Цель: познакомить детей с буквой М.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого;
- учить образовывать притяжательные прилагательные, подбирать 3-4 прилагательных, характерных для животного (ежика, лисички, зайчика, мишки, волка);
- научить детей дифференцировать звуки [м], [м’] на слух и в произношении;
- закрепить умение определять место звука в слове;
- закрепить умение определять твердость-мягкость звуков.
коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха,
- совершенствование ВПФ (внимания, памяти, мышления).
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать педагога;
- воспитывать внимательность;
- формировать умение оценивать свою работу и работу товарищей.
Оборудование: индивидуальные зеркала; су-джок по количеству детей; картинки с изображением животных (либо игрушки) и их следов; схема акустической и артикуляционной характеристики звука, звуковые таблицы (на каждого ребенка) + 1 для показа у доски, символы местоположения звука, символы звуков; буква М (схема написания); игрушка Маша (либо герой), Медведь; запись песни из м/ф "Маша и Медведь" - "Про следы", кинетический песок, палочки.
Лексика: Маша, Медведь, мяч, следы: волчьи, лисьи, заячьи, ежиные, медвежьи.
План:
- Организационный момент;
- Артикуляционная гимнастика;
- Беседа о звуках (артик. и акустич. хар-ки);
- Развитие фонематического слуха;
- Массаж;
- Работа со звуковыми таблицами (определение места звука в слове, мягкости-твердости звука);
- Знакомство с буквой М
- Итог, оценка
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети входят, встают в кружок.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла Машенька.
Маша: “Ребята, у меня сегодня День Рождения, а пока я ходила к бабушке и дедушке, всю тропинку замело снегом и найти обратно дорогу к Мише не могу. А Миша мне подарок приготовил! Помогите мне!”
Учитель-логопед: А еще нам будут помогать отыскать дорогу лесные жители! -Ну что ж, тогда в путь!
Звучит музыка, дети вместе с логопедом идут по кругу и находят следы.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, чьи это следы?
Да, это волк здесь наследил, а как же его следы тогда называются? (волчьи) А какой у нас волк? (злой, голодный, серый, зубастый).
Учитель-логопед: Давайте задобрим волка, чтобы он показал нам дорогу - сделаем для него гимнастику с язычком!
2. Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости, (надуваем щечки)
С ними худые лишь кожа, да кости (втягиваем щечки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (“улыбка”)
Поцеловать они всех потянулись (“трубочка”)
Губы сожмем мы и рот прополощем
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим, положат блины нам (“блинчик”)
Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили (“чашечка”)
На нос подули, мы чай остудили.
Бабушке нашей всегда помогаем,
нитки в иголки мы ей продеваем (“иголочка”)
Дедушка сделал для внуков качели
Все мы на них покачаться успели (“качели”)
После качелей мы в прятки играли,
Прятались на чердаке и в подвале
(язык прячем сначала под верхнюю губу, потом под нижнюю).
Дедушка скачет на лошади ловко,
Звонкие вязнут на глине подковки (“лошадка”)
Вот замедляет лошадка шажочки
И на опушке мы видим грибочки (“грибочек”)
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала бл-бл-бл.
Учитель-логопед: Волку очень понравилась зарядка и он показывает нам тропку по которой мы пойдем.
Звучит музыка, логопед с детьми идет дальше. Находят новые следы.
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, а это чьи следы?
- Конечно, лисы! А как тогда их назвать? (лисьи)
- А лиса у нас какая? (хитрая, рыжая, умная)
3. Анализ звуков (акустический и артикуляционный)
Учитель-логопед: Лисичка очень хитрая. Она спрашивает, а знают ли ребята какой первый звук в имени “Маша”? Расскажите по схеме про этот звук.
А какой первый звук в слове “Медведь”?
А как работают наши губки и язычок? (губки сначала сжимаются, потом открываются, язычок лежит внизу).
Учитель-логопед: Все правильно лисичке рассказали и она показывает нам следующую тропинку.
Звучит музыка, логопед шагает с детьми и Машей, находят новые следы.
- Ребята, а это чьи следы, к какому зверю на этот раз мы попали?
- Значит следы чьи? (заячьи)
- Зайчик какой? (белый, шустрый, пугливый, трусливый).
4. Развитие фонематического слуха
Учитель-логопед: У зайчика ушки длинные и он любит слушать звуки. Давайте и мы внимательно послушаем, а когда услышим звук [м] хлопнем в ладоши
т, д, п, м, с, х, к, м
та, да, ма, ва, га, ма, га
Звучит музыка, дети вместе с логопедом идут по кругу и находят следы.
Учитель-логопед: Ребята, новые следы! подскажите Маше чьи они!
- Значит следы чьи? (ежиные)
- Ежик какой? (маленький, колючий)
5. Массаж
Учитель-логопед: Ежик приготовил для нас вот такие колючие мячики, давайте сделаем массаж! (выполнение массажа с су-джок)
Звучит музыка, дети вместе с логопедом идут по кругу и находят следы.
- Ребята, а это чьи следы, к какому зверю на этот раз мы попали?
- Значит следы чьи? (медвежьи)
- Медведь какой? (бурый, сильный, лохматый).
6. Работа со звуковыми таблицами (определение места звука в слове, мягкости-твердости звука)
Учитель-логопед: Ребята, а мишка приготовила для нас таблицы. (Работа с таблицами (нахождение места звука в слове, определение твердости – мягкости).
М | |||
Учитель-логопед: Мишке понравилось, что вы так хорошо и быстро справились с этими таблицами. И среди этих картинок есть Машин подарок. Как вы думаете что это?
Да, это мяч. Мы помогли Маше найти друга и узнать какой подарок приготовил ей этот друг!
А сейчас давайте возьмем песочек и слепим мяч.
7. Знакомство с буквой М.
А теперь ладошкой похлопаем по песочному мячу, разровняем песочек, возьмем палочку и напишем букву М.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква .... М
8. Итог
Учитель-логопед: Ребята, расскажите Мише кого вы сегодня видели в лесу? чьи следы?
- А что еще мы в лесу делали? (гимнастику, массаж, слушали звуки)