Образование - часть культуры, которая питается ею, и влияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Культуросообразность — один из ведущих принципов образования, провозглашенный (наряду с принципом природосообразности) еще Дистервегом, который характеризовал культуру и культурную среду как определяющие условия развития, воспитания и обучения ребенка в единстве индивидуальных, национальных и общечеловеческих начал. При этом культуросообразность — соответствие образования требованиям времени, развитию каждого человека и той степени культуры, на которой находится народ.
Культурная парадигма образования - совокупность идей, принципов и представлений о целях, содержании, формах, методах образования как феномена культуры, где культура - сущностное качество любой формы деятельности, основанной на системе общепринятых ценностей, творческих образцов и норм жизнедеятельности, системно реализующаяся в практике образования и определяющая его качество. Положения культурной парадигмы (в отличие от доминирующей научно-просветительской) предполагают другое понимание особенностей организации образования.
Новое содержание образования должно основываться не на установке расширить информированность ребенка и построить его обучение на запоминании, а на приоритете единства его умственного и эмоционального развития и становления его универсальных культурных умений. Они включают способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов и выражают:
1) культурную направленность, качество действий и поступков;
2) индивидуальные особенности деятельности;
3) принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
4) принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Такие умения интенсивно формируются уже в период раннего (дошкольного) детства, а затем “достраиваются” и совершенствуются в течение последующей жизни. Существуют особые культурные практики ребенка, благодаря которым происходит становление, изменение, развитие универсальных культурных умений. Они обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в ней и вне ее. Это - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах виды самостоятельных действий, опыт поведения и деятельности, складывающиеся с первых дней жизни.
Культурологический подход может стать базой обновления образования. Проблема состоит в том, что все еще не удается преодолеть отношение учителей и методистов к образованию как к трансляции фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе. На пути преодоления такого отношения камнем преткновения лежит предметная расчлененность школьного обучения. Ее сторонники говорят: “Есть математика, есть русский язык, и вот вам МХК, музыка, ИЗО: совершенствуйте свой культурологический подход в рамках МХК или истории”. В этой логике трудно представить, что “культура” — не довесок к “основным” предметам, а суть всего образования. Другая сложность — доминирование урочного преподавания учебных предметов над самостоятельной учебой детей, нацеленность учителей на проверку запоминания детьми информации, отсутствие условий для расширения индивидуального образования. Даже проектный метод, который на деле открывает детям путь к освоению норм культурной деятельности, в условиях предметно-урочного обучения сводит самостоятельную образовательную деятельность школьников к “углублению” знаний по предмету. Отход обучения от опоры на ЗУНы и направленность на развитие у школьников универсальных культурных компетенций (на уровне требований) помогает выстроить инновационное содержание образования и достичь необходимого уровня культурной грамотности в ее современном понимании.
Все больше педагогов осознает, что задача повышения качества (культуры) образования решается только в условиях системной реконструкции его содержания и форм: преодоления предметности обучения и доминирования учения над обучением, ориентации учащегося на создание интегрированных творческих образовательных проектов.
В школе, работающей в культурной парадигме, основной показатель “образованности” — не ЗУНы, хотя они остаются показателями для системы управления (которая не может обеспечивать качества/культуры образования, и в этом основное противоречие нашего образования). В культуросообразной школе основной показатель — культурные умения школьника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами, например, зачетной системой). Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления его образованности и культуры.
В культуросообразной школе цель образования — не столько трансляция и усвоение культурных норм, сколько творческая деятельность детей по их практическому освоению. Разнообразная творческая культурная деятельность ребенка становится основным пространством его образования (при этом “культурная” не значит “исключительно художественная”, она — авторская, самостоятельная, качественно выполненная, творческая в любом из цивилизационных направлений).