Цель: познакомить учащихся с новым в творчестве К.Паустовского, заинтересовать и создать ситуацию, чтобы ребенок дома мог прочитать книгу.
Задачи:
Образовательные:
- обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
- формировать навыки анализа художественного произведения;
- формирование УУД, обеспечивающих у учащихся умения учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию;
- умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.
Развивающие:
а). Формировать УУД, как педагогической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала.
б). Развивать умения:
- анализировать литературное произведение и делать обобщающие и самостоятельные выводы;
- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;
- положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
в). Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
Воспитательные:
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;
- содействие формированию этических норм поведения на уроке;
- воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
- формировать нравственные качества.
Оборудование: аудиозапись, проектор, компьютер, выставка книг К.Паустовского, портрет писателя.
План урока.
1.Оргмомент
- Сегодня мы будем говорить о творчестве К.Паустовского.
- Что у нас не хватает для урока чтения?
- Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
2.Составление плана и работа по плану.
1. Встреча со знакомыми персонажами.
2. Знакомство с новыми произведениями.
3. Новое в творчестве К.Паустовского.
- Вспомним героев из произведений Паустовского (звучит отрывок из рассказа “Кот-ворюга”).
- Что особенного запомнилось?
- Какую новую кличку получил кот?
3. Составление образа К.Паустовского.
- К какому жанру относятся эти произведения?
- Кто чаще всего был персонажем?
- Какой один общий персонаж?
- Какие эмоции возникли при чтении рассказов Паустовского?
Посмотрите на опорные слова и составьте рассказ о Паустовском.
4. Знакомство с новым произведением.
- Закройте глаза и послушайте мое чтение.
- Похоже ли это произведение на те , которые мы читали раньше?
- Можно ли отнести это произведение к жанру рассказа?
Выборочное чтение.
- Как вы думаете, почему люди полюбили коня?
- Какая черта Фильки не нравилась его бабушке?
- Как эта неласковость повлияла на все события?
- Как автору удалось передать запах теплого хлеба?
- Простил ли конь мальчика?
- Скажите почему это произведение называется “Теплый хлеб”?
5. Работа в группах.
Задание для группы № 1.
Что, по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно назвать сказкой?
Задание для группы №2.
В сказке говорится о спасении жителей деревни от гибели. Последите за тем, как возникла стужа, а затем ее сменила оттепель. Что в изображении мороза и оттепели явно от сказки, а что – от изображения живой природы?
Задание для группы №3.
Как бабка объяснила начало мороза? Что понял Филька, слушая этот рассказ?
Итогом групповой работы будут выводы о том, что черты сказки и реалистического произведения переплетаются в этом произведении, которое совмещает черты народной и авторской сказки. Произведение несет очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.
6. Подведение итога.
- О каком новом произведении узнали?
- Что нового узнали о творчестве К.Паустовского?
- Хочется ли вам прочитать произведения Паустовского?
Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода. Объясните свой выбор.
- Нарисовать иллюстрации – портрет Фильки (для желающих).