Использование здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного в обучении младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


Опыт работы школы-интерната показывает, что в первый класс приходят дети не только с тяжелыми зрительными нарушениями, но и с различными заболеваниями нервной и опорно-двигательной систем.

Чтобы помочь таким детям благополучно адаптироваться в школьной среде, я изучила научно-методическую литературу (брошюры В.Ф. Базарного, г. Сергиев-Посад, 1995) и организовала поэтапное внедрение в учебный процесс следующих методов: сенсорные тренажи; динамические позы; художественно-образные экологически чистые прописи; произвольные ритмы телесных усилий.

С 2003 года провожу уроки в режиме “динамических поз” [2,13] с использованием конторок. В.Ф. Базарного, высота которых подбирается в соответствии с ростом школьника до оптимального уровня, чтобы ученик ни в коей мере не наклонялся при письме. Размещается конторка рядом с партой со стороны, которая максимально удалена от окна. Расстановка конторок и парт меняется не реже 1 раза в месяц.

Работающие за конторками ученики стоят без обуви (в носочках) на массажных ковриках на натуральной основе. Оптимальный режим продолжительности стояния - сидения 10-15 минут. Слежу за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом. Если за партой сидит один человек, то ему предоставляется свобода выбора (сидеть или стоять). Постепенно, как показывает опыт, у детей возникает потребность ко все более продолжительному стоянию.

Использование режима “динамических поз” повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям (учащиеся экспериментальных классов стали реже болеть), проводит профилактику близорукости во время учебного процесса (ни у кого из участников эксперимента не ухудшилось зрение), обеспечивает оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизирует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, предотвращает развитие искривления позвоночника.

Для борьбы с учебной усталостью учащихся, активизации мышечного тонуса моторно-координаторных систем на уроках провожу по методике В.Ф. Базарного “сенсорный тренаж по схеме универсальных символов” [1,34], изображенной на потолке. Учащиеся с поднятой головой “обходят” или “оббегают” взглядом схемы-траектории. Систематические занятия по этой схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

Тренаж можно проводить в разных режимах:

  • Режим №1. Режим непроизвольного зрительно-моторного “скольжения” по траекториям “СУС”. В этих условиях орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх, вступает в моторное взаимодействие с гармонической пластикой линий, непроизвольно “скользит” по ориентирующим траекториям, настраивая свою моторику на гармоничный строй.
  • Режим № 2. Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажёром и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем. Кратность примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по “овалам”, по “восьмерке” и по “кресту”).
  • Режим № 3. Дети, фиксируя взором траектории, в начале учатся “обходить” схемы-траектории, а затем “оббегать”. Такие упражнения рекомендуется выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.
  • Режим № 4. Занятие проводится на специально изданном плакате для офтальмотренажей. Занятие заключается в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

В рамках экспериментальной работы в кабинете поставили “автоматизированную систему сенсорно-координаторного тренажа” [1,26]. В углах потолка смонтированы четыре сигнальные лампы. Лампочки прикрыты плафонами, которые окрашены в яркие цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Для наибольшего эффекта (в плане сенсорной нагрузки) включается музыкально-звуковой ритм, подаваемый синхронно со световым. Дети внимательно следят за “бегущим огоньком” (лампочки зажигаются поочередно через 1-3 секунды), запоминают информацию, размещенную под лампочками (буквы, цифры, слоги, слова и т.д.).

Для развития внимания, зрительного восприятия, памяти использую в учебном процессе сенсорные кресты В.Ф. Базарного, получившие в нашем педагогическом коллективе название “вертушки”. К потолку с помощью нитей подвешиваются кресты из деревянных реек, на которые крепятся математические формулы, опорные схемы, слова с непроверяемым написанием, предметные или сюжетные картинки, карточки с заданиями. Вертушки вращаются под воздействием циркулирующего в кабинете воздуха и тем самым привлекают к себе внимание детей.

Сенсорные тренажи учащиеся выполняют в позе свободного стояния. Каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых движениях. В процессе такого поиска дети делают одновременные движения головой, глазами, туловищем.

Практическая часть эксперимента показывает, что сенсорные тренажи заменяют целый комплекс упражнений (многочисленные физминутки, упражнения, предназначенные для профилактики сколиоза и для укрепления глазных мышц), без которых никак не обойтись на уроках.

Активизацию учебно-познавательных способностей провожу с помощью “произвольных ритмов телесных усилий” [1,28] по методике В.Ф. Базарного, которые подразделяются на “самоуправляемый шаговый ритм”, “кистевые и голеностопные ритмические усилия”, “энергичные ритмические повороты головы” и “рукотворческие трудовые ритмы”.

“Самоуправляемый шаговый ритм” [1,31] отрабатываю в трех режимах: ближнего и дальнего зрения, с использованием напольных шагово-метрических сеток.

Так в режиме ближнего зрения текст фиксируется на специальной “держалке” [1,32]. Школьник берет в правую руку “держалку”, отодвигает её вперёд на максимально возможное расстояние и начинает медленно двигаться, проговаривая текст по слогам в ритм с шагами.

Режим дальнего зрения представляет вторую, более высокую, степень овладения “шаговым логоритмом” [1,32]. Текст, разделенный на слоги с помощью плакатного пера, переносится на лист ватмана, который фиксируется на доске. Школьник становится на максимально возможном расстоянии от текста и, вначале медленно, а затем быстрее начинает к нему приближаться, произнося каждый слог строго под шаг.

Формирование “шагового логоритма” при чтении текста с использованием “напольных шагово-метрических сеток” [1,34] напоминает, пожалуй, хоровую деятельность пионерских отрядов: пение и проговаривание речевок в движении.

Как показывают экспериментальные исследования, в процессе формирования “шагового логоритма” у детей повышаются зрительно-фиксационные возможности, скорость восприятия, устойчивость последовательных образов, качество психомоторных функций, в том числе речемоторных.

“Энергичные ритмические повороты головы” [1,36] не применяю из-за отсутствия специальной “дидактической дорожки”, которая должна быть оборудована во дворе школы.

А вот “кистевые и голеностопные ритмические усилия” [1,34] очень нравятся ребятам. Ученик обхватывает пальцами руки маленький мячик и, сжимая его, произносит стихотворение, одновременно вставая на носочки стопы. Подобный прием есть в программе “Школа - 2100” при выполнении ритмических игр по математике.

Последний тип произвольных ритмов телесных усилий - это “наложение логоритма на рукотворческие трудовые ритмы” [1,36] применяю на уроках развития мелкой моторики и технологии. Например, при лепке поделок из пластилина. Разминая пластилин, дети ритмически читают заученные стихи. Методика заключается в синхронизации ритма мышечных усилий с “логоритмом”.

“Произвольные ритмы телесных усилий” повышают скорость восприятия и устойчивость последовательных образов; улучшают зрительную память, качество психомоторных и речемоторных функций.

Долго без внимания оставались “художественно-образные экологически чистые прописи” [4,33] В.Ф. Базарного. Но вот, в 2004-2005 учебном году был сделан первый шаг: в учебном процессе 1 класса появился стенд “пальцевых” узоров (прописей), который предназначен для развития свободы пластического жеста руки, чувства прекрасного и зрительно-тактильной координации (глазомера).

“Стенд пальцевых прописей” [5,33] представляет собой лист ватмана, на котором изображены волнообразные узоры или отдельные каллиграфические буквы. Для этого вида работы прекрасно подходит демонстрационный материал к урокам обучения грамоте по программе “Школа - 2100”.

Опыт показывает, что совершенствование навыка написания букв, соединений, слов намного выше, если предварительно 1-2 минуты поработать на стенде “пальцевых” прописей.

В.Ф. Базарный рекомендует выполнять энергичную штриховку, что уже заложено в прописях О.В. Прониной по программе “Школа - 2100”, по которой обучались учащиеся одного из экспериментальных классов.

По методике профессора В.Ф. Базарного изготовлено и применяется в учебном процессе подвижное панно, на котором изображен пейзаж (река, холмы, деревья). Это панно использую в обучении детей для овладения образным и логическим мышлением, развитием речи. Стенд выполнен в цветовой унификации, отвечающей требованиям охраны и коррекции зрения. Панно очень мобильно: с помощью магнитных картинок идет смена не только времен года и явлений природы (снегопад, листопад и т.д.), но и создаются различные сюжеты уроков.

Контроль за динамикой психо-сенсорного и физического развития учащихся с 2000 года проводился по параметрам, выбранными учителем произвольно.

С 2005 учебного года диагностика экспериментальной деятельности проводилась по методике В. Ф. Базарного, согласно которой в начале и конце учебного года дети проходили технологическое тестирование: проверку остроты зрения; грудно-лопаточный тест; грудно-плечевой тест; вестибулярный тест; тест на определение уровня школьной зрелости по параметру зрительно-координаторных способностей; оценку иммунно-реактивного статуса детей по состоянию их заболеваемости; тест психического развития учащихся; педагогический тест (оценка успеваемости); антропометрический тест (измерение роста и веса) и другие тесты.

Мониторинг состояния здоровья учащихся в экспериментальных классах показал следующие результаты:

  • снижение показателей заболеваемости инфекционными заболеваниями; физическое развитие учащихся соответствует половозрастной норме;
  • улучшение психологического климата в детском коллективе; 100% занятость в системе дополнительного образования; повышение волевой сферы учащихся;
  • приоритетной ценностью учащиеся и их родители считают здоровье; активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

В контрольных классах показатели мониторинга были значительно ниже.

Как показывает практическая деятельность, методика Владимира Филипповича Базарного - это здоровьесберегающая технология, необходимая для формирования у младших школьников понимания ценности здоровья, создания развивающей образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Презентация.

Список литературы.

  1. Брошюры. Часть I “Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде”. В.Ф. Базарный Сергиев – Посад 1995г., 41с.
  2. Брошюры. Часть III “Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса”. В.Ф. Базарный Сергиев – Посад 1995г., 31с.
  3. Брошюры. Часть IV “Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий”. В.Ф. Базарный Сергиев-Посад 1995г., 40с.
  4. Брошюры. Часть VI “Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически чистых прописей”. В.Ф. Базарный Сергиев-Посад 1995г., 71с.