Цель: Познакомить обучающихся с основными видами головных уборов.
Задачи:
- обучающие: Познакомить обучающихся с различными видами головных уборов.
- развивающие: Развивать познавательные интересы обучающихся.
- воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к материальной культуре народа.
История.
На Руси издавна существовало множество головных уборов.
В XIV в. Мужчины носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валеные или плетеные шапки, напоминавшие колпак. В праздники молодежь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи -овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.
В XV в. стали носить круглые маленькие шапочки - тюфьи. Чтобы придать солидность своей внешности, русские носили окладистые бороды. Бритье бороды и усов запрещалось законом. Волосы постригали очень коротко, и вскоре возникла мода на прическу “под горшок”.
Колпак (клобук) был самым распространенным среди головных уборов. Богатые носили колпаки из белого атласа, по его окраине пристегивали околышек, называемый ожерельем, который унизывали жемчугом. Зимой колпак подбивался мехом, который заворачивался кверху и наружу широкой полосой.
В XVII в. появился пауруз (разновидность колпака) - шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами или кистями. Распространены были и мурмолки - шапки с плоской, расширенной к низу тульей. Горлатные шапки были исключительной принадлежностью князей и бояр.
В IX—XII в. самым распространенным головным убором горожанок и крестьянок был повощ и убрус. Он представлял собой длинный кусок ткани, концы которого украшались вышивкой. Повой обматывали вокруг головы, а концы опускали на грудь и плечи.
Шапка с возвышенной плоскостью на лбу в виде лопатки или рогов называлась кикой (кичкой). Она украшалась золотом, жемчугом, вышивкой. Распространен был и кокошник — парадный, богато украшенный головной убор.
У горожанок вместо платков и шалей в моду вошли чепцы, капоры. Они в зависимости от времени года украшались мехом, лентами, вышивкой, жемчугом, драгоценными камнями.
Молодые девушки до замужества могли ходить с распущенными или заплетенными в косы волосами. Волосы поддерживал венец (венчик) – узкая металлическая или матерчатая полоска, которая, охватывая лоб, сзади крепилась на затылке. Венчик расшивался бусами, бисером. К нему сбоку подвешивали рязы — нитки бус или жемчуга, которые спускались вдоль щек. В косы девушки вплетали ленты или золотые нити. Зимой, как и взрослые женщины, носили разнообразные шапки, опушенные мехом.
Девичий головной убор
У русских крестьян девичий головной убор резко отличался от женского по форме, назначению и декоративному оформлению. Форма девичьих головных уборов была разнообразной - в виде кольца, короны или венка. Повсеместное распространение имел девичий головной убор в виде прямоугольной полосы на твердой основе, концы которой переходили в мягкие широкие ленты из штофа, червчатого бархата или сверкающей парчи. Твердая часть головного убора спереди покрывала голову девушки, а мягкие ленты спускались вдоль спины до талии или завязывались в большой бант, прикрывая только шею. Такой девичий головной убор имел несколько названий -повязка, связка, ленка, лента. Он был предельно прост по форме и необыкновенно разнообразен по декоративному оформлению и применяемым материалам. Чаще всего здесь применялся бархат, золотое шитье, шитье перламутром, жемчугом, бисером или бусами. Повязка могла быть широкой или узкой, с возвышающимся верхним краем, или в виде четкого удлиненного прямоугольника. Более нарядные и торжественные девичьи повязки имели не цветную, а блестящую основу и носили название “золотух”.
На Мезени, Печоре, в Холмогорах и у поморов Архангельской губернии сверкающая повязка была высотой до двадцати двух сантиметров. Верхняя часть такой повязки обычно была из широкого узорного галуна с ярко выраженным сверкающим узором. Внизу же по очелью повязки на поблескивающем фоне парчи или фольги матовым блеском мерцал жемчужный или бисерный узор из ажурных звезд или замысловатых снежинок. В сердцевинках же этих звезд нередко красовались крупные бусины из перламутра или запоны из цветных стекол. От такого рельефного мерцающего узора на лоб девушки белыми полукружьями спускалась прозрачная, трепещущая поднизь. Ее пряди образовывали ритмические каскады гладких и волнистых округлых снизок. Поднизь могла быть, как и вышитый узор, разная— короткая, длинная, гладкая, волнистая, из бисера и перламутра. На Мезени девушек в таких повязках называли “повязочницами”.
Женские и девичьи головные уборы
Праздничные женские и девичьи головные уборы с гладкой или волнистой поднизью обильно унизаны жемчугом, цветными камнями и блестками. Серьги, ожерелья в несколько ниток и браслеты, по-здешнему “зарукавья”, тоже обычно были жемчужными. При выходе из дома летом на головной убор накладывалась шелковая клетчатая фата. Народный праздничный костюм женщин и девушек города Белозерска в конце XVIII — первой четверти XIX века мало чем отличался от тихвинского и других местностей Новгородской губернии. Различия чаще всего проявлялись в форме головного убора или характере декора. Однако изменение композиции декора, пропорциональных соотношений в орнаменте и его цвета, формы поднизи сильно меняют восприятие этого самого красивого девичьего головного убора. Белозерский “венчик” изящнее и нежнее, он подчеркивает юность девушки. Тихвинская “корона” — пышнее, монументальнее, она придает девушке торжественную степенность.
Островерхий кокошник. Парча, прорезной картон, золотое кружево, рубленый перламутр, фольга, цветные стекла, ювелирные вставки.
Разновидность кокошника с твердой передней вертикальной лопастью и мягкой тыльной частью. Входит в группу однорогих головных уборов, распространение которых в прошлом связано с Владимиро-Суздальским, а позднее — Московским княжествами, Кокошник с высокой треугольной лопастью в XVIII—XIX веках характерен был для женского праздничного костюма Костромской, Ярославской, Псковской губерний.
Особенно часто он встречался в Галичском уезде Костромской губернии, где отличался богатством декоративного оформления. Мягкая шапочка этого головного убора выполнялась из узорного шелка, камки, парчи. Передняя твердая лопасть и выступающее вперед очелье украшались перламутром, цветными стеклами, фарфоровыми бусами и бисером. У богатых же нередко применялись жемчуг и драгоценные камни. На лоб спускалась “поднизь” — ажурная волнистая сетка из рубленого перламутра. Такой жемчужный кокошник с сияющими цветными вставками высоко возвышался над головой молодой женщины.
Нередко головной убор дополнялся прозрачной фатой, которая укреплялась на вершине гребня и спускалась свободными складками сзади.
Головные уборы XIX в.
“Сорока с кичкой”. Холст, кумач, золотое шитье, пушки из пуха и шерсти.
Кичка — твердое основание этого составного головного убора. В южнорусских губерниях она имела весьма разнообразную форму — круглую, лопатообразную, в виде копыта или острых рогов, высотой до 22 см и др. Выполнялась кичка обычно из холста с прокладкой и последующей простежкой суровыми нитками. Для удобства при надевании кичку прочно объединяли с мягкой шапочкой “повойником”.
Среди множества форм и видов женских народных головных уборов “Сорока с кичкой” является наиболее древним и сложным. “Сорока с кичкой” в XVIII—XIX веках являлась основным женским головным убором Тульской, Рязанской, Воронежской, Орловской, Калужской, Тамбовской и Пензенской губерний.
Этот сложный головной убор состоял из многих частей. Основными в нем являлись две части — “кичка” и “сорока”.
“Сорока” надевалась поверх “кички”. Она представляет собой мягкий чехол. По материалу и форме “сорока” имела множество вариантов, соответствующих форме “кички” и характерным признакам данной местности—сшитая из одного или двух кусков, в виде круглой шапочки с двумя боковыми и задней лопастью, в виде шапочки с прямоугольным или круглым верхом, У старух и вдов “сорока” была белой, с небольшой вышивкой шерстью, иногда с добавлением блесток. У молодых будничная “сорока” выполнялась из крашенины, пестряди, ситца и других цветных тканей. Праздничная “сорока” у молодых была преимущественно красной — из кумача, штофа или бархата с золотной вышивкой по очелью. В зависимости от назначения головного убора и характера декора “сорока” получала дополнительные названия. Скромная праздничная “сорока” имела узкую полосу золотой вышивки, идущую только по краю очелья. Более нарядную “бодрую сороку” украшал широкий сверкающий узор, закрывающий всю переднюю часть очелья.
В некоторых районах южных губерний вышитое очелье дополнялось золотным узором на “хвосте” (задней части “сороки”) и макушке. Такие “сороки” назывались “золотыми”. “Золотые сороки” носились без платка, другие же могли дополняться платком, Наряду с золотой вышивкой в декоративном украшении “сорок” широко применялся цветной бисер. В середине и второй половине XIX века на юге России предпочтение стали отдавать зеленому прозрачному стеклянному бисеру. “Бодрая сорока” со сверкающей золотой вышивкой дополнялась тогда шелестящей переливающейся “поднизью”, спускающейся на лоб небольшой пышной кружевной оборкой. Сзади полосы и шею прикрывал широкий позатыльник в виде сетки из крупного цветного бисера, на зеленом прозрачном фоне которого всегда был геометрический узор из красных, желтых, голубых и белых ромбов. Такой позатыльник назывался “бороною”. Бисерные позатыльники нередко дополнялись еще и длинными бисерными цветными “рясами”, пряди которых спускались почти до талии. Назывались такие украшения “висюльками” или “снизками”. “Сорока” была логичным завершением яркого многоцветного праздничного костюма молодой женщины, где чаще всего преобладал красный цвет.
Женские головные уборы
Головки-кики. Бархат, мелкий жемчуг, рубленый перламутр, цветные стекла, стразы (искусственные бриллианты в оправе), золотые пряденые нити, золотой шнур, блестки.
В конце XVIII—XIX веке головки-кики широко были распространены в центральных губерниях России — Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской, Ярославской, Московской и др. Этот женский головной убор в виде высокой цилиндрической или слегка конической шапки с небольшими треугольными ушками является одним из многочисленных вариантов русских праздничных кокошников. Во второй половине XIX века кокошники цилиндрической формы носили разные названия — “новгородская кика”, “тверская головка”. На формирование этих головок-кик существенное влияние оказали древнерусские женские шапки. От них, по-видимому, пошла жесткая проклейка, хороню сохраняющая круглую форму, и фигурный вырез окола, где четко выделены налобная часть, ушки и позатылъник.. Народные головки-кики XIX века выполнялись обычно из темно-вишневого, малинового или золотисто-терракотового бархата. Судя по портретам купчих конца XVIII — первой половины XIX века, высокая тулья на их головках-киках расшитыми, жемчужными травами с многолепестковыми розетками цветок, и середине которых сверкали драгоценные камни. Жемчужному умору вторила ажурная жемчужная поднизь, спускающаяся на лоб гладко или волнистыми складками, которые, как пушистые кружева окружали лицо женщины сверху, спускаясь до ушей, Вместе с жемчужными серьгами, ожерельями и ожерелками они составляли неповторимый по красоте убор.
Современные головные уборы
Кроме маленьких, плотно облегающих голову шляп и вязаных шапочек, популярны шляпы с полями. Летом обычно носят соломенные шляпы, прохладной остью - фетровые, из ткани. Зимние меховые шапочки имеют простые формы: это шляпы типа чалмы, исконно русские ушанки, кубанки и токи.
Шапка может быть вязаной (в спортивном стиле) или меховой (шапка-ушанка). Она слишком сильно обезличивает своих хозяев. Поэтому носить их могут только те люди, которых не волнуют проблемы создания собственного стиля.
Выбрать шляпу к лицу нелегко. Шляпа - это последний штрих, который или достойно завершит костюм, или, наоборот, его испортит. Головной убор не должен выделяться, бросаться в глаза. Также он должен быть удобным, защищать от дождя. холода, ветра. И еще - украшать, подчеркивать индивидуальность.
Современные дизайнеры отдают предпочтение шляпам с широкими полями, более всего популярны фасоны типа "севилья", "берсалино", панама. На второй план отошли токи, так популярные в начале века, и модели наподобие мужских с маленькими прямыми полями.
Современные шляпы нередко имеют богатую декоративную отделку в виде венков, букетиков или муляжных фруктов, как в середине шестидесятых годов. Цветы могут быть весьма необычной расцветки, например, из ткани в горошек или полоску, фрукты как естественной, так и кричаще пестрой окраски. Маленькие кокетливые шляпки могут украшаться перьями.
Колониальный фольклорный стиль в одежде дополняет шляпка из соломки или пальмовых черешков, джинсовый стиль - головной убор из кожи. Ансамбли из современных тканей выглядят совершенными со шляпами из прозрачного цветного винила несложного фасона.