Слайд 1
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить обучающихся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий; способствовать формированию навыка написания о и е после шипящих на конце наречий.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий; е, е, ё после шипящих в разных частях речи; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные:
- умение осознанно использовать средства речи соответственно коммуникативной задаче для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственных решений.
Личностные:
- усвоение традиционных национальных ценностей; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность в сохранении чистоты русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения:
- проблемный метод;
- деятельностно-практический метод;
- индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.
Образовательные ресурсы:
Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: презентация к уроку.
Основные понятия: орфограмма-буква.
Структура и ход урока
Этапы урока | Цель этапа, компоненты, задания и упражнения | Формы работы | Универсальные учебные действия |
1. Вступительное слово учителя | Объявить тему урока, предложить ученикам сформулировать цель урока. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: решают учебную задачу по формулированию цели урока. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы, формулируют и высказывают собственные мысли |
Деятельность учителя | Слайд 3 Сегодня мы познакомимся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий; отработаем навык написания о и е после шипящих на конце наречий. Давайте вспомним ранее изученный материал. |
||
Деятельность обучающихся | Обдумывают тему и цель урока, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно. | ||
2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы | Восстановить в памяти обучающихся ранее изученный материал, установить преемственность связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях, создание проблемной ситуации, эвристическая беседа. | Групповая, индивидуальная. | Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают свои суждения и их обоснование. |
Деятельность учителя | Слайд 4 Академик В. В. Виноградов писал о том, что некоторые учёные “подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи”, что “орфографические ошибки в наречиях – следствие неопределённости этой категории”. Слайд 5 Способы образования наречий многочисленны, по словообразованию наречия связаны со всеми частями речи. Эти связи определяют и правила правописания. Согласны ли вы с мнением В. В. Виноградова? Обоснуйте свой ответ, опираясь на известные вам правила правописания наречий. |
||
Деятельность обучающихся | Слайды 19-20 Вспоминают правила правописания не с наречиями, н и нн в суффиксах наречий, осваивая при этом лингвистические термины, отвечают на вопросы, строят понятные для одноклассников высказывания. |
||
2. Закрепление ранее изученного и приобретение новых знаний | Закрепить ранее изученный материал; изучить новую тему. | Групповая, индивидуальная. | Познавательные: устанавливают
причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
Деятельность учителя | Слайд 6 Задание 1. Вставьте пропущенные н или нн. Объясните свой выбор, пользуясь правилом. Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдума..о, облегчё..о вздохнуть, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о. Слайд 7 Вопрос: Вспомните правила написания о и е после шипящих в разных частях речи (в корнях слов, суффиксах и окончаниях). Задание 2. К данным словам подберите и запишите однокоренные наречия с суффиксом -о-(-е-). Обозначьте суффиксы наречий. Свежий, похожий, неуклюжий, певучий, могучий, скрипучий, горячий, кричащий, трепещущий, подобающий, увещевающий, вызывающий, исчерпывающий, захватывающий, располагающий, предостерегающий, выжидающий, освежающий, угрожающий, понимающий, потрясающий, угнетающий, устрашающий, оглушающий, всеобъемлющий, торжествующий, волнующий, умоляющий, впечатляющий, ободряющий. Сформулируйте правило о правописании о и е после шипящих на конце наречий. Сравните свой вывод с материалом учебника на стр. 109. |
||
Деятельность обучающихся | Выполняют задания, отвечают на вопросы, осуществляют взаимопроверку. | ||
3. Физическая минутка | Создать условия для устранения перегрузки обучающихся и дальнейшего овладения новым учебным материалом. | Групповая. | Коммуникативные: Осуществляют совместную физическую деятельность для устранения перегрузки. |
Деятельность учителя | Слайд 8 Читает условия выполнения физических упражнений для устранения перегрузки обучающихся и дальнейшего овладения новым учебным материалом. |
||
Деятельность обучающихся | Выполняют физические упражнения для устранения перегрузки с целью дальнейшего овладения новым учебным материалом. | ||
4. Практическая работа по овладению новым учебным материалом | Овладение новыми знаниями; первичное закрепление новых знаний. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: планирование
необходимых действий. Коммуникативные: работа в парах. |
Деятельность учителя | Слайд 9 Вопросы: С какой орфограммой мы встретились, выполняя предыдущее задание? Почему оно не вызвало у нас серьёзных затруднений? (Правило правописания букв о и е после шипящих похоже на уже ранее изученное). В чём сходство правил правописания букв о и е после шипящих? (Без ударения пишется е, под ударением – о). В чём вы видите различия в правилах? (Гласная ё недопустима после шипящих в наречиях, исключение из правил – слово ещё). Запишите слово ещё в словарь. Задание 3. Работа с учебником. Выполнение упражнения 265. |
||
Деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы. Выполняют упражнение. Осуществляют взаимопроверку. | ||
5. Творческая практическая работа | Обобщить полученные сведения на уроке; проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: умение
использовать полученные знания на практике. Регулятивные: контроль учебных действий; исправление ошибок. Коммуникативные: совместная деятельность с учётом учебно-познавательных задач. |
Деятельность учителя | Слайд 10 Перед нами репродукция великолепной картины Константина Фёдоровича Юона “Августовский вечер. Последний луч”. Что изображено на этой картине? О чём она может рассказать? (Описание картины Слайд 18) Слайд 11 Словарная работа Август – месяц назван в честь первого римского императора Октавиана Августа. Слайд 12 Задание 4.Прочитайте текст (один ученик читает). Докажите, что это текст. Определите стиль текста (художественный). Докажите свою точку зрения. Обратите внимание на образные средства языка. Объясните правописание о и ё после шипящих в выделенных словах. Слайд 13 О чём ты думаешь, глядя на картину Юона? Почти прошёл ещё один августовский день. Солнце играет последним лучом, и кажется, что кто-то зажёг костёр из жёлтых цветов. В стареньком домике жизнь течёт медленно и спокойно. Нет золочёных приборов и парчовой скатерти. Жёсткие стулья, чёрные от времени, помнят шорохи платьев, увлечённые беседы, во время которых горячо горели щёки смущённых девчонок от приглушённого голоса их отца. Когда солнце уходит за горизонт, становится свежо, и под отчётливые звуки фортепиано слышится шёпот листвы. |
||
Деятельность обучающихся | Выполняют задание, подбирают примеры, составляют связные ответы-рассказы об изученных орфограммах. Попутно повторяют пунктуацию при однородных членах предложения. | ||
6. Работа по развитию речи | Формирование орфоэпических навыков. | Фронтальная, индивидуальная. | Регулятивные: контролируют учебные
действия, замечают и исправляют ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную и индивидуально-познавательную деятельность. |
Деятельность учителя | Слайд 14 Иногда мы наблюдаем странные вещи: человек, умеющий писать, не умеет правильно говорить, его произношение совершенно не совпадает с орфоэпическими нормами. Давайте попробуем разобраться в подобной ситуации. Задание 5. Исправьте орфоэпические ошибки: 1. На картине К. Ф. Юона изображён чудесный августовский вечер. (На картине К. Ф. Юона изображён чудесный августовский вечер). 2. Прирученный щенок не заходит в дом. (Приручённый щенок не заходит в дом). 3. Под заходящими лучами солнца деревянные стены дома кажутся бурыми, словно проржавевшими. (Под заходящими лучами солнца деревянные стены дома кажутся бурыми, словно проржавевшими). |
||
Деятельность обучающихся | Выполняют задание, находя и исправляя орфоэпические ошибки, формулируют и высказывают ответы. | ||
7. Подведение итогов урока | Включить в систему знаний новую информацию по теме урока. | Индивидуальная. | Регулятивные: адекватная оценка
своих достижений, осознание трудностей и их
причины, систематизация знаний. Коммуникативные: формулирование собственных высказываний, отражающих свою точку зрения. |
Деятельность учителя | Слайды 15-17 Сегодня мы с вами продолжили изучение наречий. Тема “Буквы о и е после шипящих на конце наречий” стала для нас продолжением изучения их правописания после шипящих в разных частях речи, с которыми мы знакомились постепенно, начиная с 5 класса. Мы показали, что умеем подбирать примеры, иллюстрирующие правописание этих букв, поработали с текстом по картине Юона, продолжили работу по обнаружению и исправлению орфоэпических ошибок. Кроме того, мы повторили пунктограмму “Знаки препинания при однородных членах предложения” и познакомились с этимологией слова “август”. Какие у вас остались нерешённые вопросы. |
||
Деятельность обучающихся | Задают вопросы для уточнения информации, кратко оценивают свои достижения. | ||
8. Домашнее задание | Продолжить работу по усвоению полученных знаний на уроке. | Регулятивные: оценивают свою работу
на уроке. Коммуникативные: формулируют и задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
|
Деятельность учителя | Слайд 18 Дома я предлагаю вам ещё раз освежить в памяти правописание буквы о и е после шипящих в разных частях речи; прочитать параграф 42 учебника и выполнить упражнение 267. |
||
Деятельность обучающихся | Оценивают свою работу на уроке, задают уточняющие вопросы по выполнению домашнего задания. Записывают задание в дневники. |
Литература.
- Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка. 7 класс. – Ростов н/Д: издательство “Феникс”, 2002.
- Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.: научный редактор Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2013.
- Цветкова Г.В. Русский язык 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. Часть 1. – Волгоград: Учитель, 2014.