Программа духовно-нравственного воспитания «Человек должен украшать землю…»

Разделы: Внеклассная работа


“Воспитание - всему причина, и доброму, и злому”
“Воспитание из всех святых дел самое святое”.

Святитель Феофан Затворник

В число важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи.

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

В.А. Сухомлинский отмечал, что особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души.

Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек, как храм, закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. “Воспитать” - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный “уголь”, чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству. радость любви и вкус к доброте.

Программа “Человек должен украшать землю...” реализует духовно-нравственное и патриотическое направление в 1 классах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми методическими документами:

Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 “0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”

(Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ” от 29.12.2010года № 189

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования

Целью программы является сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой краеведческой деятельности.

Задачи программы

1) Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2) Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных (казачьих) культурных традиций.

3) Развитие способности воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарь (активный, пассивный), связную речь, умение выражать свои мысли.

4) Привитие трудовых навыков, усиление работы практико-ориентированного и социально-значимого характера

Форма занятий - групповая .

Основная форма организации внеурочной деятельности - кружок.

На реализацию программы отводится: в 1 классах - 2ч. в неделю, всего 66 часов в год.

Ожидаемые результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Содержание программы обучения патриотического кружка “Казачок”

1 год обучения (33 часа)

Вводное занятие (2ч.)

Знакомство учащихся с программой. Связь программы с предметами “Доноведение”, “Основы православной культуры”.

Раздел 1. Традиционная культура донских казаков (3 ч.)

Пословицы, поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Раздел 2. История моей казачьей семьи. (3 ч.)

Понятие “казачья семья”. Члены моей семьи, обязанности и увлечения семьи. Предки – казаки. Семейный фотоальбом. Семейная летопись. Я и моя семья. Проектная работа.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Дону (3 ч.)

Понятие “семейный быт”. Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. История моей станицы, города.

Проектная работа.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (3 ч.)

Материалы, из которых мастера нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза). Образцы изделий, предметов, изготовленных в Ростовской области. Экскурсия. Посещение городского историко-краеведческого музея.

Раздел 5. Памятники истории донского казачества (3 ч.)

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного города, города Ростова-на-Дону. Выезд в г. Новочеркасск. Памятник М. Платову.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества (4 ч.)

Основные памятные даты и знаменательные события областного и местного значения. Персоналии, исторические или культурные события, послужившие основанием для памятных дат. Значение данного события для современного донского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору учителя). Мы умеем предками гордиться. Проектная работа.

Возложение цветов к Вечному огню в своей местности.

Раздел 7. Православие и казачество (4 ч.)

Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Экскурсия в храм Покрова Пресвятой Богородицы в ст. Кривянской.

Раздел 8. Казак – патриот (4 ч.)

Казак. Донское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.

Экскурсия. Посещение музея воинской славы.

Подведение итогов, подготовка проведения массовых воспитательных мероприятий (4 ч)

Календарно-тематическое планирование.

Патриотический кружок “Казачок

1 год (33 часа)

Наименование разделов, тем Всего часов Количество часов Деятельность учащихся
теорет. проект. экскур.
  Вводное занятие 2        
1 Что такое казачество?

Кто такой казак?

    1   Организация выставки рисунков учащихся.
2 Происхождение казачества.     1  
  Культурные традиции донских казаков. 3        
3 Казачьи пословицы и поговорки. Казачьи легенды и сказки.     1   Подбор пословиц, поговорок, сказок донских казаков.
4 Музыкальный фольклор на Дону.   1     Презентация, диски с песнями.
5 Народные игры донских казаков.     1   Проведение игр.
  История моей казачьей семьи. 3        
6 Казачьи заповеди; их популяризация и выполнение.   1     Мини-доклады, сообщения учащихся.
7 Моя семья. Семейные традиции.    

1

 
8 Я и моя семья. Семейная летопись. Проектная работа.     1   Мини-доклады, сообщения учащихся.
  Труд и быт казаков на Дону 3        
9 Казачьи промыслы.   1     Мини-доклады учащихся; макеты жилищ, совместная работа с родителями.
10 Все профессии важны.     1  
11 История образования станицы Кривянской. Проектная работа.     1  
  Декоративно-прикладное искусство донских казаков 4        
12 Декоративно-прикладное искусство на Дону.   1     Выставка работ донских умельцев.

Выставка детских работ декоративно-прикладного искусства.

13 Посещение школьного музея.       1
14-15 Моё рукотворчество.     2  
  Страницы истории донского казачества 6        
16 Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества.   1     Экскурсии; сообщения учащихся;
17 Защитники земли донской.     1   посещение детей вместе с родителями

одиноких пожилых людей с целью оказания посильной помощи.

18 Герои рядом.       1
19 Известные люди станицы.       1
20 “Мы умеем предками гордиться”. Проектная работа.     1  
21 Поход к Вечному Огню. Возложение цветов.       1
  Православие и казачество 4        
22 Традиционные религиозные праздники и обряды донского казачества.     1   Сообщения учащихся о религиозных праздниках на Дону.
23 Вера в народной жизни.   1    
24 Религиозные традиции запорожских и кубанских казаков.   1    
25 Экскурсия в храм Покрова Пресвятой Богородицы станицы Кривянской.       1
  Вольные казаки 3        
26 Войсковые праздники.     1    
27 Донское казачество: прошлое и современное.   1    
28 Посещение музея воинской славы.       1 Сообщения учащихся о подвигах донских казаков в годы войны.
  Памятники истории донского казачества 3       Поездки, экскурсии к памятникам культуры донского казачества. Сообщения учащихся о памятниках на Дону.
29 Памятники на Дону.     1  
30 Выезд в г. Новочеркасск. Памятник М. Платову.       1
31 Памятники станицы Кривянской.       1
32-33 Подведение итогов; подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий; “Казаки - защитники Отечества”, “Чудеса под Рождество” и др. 2   2   Участие в массовых общешкольных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 вв. Ростов н\Д “Издательство БАРО – ПРЕСС”, 2006
  2. Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. Ростов н/Д, ООО “Мини-Тайп”, 2005
  3. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края, Ростов н/Д. ООО “Мини-Тайп”,
  4. Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. Ростов н/Д. Донской издательский дом. 2006
  5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение. 2009 (Стандарты второго поколения)
  6. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. Ростов н\Д. Феникс, 2009
  7. Казачий Дон: очерки истории. Ростов н\д: изд. Ростовского Обл ИУУ, 1995
  8. ;Кравцова Е.Е. Разбудим в ребенке волшебника. М. Просвещение, 1996
  9. Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности \\ Завуч начальной школы. 2004, № 5
  10. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре \\Дополнительное образование и воспитание. 2011.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.Просвещение, 2010