Цели и задачи урока:
- Закрепить и обобщить знания по теме “Воды суши”
- Совершенствование навыков и умений работы с картой; определять признаки водных объектов
- Через разнообразные формы деятельности развить познавательный интерес к предмету.
Определить уровень понимания учащимися значения пресных вод и их охраны.
Тип урока: систематизация знаний
Средства обучения: компьютерная презентация, карта Мирового океана, атласы
Учебник: П.Дронов, Л.Е. Савельева “География. Землеведение” 6 класс, М.: Дрофа, 2009 - 2013г
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас праздник, в нашем классе много гостей, и мы им очень рады. Вы хорошо поработали, и уверена, у нас с вами всё получится..
Мы изучали с вами интересную, важную тему “Воды суши” (слайд №1), и задача сегодняшнего урока (слайд №2) вспомнить, обобщить и закрепить знания по этой теме.
Итак, начинаем, и я желаю всем нам успеха! Для начала давайте с вами вспомним, что включают “Воды суши”? (появляется слайд №3 с темой урока, где изображены водные объекты, дети их называют, и по нажатию мыши на картинку выскакивают названия - река, озеро, болото и др.)
Как же мы с вами будем работать на уроке? Вашему вниманию будут предложены разные задания и вопросы. За правильный ответ вы будете получать жетон (показывает). В конце урока, каждый посчитает свои жетоны, и если он набрал (на доске показано какое количество баллов какой оценке соответствует)
ИТАК, начинаем, я желаю вам успеха, у вас всё обязательно получится
Задание “Разминка”
Учитель: Для начала, задание под названием “Разминка”. В русском фольклоре много загадок, где иносказательно описываются разные водные объекты. Сейчас на слайдах будут появляться загадки, вы читаете их, и первый кто отгадает, поднимает руку. Если он отвечает правильно, то получает жетон. Если его ответ окажется неверным, право ответа переходит другому ученику. (слайды №4-8)
1.
Много тысяч лет назад
Снег идёт и сыплет град.
Слой достаточно велик,
С севера ползёт ледник.
2.
С высоты большой срываясь
Грозно он ревёт,
И о камни разбиваясь
Пеною поёт.
3
Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто.
Здесь осока камни, мхи,
Нет опоры для ноги.
4.
Он без рук и безног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий в море.
Учитель подводит итоги, хвалит учащихся.
ПУТАНИЦА
(слайд № 9)
Учитель. А вот задание посложнее, называется “Путаница”. Перед вами таблица (слайд № 10), с левой стороны, под цифрами даны термины, а с правой под буквами-определения этих терминов, но они расположены в неправильном порядке. Ваша задача, каждой цифре подобрать нужную букву. Работать вы будете самостоятельно, для этого у каждого на парте лежат шаблоны с цифрами, и под каждую цифру вам надо подобрать соответствующую букву. Подпишите, на работу вам дается 3 минуты, и со словом стоп, вы заканчиваете работу. (появляется слайд с таблицей, учащиеся подписывают шаблоны и начинают работать)
Учитель говорит “Стоп”, закончили, а теперь давайте каждый проверит свою работу сам, верно ли вы её выполнили. Перед вами слайд №...11... с правильными ответами, исправьте сами неверные ответы и сдайте мне, я ещё раз проверю и каждому выставлю оценку за эту работу. (собирает работы)
“ЛОЦМАН”
(слайд № 12)
Учитель “По рекам, озёрам ходят корабли, и на каждом судне есть лоцман, человек, который прокладывает путь по карте. И следующее наше задание называется “Лоцман”. На карте флажками отмечены места , где побывал легендарный корабль “Россия”, но во время шторма, флажки перепутались, и ваша задача поставить флажки на правильное место. Если лоцман допускает только 1 ошибку он получает 3 жетона, за 2-3 ошибки - 2 жетона, за 4 и более ошибок - 1 жетон
(Желательно использовать 2 карты)
“СПЯЩИЙ ОПРОС”
(слайд № 13)
Учитель. А наше следующее задание несколько необычно и называется оно “Спящий опрос”. Вам надо закрыть глаза и опустить голову на парту (учитель показывает как). В это время ваши глазки отдохнут, а поработают ваши ушки и ручки. Я буду читать вам предложения, вы будете их внимательно слушать, если вы согласны с тем, что я скажу, вы поднимаете руку, если не согласны, то ваша рука на месте. А в это время, тем, кто правильно поднимет руку, на парту положу жетон, и затем мы посмотрим у кого сколько жетонов окажется на парте.
Вопросы:
+ 1. Сельское хозяйство один из основных загрязнителей рек и озёр.
- 2. Озёра как и реки бывают только пресные
- 3. Река может менять направление своего течения.
+ 4. Ладожское озеро ледникового происхождения.
+ 5. Озёра бывают сточные и бессточные
- 6. В Антарктиде горные ледники
+ 7. У горной реки скорость течения больше чем у равнинной.
+ 8. Река сама вырабатывает себе углубление.
(проверяют наличие жетонов на парте и учитель хвалит учеников за внимательность)
КОНКУРС “РЕДАКТОРОВ”
(слайд № 14)
Один ученик подготовил статью в школьную газету, я её прочитала, но мне кажется, что там есть ошибки. В каждом издательстве есть редактор, который проверяет тексты, вот и мы с вами давайте поработаем редактору и поможем этому ученику исправить ошибки. На ваших столах лежит этот текст с ошибками. Ваша задача найти эти ошибки и подчеркнуть их прямо в тексте. Вы работаете в парах, затем мы проверяем работу каждой пары. На эту работу вам отводится.... минут.
Итак, работа окончена, отложили ручки и давайте с вами проверим, как вы справились с этой работой? (Появляется слайд с правильными ответами № 15, 16)
- Кто нашёл все 5 ошибок, поднимите руки, тот получает 3 жетона.
- Кто нашёл 3-4 ошибки, тот получает 2 жетона.
- Кто нашёл 1-2 ошибки, тот получает 1 жетон (раздача жетонов)
“ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АУКЦИОН”
(слайд № 17)
Учитель. И в завершении задание под названием “Географический аукцион”. Перед вами овалы и кружочки разного цвета, под каждым из них скрываются вопросы.
За правильный ответ на вопрос под зелёным кружочком вы получаете 1 балл, за правильный ответ на вопрос под синим - 3 балла, и за правильный ответ на заморочку красного цвета вы получаете 5баллов.
НО, имейте ввиду, у вас всего одна попытка, вы можете выбрать только один вопрос. Если вы отвечаете правильно, то вы получаете заработанные жетоны; если – нет, то право ответа на выбранный вами вопрос переходит другому ученику
....... (идёт географический аукцион, слайды №18-28)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Учитель: Ребята, вы сегодня большие молодцы, мне очень понравилось, как вы работали, но все, же вы должны подсчитать все заработанные вами жетоны
Итак, кто набрал .... жетонов, вы видите какой оценке он соответствует.
А у кого ... жетонов?
И наконец, кто набрал..... жетонов?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(слайд №29)
Ребята, темой “Воды суши”, мы с вами закончили изучать большой раздел “Гидросфера”, и на дом вы получаете творческое задание, кроссворд по этой теме. Обращаю ваше внимание, что вам могут встретится вопросы, которые мы не рассматривали на уроках и вам нужно будет найти их самостоятельно в книгах, энциклопедиях, которые у вас есть дома, может быть в библиотеке. Ответы вы впишите в кроссворд, и на следующий урок мне сдадите.
КРОССВОРД “Гидросфера”
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Место, где река берёт начало.
2. Граница между соседними речными бассейнами.
3. Самая длинная река мира.
4. Углубление, в котором течёт река.
5. Глубочайшая впадина Мирового океана.
6. Природное углубление, в котором находится озеро.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Тёплое течение в Атлантическом океане.
2. Тёплое течение в Тихом океане.
3. Скопление воды в природном углублении на суше.
4. Глубочайшее озеро Земли.
5. Многолетнее скопление льда на суше.
РЕФЛЕКСИЯ
- А теперь, вспомните, всё что вы делали на уроке. И в завершении, как всегда, мне хотелось узнать, кому было интересно, легко-поднимите зелёный квадрат.
Кто испытывал затруднения-жёлтый, а кому было трудновато, и кому ещё была нужна моя помощь - синий квадрат. (Дети поднимают квадраты)
Хорошо, спасибо, я поняла и очень вам благодарна, что вы откровенны со мной (что вы откровенно признались кому нужна моя помощь)
Учитель: А закончить наш урок, я хочу следующими словами, на нашей планете, очень много уникальных и удивительных по своей красоте мест. И в наших с вами силах сохранить эту красоту, чтобы наши дети и внуки, тоже смогли их увидеть.
И давайте на них посмотрим и насладимся этой красотой
(идёт слайд шоу в сопровождении приятной успокаивающей музыки) учитель читает стихотворение:
Есть просто храм,
Есть храм науки
А есть ещё природы храм
Где реки тянут свои руки
В безбрежный синий океан.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Учитель благодарит всех участников урока и гостей