Урок обучения грамоте по теме "Согласные звуки [c], [c], буква с"

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство со звуками [c], [c], и буквой которая их обозначает.

Обучающие задачи:

1) познакомить учащихся со звуками [ c] [ c' ] и буквой, которая их обозначает.

2) учить отличать звуки [ c ] [ c ] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв.

3) учить читать слоги, слова, предложения с новой буквой развивать устную и письменную речь.

Развивающие задачи: учить учащихся наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

1) учить учащихся работать в парах

2) воспитание взаимопомощи, трудолюбия, ответственного отношения к порученному делу.

Методическая цель урока: использовать методы и приёмы, способствующие здоровье сбережению младших школьников.

Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Букварь.

Ход урока

1) Организационный момент.

Ребята! Улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями, и с хорошим настроением начнём работать.

- Начинаем урок обучения грамоте. Сядьте прямо, спинки выпрямите, уберите руки от речевого аппарата.

2) Разминка.

На доске у меня скороговорка. А почему она так называется?

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- А быстро прочитать её нам помогут гласные.

- Как отличить гласный звук от согласного? А почему именно гласные помогут нам?

- Называем гласные по цепочке, зажигаем огоньки. Давайте пропоём гласные.

- А теперь тихо прочитаем скороговорку.

- О ком она? (О Сене и Сане)

- А кто же это? А почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- А что говорится о Сене и Сане?

- Давайте чуть громче прочитаем нашу скороговорку.

- А теперь чуть быстрее прочитаем нашу скороговорку. (подключить пальцы)

(Повторяют 3-4 человека)

3) Физминутка. “Бабочка”

4) Определение темы и задач урока.

- Ребята, скажите, какой звук чаще всего встречается в скороговорке? [c]

- Вы догадались: кто же к нам придёт сегодня в гости?

- Какая же тема нашего урока? (Тема нашего урока “Буква с и звуки, которые она обозначает”.)

- Используя опорные слова, определите какие же задачи нам надо выполнить на уроке?

а) познакомиться с новыми звуками и буквой,

б) учится отличать букву с и её звуки от других букв и звуков.

в) учится читать слоги с буквой С, слова, предложения, тексты.

5) Начинаем выполнять наши задачи. А помогут нам нам в этом Сеня и Саня.

- Произнесите первый звук в слове Саня.

- Есть ли во рту преграды? Что вам мешает? Значит, какой это эвук?

Фишками обозначены имена Саня и Сеня.

Только я понять не могу: где тут Сеня? А где Саня?

(Соотнести схемы и слова)

Вывод: значит звук [c]- согласный может быть твёрдым и мягким.

- А если этот звук согласный, то он каким ещё может быть? (звонким или глухим).

- Проверим. Закроем ушки и произнесём ещё раз этот звук. Вывод.

6). Работа по учебнику. с.62

- Давайте же теперь полностью представим нашего гостя. (1 реб. у доски)

(звук [c] согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким)

Поглядим на наших звуковичков. С какими звуками будет дружить звук [c]? (с глухими согласными)

- На письме звуки [c] [c] обозначаются буквой эс. Посмотрите, на что она похожа?

7) Физминутка.

- Встанем. Изобразим букву с. Глазками обведём её и нарисуем на доске, стене, окне.

8) Чтение слогов, слов, предложений.

- Давайте нашей гостье сделаем приятное. Прочитаем слоги, слова и предложения.

Ребята, у которых красные фишки читают в учебнике рассказ “ Сорока” и находят в нём трёхсложные слова. Все остальные ребята работают со мной. Читаем слоги.

СА СО СЫ СИ СУ

- а) прочитайте хором.

б) Вспомните, какие гласные придают твердость согласному? А мягкость?

Читают мальчики те слоги, где согласный звук с звучит твёрдо. А теперь девочки читают слог, где согласный звучит мягко. Молодцы.

9) Игра “Доскажи словечко”.

Ребята 3 ряда закончили работать с текстом, и теперь мы все вместе переходим к следующему заданию. А к вашей работе мы ещё вернёмся.

10) Работа в парах.

-. Прочитайте, что написано на доске

сад парус лисичка матрос карасик

соль лесничий укус спорт

- А сейчас покажем нашей гостье, какие вы дружные и воспитанные ребята.

Поработаем в парах.

- На ваших партах лежат карточки с такими же словами. Вы должны с помощью огоньков отметить и подчеркнуть слова:

У кого зелёные кружки - состоящие из 1 слога.

У кого синие кружки - состоящие из 2 слогов.

У кого красные кружки - состоящие из 3 слогов.

- А перед началом нашей работы давайте вспомним, по какому правилу будем работать? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов.) Повторили хором.

- Кто закончит первым, вспомнит наш сигнал.

11). Проверка.

- Итак, начинаем проверять.

- Какие слова отметили ребята с зелёными кружками? Почему именно эти слова вы выбрали?

Будем ли мы в них ставить ударение?

- Какие слова отметили ребята с синими кружками? Почему именно эти слова вы выбрали? Будем ставить ударение? Поставим ударение в слове парус.

- Какие слова отметили ребята с красными кружками? Докажите, что у них 3 слога. Поставьте ударение в слове лисичка.

сад укус карасик
соль парус лесничий
спорт матрос лисичка

Молодцы, справились с заданием. Работали быстро, дружно.

12) А кто заметил ещё одну особенность этих слов?

- Вывод: Мы объединили слова сразу по двум признакам:

А) по количеству слогов в слове.

Б) по месторасположению буквы с.

13) Ребята, а меня заинтересовало слово “лесничий”. Что обозначает это слово?

Лесничий - это служащий лесничества. (небольшого участка леса или заведующий им)

Вспомним :так же как и у кустов корень слова есть у слов. А слова с одинаковым корнем мы называем однокоренными или родственными.

- Какой корень будет у слова “лесничий”? (лес) Я вам предлагаю встать и - поискать глазками однокоренные слова к этому слову.

(лес, лесной, лесок) Какая общая часть будет у всех слов?

14) Хорошо. Если лесничий - тот кто занимается лесом, то кто же такой “садовник”? (ответы детей)

Садовник - работник, занимающийся уходом за садом.

У вас на парте лежат карточки с текстом. Прочитайте вполголоса и постарайтесь определить: кто же вам предлагает прочитать этот текст? Лесничий или садовник?

- Докажите словами текста, что это задание предложил садовник.

Возле школы сад. Там растут яблони, сливы и вишни. Школьники рабоют в саду. Мальчики срывают яблоки. Девочки кладут яблоки в корзину.

Выборочное чтение.

- Ребята, а есть ли заголовок у нашего текста?

- Давайте назовём этот текст.

. Вот несколько вариантов заголовков.

Яблоки.

Сад.

Школьники.

- Как же правильно?

- Что же находится возле школы? Где растут яблоки и сливы? Мальчики что делают в саду? Чем занимаются девочки?

Какое название будет лучше и точнее?

15) Подходит к концу наш урок.

Ребята, вспомним, какие же задачи мы поставили на уроке?

Достигли мы цели?

Награждение Хвалилками.

Приложение.