Цели:
- дать первоначальное знание об основных понятиях темы;
- воспитывать нравственное поведение в экономике:
- научить извлекать необходимое знание в общем материале.
Задачи:
- развитие интеллекта учащихся;
- развитие сознательной дисциплины.
Тип урока: комбинированный урок
Методы и приемы: компьютерная поддержка системы СМАРТ; учебник “Обществознание” 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2011
Ход урока
Организационный момент
- Просмотр отрывка ролика “Робинзон Крузо” и повторение пройденного материала.
- Просмотр фрагмента фильма “Робинзон Крузо” и обсуждение терминов: производство, отрасли производства.
- Анкетирование: “А в какой отрасли производства буду работать я?”
- Введение новых терминов: продукт, товар, услуга, средства производства, предметы потребления.
- Мультфильм “Как старик корову продавал” и практическая работа с терминологией.
- Закрепление нового материала на фрагменте “Робинзон Крузо”.
- Домашнее задание.
Здравствуйте! Тема нашего урока “Производство – основа экономики”. (Включается видеоролик из кинофильма “Робинзон Крузо”)
Всем известное кино и его главный герой Робинзон, который провел на острове 18 лет. Но как городской человек смог выжить на необитаемом острове? Чем он пользовался? Какими предметами труда, средствами труда? Какие знания и умения он использовал? А какой тип экономической системы у него был?
Посмотрите, сколько экономических вопросов, на которые мы должны ответить. И начнем с подготовки к решению главных экономических вопросов.
Первое задание – тесты.
1.Организация деятельности людей, направленной на создание благ:
А) психология
б) социология
в) экономика
г) политика
2. Экономика главным образом призвана:
А) делать богатых еще богаче
б) обеспечивать доходы предпринимателям
В) удовлетворять общественные потребности
Г) быть экономной
3. Товары и услуги, которые выбрал потребитель и за которые он готов заплатить:
А) предложение
б) спрос
в) цена
г) стоимость
4. Какие существуют типы экономических систем:
А) эффективная
б) традиционная
в) экспортная
г) импортная
5.Какой тип экономических отношений устанавливается волевым решением?
А. традиционный
б. рыночный
в. командный
г. смешанный
6. Рынок в экономическом смысле – это:
А.совокупность лотков и палаток
б. сфера товарного обмена
В. система торговых фирм
г. базар
7. Конкуренция – это:
А.соперничество между производителями
б. монополизм торговцев
В.монополизм покупателей
г. преобладание одной из сторон
8. Собственность - это:
А. отношение лица к принадлежащей ему вещи
Б. чувство, передающееся по наследству
В.крупные дорогостоящие вещи
Г. материальный объект
9. Какие формы собственности названы в Конституции РФ?
А.частная, государственная, муниципальная и иные
Б.частная, государственная, муниципальная, колхозная
В.частная, государственная, муниципальная, коллективная
Г. частная, государственная, муниципальная, церковная
10. Главный мотор рыночной экономики:
А. деньги б. конкуренция в. собственность г. человек
Следующее задание: определить признаки типа экономики и распределите их по колонкам.
Командная система – государственная собственность, государственное ценообразование, отсутствие конкуренции, монополизация экономики, централизованное распределение, государственные планы.
Традиционная система – замкнутость хозяйства, натуральность хозяйства, простой труд, продукция только для себя, глава – мужчина, труд на обычае, отсутствие обмена.
Следующее задание: распределите по колонкам перечень жизненных и экономических благ.
Жизненные блага – берег озера, земельный участок, морской прибой, речная долина, горный хребет, воздушный поток, солнечное тепло, сопки.
Экономические блага – планшет, труд учителя, труд повара, учебник, холодильник, средства производства, предметы потребления, ранец.
Итак, мы готовы отвечать на вопросы Робинзона. Начинаем с нового термина, который нам просто необходим – производство. Что это такое? Записываем в тетрадь: это – процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека. Все производство группируется по отраслям, производящим однородную продукцию или услуги. И отрасли делятся на две группы: производящая материальные блага и производящая услуги. Посмотрите на страницу 116 , где вы видите примеры того, что относится к той или иной группе.
Просмотр фрагмента фильма “Робинзон Крузо”
Вопросы:
- А было ли производство у Робинзона?
- А какая отрасль в основном была развита у него?
Конечно, было развито производство материальных благ, вещей которые Робинзону были жизненно необходимы. А сейчас мы узнаем, в какой отрасли хотите работать вы? Голосуем, считаем. Интересно, но факт: мы хотим производить в сфере услуг, но не вещей.
Пришло время разобраться: что такое товар, что такое услуга. И первое определение, которое мы записываем в тетрадь – продукт - результат экономической деятельности, выраженной в вещах или услугах, т.е. мы все хотим производить продукт, который затем становиться либо вещью, либо услугой. Почему не товаром? Потому что, товар - это продукт труда, произведенный для продажи. Он имеет вещную форму, а также сначала делается, а потом потребляется. Все товары делятся на две группы: (посмотрите на страницу 117) средства производства и предметы потребления. Вы видите примеры этих понятий. Следующее понятие – услуга. Это – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей. Услуга не имеет вещной формы. Услуга в отличие от товара потребляется сразу.
А сейчас практическая работа на внимание – мультфильм “Как старик корову продавал” (включается мультфильм).
Вопросы:
- назовите товары и услуги в этом материале.
- найдите средства труда и предметы потребления.
Но, ребята, вспомним опять Робинзона Крузо. Что ему позволило так хорошо жить на острове? На чем основывалось его производство? Конечно, это море, земля, лес, его способности и немного вещей. Так вот, сам не зная об этом, Робинзон использовал факторы производства - новый термин. Запишите его в тетрадь и найдите его в учебнике на странице 118. Перечислим факторы производства: земля – природные ресурсы; труд – человеческие ресурсы; капитал – средства производства; предпринимательские способности – готовность к риску в организации своего дела; информация. А скажите мне, что из всего перечисленного было у Робинзона, какими факторами производства он пользовался? А почему не было информации?
Подводим итог. Экономика как главная сфера деятельности человека основана на производстве, каких-либо благ и человек при желании может создать себе продукт. А чтобы в этом убедиться еще раз, домашним заданием будет вместе с параграфом № 15 просмотреть мультфильм “Сказка о золотой рыбке” с последующим объяснением.