по
изготовлению базового элемента –"шкатулки"
для хранения ювелирных изделий. Алгоритм решения учебной задачи (алгоритмизация мыслительной деятельности). |
Показ, демонстрация структуры и содержания технологической карты по изготовлению "шкатулки" для хранения ювелирных изделий. Показ, демонстрация правильного выполнения задания, инструкция в действенном плане. |
Первичное закрепление | Освоение способов действий. Начало решения учебной задачи по утвержденному алгоритму. | Анализ промежуточных целей с учетом
конечного результата. Демонстрация способов действий по утвержденному алгоритму. |
Показ, демонстрация правильного выполнения задания, инструкция в действенном плане. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обеспечение ситуации успеха. Каждый ученик должен сделать вывод о том, что он уже освоил на определенном этапе работы. Обсуждение затруднений. | Освоение способов действий по утвержденному алгоритму. Самопроверка на промежуточных этапах работы. | Показ, демонстрация исходных данных для составления технологической карты по изготовлению базового элемента – "шкатулки" для хранения ювелирных изделий. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Осознание учащимися своей учебной деятельности (учебные действия и технологические операции). Самопроверка выполненного задания по эталону. | Самопроверка выполненного задания по эталону. Отработка умений работать с обучающими стендами, наглядно отражающими целостный технологический процесс по изготовлению изделия. | Показ, демонстрация эталона составления технологической карты по изготовлению базового элемента – "шкатулки" для хранения ювелирных изделий. |
Методы обучения: диалог, показ подобных объектов труда, объяснительно-иллюстрированный инструктаж, сравнительный анализ с эталоном, демонстрация презентации, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся шестых классов, самоконтроль, самооценка.
Межпредметные связи:
– физика: механические и технологические свойства конструкционных материалов;
– математика: квадрат, прямоугольник, единицы измерения;
– черчение: чтение чертежа детали;
– технология: измерительные работы.
Оснащение урока:
- Интерактивная доска.
- Образцы моделей "скворечников".
- Линейки, карандаши, штангенциркули.
- Обучающие стенды.
- Заготовки из древесины 40х40х90 мм.
- Карта – задание для учащегося.
- Графическое изображение базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника" для хранения ювелирных изделий.
- Эталон составления технологической карты по изготовлению базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника".
- Презентация к уроку.
- Фрагмент из мультфильма "Ну, погоди!".
Временная структура урока
№ этапа урока | Наименование этапа урока | Время, мин. |
1. | Мотивирование к учебной деятельности. | 5 |
2. | Актуализация знаний. | 10 |
3. | Постановка учебной задачи. | 5 |
4. | “Открытие нового знания”. Объяснение
нового материала. Вводный инструктаж. |
15 |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с использованием обучающих стендов. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. | 15 |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Текущий контроль. Текущий инструктаж. | 7 |
7. | Самостоятельная работа. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. | 20 |
8. | Рефлексия деятельности. Подведение итогов. | 10 |
9. | Уборка рабочих мест. | 3 |
Итого | 90 |
Приложения
Приложение 1. Методические рекомендации к уроку технологии по теме: “Проектирование и изготовление изделий. Последовательность изготовления изделия из древесины – "шкатулка-скворечник"”, 6 класс.
Приложение 2. Карта – задание для учащегося по составлению технологической карты для изготовления базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника".
Приложение 3. Эталон составления технологической карты по изготовлению базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника".
Приложение 4. Фрагмент из мультфильма "Ну, погоди!"
Тема следующего занятия: Изготовление базового элемента изделия – "шкатулки-скворечника" (Фото 1, позиции 1, 2, 3). Технология сверления отверстий большого диаметра.
Графическое изображение базового элемента изделия – "шкатулки" для хранения ювелирных изделий
Сведения о базовом элементе изделия – "шкатулки" | Чертеж базового элемента изделия – "шкатулки" для хранения ювелирных изделий |
Материал: древесина. Заготовка: брусок в форме параллелепипеда 40 х 40 х 90 мм. |
Литература для обучающихся:
1. Самородский, П. С. Технология. Технический труд : 6 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко ; под ред, В. Д. Симоненко. – 4-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 144 с.
2. Карабанов, И. А. Справочник по трудовому обучению : Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы [Текст] : пособие для учащихся 5 – 7 кл. / И. А. Карабанов, А. А. Деркачев, В. А. Юдицкий [и др.] ; под ред. И. А. Карабанова. – М. : Просвещение, 1991. – 239 с.
Литература для учителя:
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : [Текст] : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. — 18ВК 978-5-09-020588-7.
2. Казакевич, В. М. Технология. Технический труд. : 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / [И. В. Афонин, В. А. Блинов, В. М. Казакевич и др.] ; под ред., В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2009. – 191 с.
3. Рихвк, Э. Обработка древесины в школьных мастерских [Текст] : книга для учителей технического труда и руководителей кружков / Э. Рихвк. – М.: Просвещение, 1984. – 175.
4. Коваленко, В. И. Объекты труда. 6 кл. Обработка древесины и металла, электротехнические работы [Текст] : пособие для учителя / В. И. Коваленко, В. В. Куленёнок. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
Интернет-ресурсы: