Цель: совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать речевые умения и творческие способности при чтении произведения С.Маршака “Автобус номер двадцать шесть”.
Планируемые результаты: научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев, работать в паре, обобщать и делать выводы; научатся правильному поведению в транспорте.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание
Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика
Прозвенел звонок веселый,
В классе все мы собрались.
На друг другу поглядели,
Улыбнулись, присмирели.
И за парты тихо сели.
Сейчас вы подарили друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Хочу, чтобы вы были добры друг к другу, и добро поможет вам.
Работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.
Начинаем урок с дыхательной разминки.
“Свеча”. Представьте, что перед вами яблочный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделай глубокий вдох и постарайся задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.
“Звукоподражание”. Вспомните и воспроизведите:
Над ухом звенит комар: з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Близко стрекочет сорока: ч-ч-ч (громко).
Улетает всё дальше и дальше: ч-ч-ч (тихо)
Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать у себя правильное дыхание.
Тихо сели.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны темы “ Жили-были буквы..” Слайд.
- С чем мы знакомились на прошлых уроках? (с рассказами, сказками, стихотворениями о буквах)
- О чем размышляли? (о том кто и как может “оживить буквы”)
- Чему будем учиться? (Красиво и правильно читать, но главное понимать прочитанное)
Все это мы можем усвоить, если будем работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Решение кроссворда
Сейчас мы отгадаем загадки, заполним отгадками клеточки кроссворда. И в цветных квадратиках будет спрятано ключевое слово.
- На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля) - Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел) - Узнать его и просто и легко:
Высокого он роста и видит далеко.(жираф) - Я сорвать цветок хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка) - Кто первый землю пашет? (червяк)
- Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я.....( осьминог) - Я – хозяин во дворе
И бужу всех на заре. ( петух)
- Какое ключевое слово получилось? ( на доске) АЛФАВИТ. Слайд
Ключевое слово АЛФАВИТ.
- Как одним словом назвать все отгадки? ( животные)
Работа в паре.
Решите примеры. Запиши ответы в порядке возрастания.
3+5= 8 | Ш | 10+3= 13 | К |
9-7= 2 | М | 15-5= 10 | А |
3+3= 6 | А | 17-10=7 | Р |
- Кто такой Маршак? ( поэт)
–Что пишут поэты? (стихи)
Проблемный вопрос. Создание гипотезы,
У нас появилось 3 слова МАРШАК ЖИВОТНЫЕ АЛФАВИТ
- Мы должны связать эти 3 слова и узнаем, чему будет посвящен наш урок.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Итак, сегодня мы познакомимся с С.Я. Маршаком, будем читать его стихотворение, в котором он спрятал алфавит, а героями - будут животные, подумаем о том, как вести себя в транспорте.
3. Работа над темой урока
1. Знакомство с С.Я.Маршаком.
А начнем с рассказа о С.Я.Маршаке
Вывеска С. МАРШАК. Слайд
Самуил Яковлевич - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.
Родился 3 ноября 1887г. в городе Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя.
Семья Маршака была большая и дружная, отец с матерью старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми. Будущий поэт рано полюбил стихи, четырёх лет от роду он уже пытался сам сочинять стихотворные строчки.
Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Потом Маршак учился в университете в Англии. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, которые его потом прославили.
С утра садился он к своему письменному столу, и за полночь не гасла его рабочая лампа. Учил любить Родину, родное слово. Говорил, что настоящие герои скромны и за подвиг не требуют наград. Он бывает строгим, но чаще весёлым, насмешливым. Много написал для детей стихотворений, сказок, загадок, пьес. Известен в России всем большим дядям с усами и маленьким девочкам с куклами
Сейчас некоторые произведения его мы и представим.
Слайд
2. Знакомство со стихотворением С.Я.Маршака.
- Сейчас мы с вами познакомимся с одним из произведений Маршака.
- Прочитайте его название.
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
- Предположите, о чем или о ком будет это стихотворение.
3. Физкультминутка
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да скок, прыг да скок!(прыжки)
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!(бег)
Медвежонок не боится
Волка, кабана, лисицы.(ходьба)
Мишка по лесу идет:
“Где здесь пчелы, где здесь мед?”
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
(потягивание – руки вверх)
И вокруг запели птицы!
Ну а нам пора учиться!
(садятся за парты)
4. Чтение стихотворения учителем. Слайд (параллельно чтению стихотворения на экране появляются – животные)
Первичное понимание прочитанного.
- О ком это стихотворение? Подтвердились ли ваши предположения?
- Что необычного в этом автобусе?
5. Словарная работа.
- А кто такой гиппопотам? эму? выпь?
Об эму нам расскажет Камиль.
О выпи Алина.
6. Самостоятельное чтение в режиме жужжащего чтения.
- Прочитайте стихотворение про себя и найдите строчки в которых автор обращается к читателям.
- Прочитайте обращение автора к читателям.
- Какой совет скрывается в последнем четверостишье? (как надо правильно вести себя в транспорте) говорят дети (на толкаться, не наступать на ноги, уступать место старшим, не грубить, не ругаться, не спорить, не драться...)
Вывод. Я думаю, что эти правила вы не только знаете, но и выполняете.
Физкультминутка
4. Закрепление нового материала.
Повторное чтение цепочкой.
Сейчас мы устроим игру в Алфавит - прочитайте стихотворение по строчкам!
Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь срывается секрет.
Чтение детьми.
- Кто догадался, какой секрет скрывается?
Если вы назовете первые буквы каждой строки, то вы отгадаете секрет.
- Какой секрет вы открыли? (в стихотворении спрятался алфавит)
- Что такое алфавит? (буквы, расположенные в строго определенном порядке)
- Сколько букв в алфавите?
- Как удалось поэту спрятать в стихотворении алфавит? ( расположил название животных в алфавитном порядке.)
Найди в стихотворении строчку:
Выпь говорит, что ей темно
- Почему слово “выпь” попало не в начало, а в конец стихотворения?
- Какой пассажир мог бы попасть в строчку на букву “Ё”?
- Проверь - может быть, он уже едет в автобусе?
- Какие буквы алфавита не использовал автор? Почему?
- В каких случаях нам пригодится знание расположения букв в алфавитном порядке? (словарь, найти свою фамилию, найти книжку в библиотеке,
Рефлексия.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто был героями стихотворения?
- Какой секрет скрывался в этом стихотворении?
- Как вы думаете, подтвердилось ли ваше предположение о том, чему будет посвящен урок?
Итог.
- Оценивание своей работы детьми. Красный круг - доволен своей работой на уроке, зеленый – не совсем доволен работой, мог работать лучше.