Программное содержание:
- Формировать представления детей о свойствах воды, воздуха и магнита;
- Активизировать и обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих свойства воды, воздуха, магнита.
- Развивать внимание, воображение, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательное отношение к окружающим людям.
Методы и приемы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный, триз.
Материал к занятию: шарики воздушные, рюкзак, планшет, мини-акустическая система, стаканчики, соль, сахар, гуашь, магнит, тканнь синего цвета, имитирующая озеро, “следы щенка”, будка, замок, в контейнере предметы из различного материала.
Ход занятия
Дети играют в групповом помещении. Внезапно появляется Карлсон
(он влетает с шарами под музыку) (приложение 1)
Карлсон
Ой! Это я удачно приземлился. Здравствуйте, мальчишки! Здравствуйте, девчонки! Я надеюсь, вы меня узнали? Я, Карлсон, который живет на крыше. Давайте знакомиться (Карлсон-Маша). Я собрался к Малышу на день рождения, купил подарок и шарики. Но пока я летел, у меня сломался пропеллер, и мне пришлось приземлиться у вас.
Раздается звонок от Малыша (приложение 2)
“Здравствуй, Карлсон, у меня пропал мой щенок. Помоги мне, пожалуйста, его найти. Мне без него грустно”.
Карлсон
Ребята, а вы мне поможете найти щенка Малыша? Я так и знал, что вы захотите помочь и решите отправиться со мной на поиски. У меня с собой рюкзак с разными вещами, которые могут нам пригодиться в наших поисках. На чём можно отправиться, чтобы найти щенка? Пропеллер - то не работает. (Ответы детей).
Карлсон
Предлагаю воспользоваться воздушными шарами. Вы не против? Я прилетел к вам по воздуху. Воздух везде, мы дышим воздухом. Вдохните через нос, а выдохните на ладошку, почувствовали.
Как вы думаете, какого цвета воздух? Мы его видим?
Дети. Нет.
Карлсон
Попробуем его поймать (Карлсон достает пакеты из рюкзака). Дети пытаются поймать воздух полиэтиленовыми пакетами. Поймали. И я поймал. Какого цвета воздух в пакете? (ответы детей: невидимый, прозрачный, бесцветный). Нам же надо лететь. Полетели. Держитесь.
Карлсон.
Смотрите, озеро, приземляемся.
Раздается звонок от Русалочки (приложение 3)
“Здравствуй, Карлсон, это Русалочка! Я видела щенка, он прыгнул в воду и весь промок. Он совсем ничего не знает о воде, а ты Карлсон знаешь?”
Карлсон
Давайте вместе разберемся? Что мы знаем о воде? Сейчас немного поэкспериментируем. Подходите к столам, присаживайтесь.
Эксперимент 1. Ребята, как вы думаете, у воды есть запах? Давайте ее понюхаем. У вас пахнет? (нет, ничем не пахнет, вода без запаха).
А какая вода на вкус? Попробуем? (Она безвкусная). Ой, у меня в рюкзаке есть соль и сахар.
Давайте, положим в стакан с водой сахар, размешаем.
Дети, как вы думаете, какая стала вода на вкус? (Сладкая). Попробуйте.
Теперь в другой стакан с водой положим соль, какая по вкусу станет вода? (Соленая). Проверим. Какого вкуса вода у тебя? Вода приобретает вкус того вещества, который в нее положили. Да. Сахар положили, стала сладкая, а соль соленая. Правильно!
Карлсон
Эксперимент 2 Проведем еще эксперимент? Перед вами краска, возьмите ее аккуратно и добавьте кисточкой в стакан с прозрачной водой. Не жалейте краски! Размешайте. Ой, какие разноцветные стаканчики у вас получились! Вода может изменить свой цвет.
Имя ребенка, какого цвета у тебя вода? Почему? (я добавила краску). Вода может изменить свой цвет.
Карлсон
Эксперимент 3 Давайте опустим одну ложку в стакан с прозрачной водой, а другую в стакан с окрашенной. В каком из стаканов ложка видна? В каком нет? Почему? (В прозрачном стакане ложка видна).
Молодцы, ребята, а теперь вспомним, что вы узнали о воде! И ответим Русалочке
(Она без запаха, без вкуса, прозрачная, но может приобретать вкус, если в нее положить что-нибудь, и окрашиваться в различные цвета).
Карлсон
Вот мы исправились с заданием.
Карлсон
Умнички! Давайте, встанем и отдохнем. (Физкультминутка)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревья выше, выше.
Ой, смотрите следы. Как вы думаете, чьи они? (Ответы детей) Наверно, щенка, давайте пойдем по ним. Куда же они нас приведут? (следы привели к собачьей будке). Посмотрите будка, но на ней висит замок и записка. Читаем: “Чтобы освободить щенка достаньте, ключ, не дотрагиваясь до него рукой. Если справитесь с заданием, то спасете щенка”.
Карлсон
Интересно, а как же мы с вами сможем достать ключ из коробки, не дотрагиваясь до него рукой? Давайте подумаем. Как вы думаете, из какого материала изготовлен ключ?
(ответы детей)
Кто знает, что притягивает железо к себе? Я знаю и научу вас. Ну-ка, где мой рюкзак? У меня много в рюкзаке разных предметов, смотрите что здесь. Вот магнит. Попробуем магнитом достать без рук ключ. Я каждому дам магнит, и мы вместе попробуем (дети достают ключ). Ты чем достал его? Рукой? Нет. Магнитом. А вы знаете, почему магнит не притянул карандаш, шарик...? (нет). Магнит притягивает только железные и металлические предметы. Что делает магнит? (притягивает все железные и металлические предметы).
Карлсон открывает замок и достает из будки щенка.
Карлсон
Спасибо вам за помощь, мы нашли и освободили щенка. Ребята, справились мы с заданием? Нашли щенка? Что интересного вы узнали, пока искали щенка (закрепление знаний о воде, воздухе, магните). Теперь мне надо отнести щенка Малышу, чтобы он не расстраивался. Пора нам возвращаться домой. Где же наши шарики, на которых мы прилетели? Вот они! Полетели. Детский сад. Приземляемся.
За то что вы мне помогли и не оставили Малыша в беде дарю эти шарики вам, ему я принесу другие. Спасибо, вы очень добрые и отзывчивые. Я расскажу Малышу, о том, как вы мне помогли. До свидания, я полетел. Видеописьмо от Малыша (приложение 4)
“Спасибо, ребята, что мою собаку нашли!”