Игровые технологии на уроках географии. Урок по теме "Воды суши". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цели и задачи урока:

  • Закрепить и обобщить знания по теме “Воды суши”
  • Совершенствование навыков и умений работы с картой; определять признаки водных объектов
  • Через разнообразные формы деятельности развить познавательный интерес к предмету.

Определить уровень понимания учащимися значения пресных вод и их охраны.

Тип урока: систематизация знаний

Средства обучения: компьютерная презентация, карта Мирового океана, атласы

Учебник: П.Дронов, Л.Е. Савельева “География. Землеведение” 6 класс, М.: Дрофа, 2009 - 2013г

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас праздник, в нашем классе много гостей, и мы им очень рады. Вы хорошо поработали, и уверена, у нас с вами всё получится..

Мы изучали с вами интересную, важную тему “Воды суши” (слайд №1), и задача сегодняшнего урока (слайд №2) вспомнить, обобщить и закрепить знания по этой теме.

Итак, начинаем, и я желаю всем нам успеха! Для начала давайте с вами вспомним, что включают “Воды суши”? (появляется слайд №3 с темой урока, где изображены водные объекты, дети их называют, и по нажатию мыши на картинку выскакивают названия - река, озеро, болото и др.)

Как же мы с вами будем работать на уроке? Вашему вниманию будут предложены разные задания и вопросы. За правильный ответ вы будете получать жетон (показывает). В конце урока, каждый посчитает свои жетоны, и если он набрал (на доске показано какое количество баллов какой оценке соответствует)

ИТАК, начинаем, я желаю вам успеха, у вас всё обязательно получится

Задание “Разминка”

Учитель: Для начала, задание под названием “Разминка”. В русском фольклоре много загадок, где иносказательно описываются разные водные объекты. Сейчас на слайдах будут появляться загадки, вы читаете их, и первый кто отгадает, поднимает руку. Если он отвечает правильно, то получает жетон. Если его ответ окажется неверным, право ответа переходит другому ученику. (слайды №4-8)

1.

Много тысяч лет назад
Снег идёт и сыплет град.
Слой достаточно велик,
С севера ползёт ледник.

2.

С высоты большой срываясь
Грозно он ревёт,
И о камни разбиваясь
Пеною поёт.

3

Все обходят это место,
Здесь земля как будто тесто.
Здесь осока камни, мхи,
Нет опоры для ноги.

4.

Он без рук и безног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.

5.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий в море.

Учитель подводит итоги, хвалит учащихся.

ПУТАНИЦА

(слайд № 9)

Учитель. А вот задание посложнее, называется “Путаница”. Перед вами таблица (слайд № 10), с левой стороны, под цифрами даны термины, а с правой под буквами-определения этих терминов, но они расположены в неправильном порядке. Ваша задача, каждой цифре подобрать нужную букву. Работать вы будете самостоятельно, для этого у каждого на парте лежат шаблоны с цифрами, и под каждую цифру вам надо подобрать соответствующую букву. Подпишите, на работу вам дается 3 минуты, и со словом стоп, вы заканчиваете работу. (появляется слайд с таблицей, учащиеся подписывают шаблоны и начинают работать)

Учитель говорит “Стоп”, закончили, а теперь давайте каждый проверит свою работу сам, верно ли вы её выполнили. Перед вами слайд №...11... с правильными ответами, исправьте сами неверные ответы и сдайте мне, я ещё раз проверю и каждому выставлю оценку за эту работу. (собирает работы)

“ЛОЦМАН”

(слайд № 12)

Учитель “По рекам, озёрам ходят корабли, и на каждом судне есть лоцман, человек, который прокладывает путь по карте. И следующее наше задание называется “Лоцман”. На карте флажками отмечены места , где побывал легендарный корабль “Россия”, но во время шторма, флажки перепутались, и ваша задача поставить флажки на правильное место. Если лоцман допускает только 1 ошибку он получает 3 жетона, за 2-3 ошибки - 2 жетона, за 4 и более ошибок - 1 жетон

(Желательно использовать 2 карты)

“СПЯЩИЙ ОПРОС”

(слайд № 13)

Учитель. А наше следующее задание несколько необычно и называется оно “Спящий опрос”. Вам надо закрыть глаза и опустить голову на парту (учитель показывает как). В это время ваши глазки отдохнут, а поработают ваши ушки и ручки. Я буду читать вам предложения, вы будете их внимательно слушать, если вы согласны с тем, что я скажу, вы поднимаете руку, если не согласны, то ваша рука на месте. А в это время, тем, кто правильно поднимет руку, на парту положу жетон, и затем мы посмотрим у кого сколько жетонов окажется на парте.

Вопросы:

+ 1. Сельское хозяйство один из основных загрязнителей рек и озёр.

- 2. Озёра как и реки бывают только пресные

- 3. Река может менять направление своего течения.

+ 4. Ладожское озеро ледникового происхождения.

+ 5. Озёра бывают сточные и бессточные

- 6. В Антарктиде горные ледники

+ 7. У горной реки скорость течения больше чем у равнинной.

+ 8. Река сама вырабатывает себе углубление.

(проверяют наличие жетонов на парте и учитель хвалит учеников за внимательность)

КОНКУРС “РЕДАКТОРОВ”

(слайд № 14)

Один ученик подготовил статью в школьную газету, я её прочитала, но мне кажется, что там есть ошибки. В каждом издательстве есть редактор, который проверяет тексты, вот и мы с вами давайте поработаем редактору и поможем этому ученику исправить ошибки. На ваших столах лежит этот текст с ошибками. Ваша задача найти эти ошибки и подчеркнуть их прямо в тексте. Вы работаете в парах, затем мы проверяем работу каждой пары. На эту работу вам отводится.... минут.

Итак, работа окончена, отложили ручки и давайте с вами проверим, как вы справились с этой работой? (Появляется слайд с правильными ответами № 15, 16)

- Кто нашёл все 5 ошибок, поднимите руки, тот получает 3 жетона.

- Кто нашёл 3-4 ошибки, тот получает 2 жетона.

- Кто нашёл 1-2 ошибки, тот получает 1 жетон (раздача жетонов)

“ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АУКЦИОН”

(слайд № 17)

Учитель. И в завершении задание под названием “Географический аукцион”. Перед вами овалы и кружочки разного цвета, под каждым из них скрываются вопросы.

За правильный ответ на вопрос под зелёным кружочком вы получаете 1 балл, за правильный ответ на вопрос под синим - 3 балла, и за правильный ответ на заморочку красного цвета вы получаете 5баллов.

НО, имейте ввиду, у вас всего одна попытка, вы можете выбрать только один вопрос. Если вы отвечаете правильно, то вы получаете заработанные жетоны; если – нет, то право ответа на выбранный вами вопрос переходит другому ученику

....... (идёт географический аукцион, слайды №18-28)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Учитель: Ребята, вы сегодня большие молодцы, мне очень понравилось, как вы работали, но все, же вы должны подсчитать все заработанные вами жетоны

Итак, кто набрал .... жетонов, вы видите какой оценке он соответствует.

А у кого ... жетонов?

И наконец, кто набрал..... жетонов?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(слайд №29)

Ребята, темой “Воды суши”, мы с вами закончили изучать большой раздел “Гидросфера”, и на дом вы получаете творческое задание, кроссворд по этой теме. Обращаю ваше внимание, что вам могут встретится вопросы, которые мы не рассматривали на уроках и вам нужно будет найти их самостоятельно в книгах, энциклопедиях, которые у вас есть дома, может быть в библиотеке. Ответы вы впишите в кроссворд, и на следующий урок мне сдадите.

КРОССВОРД “Гидросфера”

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Место, где река берёт начало.

2. Граница между соседними речными бассейнами.

3. Самая длинная река мира.

4. Углубление, в котором течёт река.

5. Глубочайшая впадина Мирового океана.

6. Природное углубление, в котором находится озеро.

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Тёплое течение в Атлантическом океане.

2. Тёплое течение в Тихом океане.

3. Скопление воды в природном углублении на суше.

4. Глубочайшее озеро Земли.

5. Многолетнее скопление льда на суше.

РЕФЛЕКСИЯ

- А теперь, вспомните, всё что вы делали на уроке. И в завершении, как всегда, мне хотелось узнать, кому было интересно, легко-поднимите зелёный квадрат.

Кто испытывал затруднения-жёлтый, а кому было трудновато, и кому ещё была нужна моя помощь - синий квадрат. (Дети поднимают квадраты)

Хорошо, спасибо, я поняла и очень вам благодарна, что вы откровенны со мной (что вы откровенно признались кому нужна моя помощь)

Учитель: А закончить наш урок, я хочу следующими словами, на нашей планете, очень много уникальных и удивительных по своей красоте мест. И в наших с вами силах сохранить эту красоту, чтобы наши дети и внуки, тоже смогли их увидеть.

И давайте на них посмотрим и насладимся этой красотой

(идёт слайд шоу в сопровождении приятной успокаивающей музыки) учитель читает стихотворение:

Есть просто храм,
Есть храм науки
А есть ещё природы храм
Где реки тянут свои руки
В безбрежный синий океан.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!

Учитель благодарит всех участников урока и гостей