Урок во 2-м классе «Прогулка в весенний лес»

Разделы: Музыка


Цель: познакомить и повторить творчество русского композитора – классика, показать выразительные возможности музыки в изображении образов родной природы

Дидактическая цель: способствовать благоприятному развитию личности, углубить понимание художественного образа, расширить эстетическое восприятие природы. Воспитание детей нравственно и эстетически

Тип урока: урок обобщения, систематизация учебного материала и занятий по внеурочной деятельности (фольклорный кружок). Урок-путешествие

Задачи:

  • Познакомить и повторить творчество русского композитора-классика П.И.Чайковского, показать выразительные возможности музыки, рисующие картины природы.
  • Сформировать у детей мотивацию к творческой деятельности через игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах
  • Научиться вслушиваться в музыку, анализируя важные выразительные средства музыки
  • Углубление понимания истоков своей земли и привитие любви к русской песни, ведь русская народная песня – отражение русской души

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные:

1. Иметь представление о народной и профессиональной музыке на примерах восприятия живописного и музыкального образов произведений

2. Уметь исполнять музыкальные произведения

Метапредметные:

1) познавательные:

1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

2. Сравнивать и обобщать информацию.

2) коммуникативные:

1. Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач

2. Аргументировать свою точку зрения

3) регулятивные:

1. Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами

2. Осуществлять самоконтроль

3. Оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других

Личностные:

1. Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения

2. Развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности

3. Развитие музыкальной культуры, мотивация на творчество

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, анализ и сравнение, метод музыкальной драматургии

Формы организации познавательной деятельности: Групповая, фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: ноутбук или магнитофон для прослушивания музыкальных произведении, русские народные инструменты: трещотки, ложки, дудки, колотушки и др.

I. Организационный момент.

Приветствуя учащихся, создать доброжелательную атмосферу в классе. Предложить отправиться в путешествие в весенний лес. Настроить детей на работу.

Учитель: “Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать ее песни, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки березки”

Цель: эмоциональный настрой, самовыражение.

(Выходим из школы и с песней “Вместе весело шагать” идем в лес на солнечную поляну)

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: “На уроках музыки мы читали стихи о весне, пели песни, а давайте вспомним о них”

Ответы детей (рассказывают стихи, поют песни).

III. Сообщение темы урока. Актуализация знаний и умений.

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят. [1].
(И. Никитин “Весна”)

Учитель: “Посмотрите, какая красота вокруг! Какие приметы весны вы знаете?”

Ответы детей

Учитель: “Мы говорили о том, как можно увидеть весну, а можно ли её услышать?”

Дети: Да.

Учитель: “Давайте закроем глаза и послушаем звуки природы” (Слушаем)

“Какую “музыку” вы услышали ребята? Какие чувства, настроения овладевали вами?”

Ответы детей самые разные: это шум и тишина леса, песни ветра, шелест листьев и пение птиц, журчание воды в реке…

Учитель: “А сейчас послушаем музыку знакомого вами, любимого композитора. Этот композитор написал много музыки для детей”.

(Звучит пьеса “Апрель. Подснежник” П. И. Чайковского из цикла “Времена года”)

- “Ребята, как вы думаете, кто написал это произведение?”

Ответы детей: П.И. Чайковский. ( Можно задать наводящие вопросы, например композитор, создавший целый цикл музыкальных произведений о природе).

- “Когда вы ее слушали, какую картину весенней природы вы представили? Какими красками композитор нарисовал пробуждение природы?”

Ответы детей: светлыми, радостными…

- “Молодцы. Свою пьесу П.И. Чайковский назвал “Апрель. Подснежник””

Цель: (Умение видеть музыку в красках).

Учитель: “Ребята, прислушайтесь к пению птиц. О чём могут быть эти песни?”

Ответы детей: о весне, о Родине, о солнце…

- “Правильно. Вся природа пробудилась ото сна. Что весна нам принесла?”

Ответы детей: радость, веселье и т.д.

Учитель: “Весна – это свет, радость.” (Запеть русскую народную песню и подключить к исполнению самих ребят. Завести хоровод. Можно “ Во поле береза стояла”, Ребята играют на народных инструментах).

- “Молодцы!!! А что мы исполнили?”

Ответ: русскую народную песню “Во поле береза стояла”.

- “А кто пишет эти песни?”

Ответ: народ

Учитель: “А какие еще вы знаете народные песни?”

Ответы детей

Учитель: “Во многих произведениях композиторов тоже можно услышать музыку, похожую на народные мотивы. Послушайте мелодию”. ( Звучит музыка П.И.Чайковского “Камаринская”)

- “Как вы думаете, кто написал эту музыку?” (можно задавать наводящие вопросы, например “Сегодня музыка этого композитора уже звучала”)

Ответы детей

Учитель: “Молодцы! Эта музыка П.И.Чайковского написана в народном стиле. Ребята, давайте еще раз послушаем это произведение и подыграем на наших инструментах ” (слушают музыка П.И.Чайковского “Камаринская” и играют на народных инструментах)

Учитель: (задает загадку)

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела

Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

Ответ: весной.

Учитель: “А знаете ли вы, ребята загадки, пословицы, поговорки? К примеру “Весна красна цветами, а осень пирогами” – пословица”

Ответы детей: ( Загадывают и отгадывают загадки, конкурс кто знает больше пословиц и поговорок)...

- “А кто их сочиняет, ребята?”

Ответ: народ.

Учитель: “Молодцы! Народные песни, пословицы, поговорки, сказки, былины... все это кто сочинил?”

Ответ: народ.

- “И все произведения народного творчества издавна принято называть ( Дети ответят сами) фольклором, что означает “народная мудрость”” [2]

- “Мы послушали музыку, исполнили, а сейчас сыграем в народную песню - игру “ Бояре, а мы к вам пришли””(Играют и поют и в другие игры с использованием народных инструментов. Звучит песня “Выходили красны девицы”, ребята подпевают и подыгрывают).[2].

Учитель: “Ребята, повстречалась Муза с поэтом, художником, композитором и спросила:

“Что вам нужно, чтобы нарисовать картину природы?”

- Как вы думаете, что ответил каждый из них?”

Ответы детей с помощью учителя:

  • Композитор – слова
  • Художник – звуки
  • Поэт – краски [3].

Учитель: “Что нового узнали на уроке? О чем мы говорили? О каком композиторе шла речь на уроке?”

Ответы детей: что у весны есть приметы, которые можно увидеть и услышать…

Учитель: “На этом наше путешествие не заканчивается. Мы будем путешествовать и дальше. С этого урока вы должны запомнить, что, слушая звуки природы, мы учимся слушать себя, учимся петь, танцевать и творить.”

- “Домашнее задание: написать маленький рассказ, в котором расскажите о своих наблюдениях за природой и ответите на вопрос: “Можем ли мы услышать природу” (живопись), можно нарисовать рисунки”

IV. Рефлексия.

Учитель: “Всем спасибо за урок! Вы сегодня молодцы! Понравилось вам наше путешествие? Что особенно запомнилось?”

Ответы детей:

(С венками, с букетами лесных цветов, с хорошим настроением и с песней идём в школу)

Вся деятельность на уроке направлена на развитие творческой активности, углубление музыкальных знаний, воспитание коллективизма, дружбы, доброты.

Список литературы

  1. И.С Никитина “Полюбуйся, весна наступает”. Стихи, 2008г.
  2. Музыка. Учебник для 2 класса: учеб. для общеорбразоват. учреждений / Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012.
  3. Музыка. Учебник для 1 класса: учеб. для общеорбразоват. учреждений / Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2012.