Развитие связной речи на материале лексической темы «Весна»

Разделы: Логопедия


Тип занятия: комбинированное занятие

Форма проведения: подгрупповое занятие

Цель: Составление пересказа с использованием опорных картинок на материале лексической темы “Весна”.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать понимание речи;
  • формировать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать внимание к собственной речи.

Оборудование: зеркало, магнитная доска, предметные картинки.

Лексический материал:

Работа над семантикой слов.

  • Лес – это множество деревьев, которые густо растут на большом пространстве.
  • Проталины – места, где стоял снег и открылась земля.
  • Ручейки – водные потоки, текущие струей.
  • Лед – замерзшая и затвердевшая вода.
  • Почки – зачатки листьев.
  • Белки – небольшие лесные зверьки-грызуны с пушистым хвостом.
  • Медведь – крупное хищное дикое животное.
  • Сороки – дикая птица с белыми перьями в крыльях.

Слова, сложной слоговой структуры.

  • Проталины – четырехсложное слово со стечением согласных в начале слова.
  • Медведь – двусложное слово со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом.
  • Ручейки – трехсложное слово со стечением согласных в середине слова.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Приветствие.

“Травка зеленеет, солнышко блестит; ласточка с весною в сени к нам летит. С нею солнце краше и весна милей… Прощебечь с дороги , нам привет скорей!”

Логопед: Скажите, про какое время года говорится в стихотворении? (Весна)

II. Этап получения новых знаний

Сообщение темы и цели занятия:

Логопед: Сегодня мы будем обучаться составлять пересказ по опорным картинкам. Смотрите и слушайте внимательно.

Логопед прикрепляет к магнитной доске картинки сверху вниз, одну под другой. Вместе с детьми называет картинки и объясняет значение непонятных слов. Проговариваются слова сложной слоговой структуры.

Читает текст:

Лес пробудился от зимнего сна. На лесных полянках появились первые проталины. Зазвенели между корней деревьев говорливые ручейки. С громким треском раскололся лед на реке – начался ледоход. Набухают почки на ветках деревьев. Белки начинают линять – им больше не понадобятся теплые зимние шубы. Скоро вылезет из берлоги отощавший за зиму медведь. И затрещат на весь лес сороки: “Радуйтесь звери и птицы – весна пришла!”.

Поочередно показывая на каждую картинку, логопед просит детей: Припомните, о чем говорилось в каждом предложении? А теперь попробуйте пересказать весь текст.

Затем, дети пересказывают весь текст.

Физкультминутка:

Что сделать, чтоб вырос красивый цветок?
Чтоб крепким, высоким был стебелек?
Чтобы бутончик раскрылся?
Чтобы пышнее цветок распустился?
Землю лопатой нужно взрыхлить,
Бережно семечко посадить.
Что семечку нужно, чтоб прорасти?
Дождику нужно почаще идти!
Семечко чистой водички напьется,
Стебель из семечка к солнцу пробьется!
Солнце цветам помогает расти.
Солнышку нужно поярче светить!
К солнышку тянется стебелек,
И за листком вырастает листок.
Вот и прекрасный цветок распустился,
Солнце и дождик, и руки мои
Вместе цветку подрасти помогли!
(Лопухина И.С.)

III. Этап закрепления полученных знаний.

На доске в свободном порядке выставляются картинки к рассказу. Логопед читает текст и после прочтения просит расположить картинки в нужной последовательности. А затем еще раз повторить пересказ всего текста.

Логопед: Расположите картинки в нужной последовательности и повторите пересказ своего текста.

IV. Итог занятия.

Уточнение пройденного материала.

Логопед: Расскажите, чем вы занимались на занятии, что вам больше понравилось? Вспомните, про какое время года говорилось в нашем рассказе?

Список литературы.

  1. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Упражнения для развития речи. – М., Эксмо, 2004.
  2. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб., Дельта, 1997.
  3. Сычева Г.Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 3. Методические рекомендации. – М., Книголюб, 2005.