Суффикс. Значение суффикса

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение; развивать умения разбирать слова по составу.

Задачи:

Предметные: (слайд 5)

  • Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.
  • Находить в словах суффикс.
  • Определять значение суффикса.
  • Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Метапредметные: (слайд 6)

Познавательные УУД:

  • учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
  • учить проводить сравнение.

Регулятивные УУД:

  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • учить формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  • учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
  • формирование умение работать в паре, в группе;
  • учить договариваться с одноклассниками, приходить к общему решению.

Личностные: (слайд 7)

  • формировать, положительное отношение к процессу обучению;
  • формировать интерес к учебному материалу;
  • формирование адекватной самооценки;
  • воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

а). - Здравствуйте, ребята!

Давайте, улыбнёмся друг другу. (смайлик) (слайд 8)

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся
И силой наполняемся, дарующей успех.

б). Мотивация.

- Желаю вам работать на уроке активно, желаю новых открытий, знаний, успеха и найти путь к новому секрету русского языка. А помощниками вам будут внимание, смекалка.

- Работаем старательно и слушаем внимательно.

С малой удачи начинается большой успех.

- Посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение. (слайд 9)

Нас, всё, будет, сегодня, здорово, у!

- Молодцы, ребята, замечательно! И так, начнем урок.

II. Чистописание. (слайд 10)

- Начнем урок с минутки чистописания. Для этой работы необходимо подготовить пальчики:

а) - Давайте сделаем зарядку для пальчиков. Её по-другому называют пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.

б).- Поставьте локоть правой руки на парту. Будем произносить слова и сгибать названные пальцы пальцами левой руки.

Этот пальчик – дедушка (сгибаем большой палец),
Этот пальчик – бабушка (сгибаем указательный палец),
Этот пальчик – папа (сгибаем средний палец),
Этот пальчик – мама (сгибаем безымянный палец),
Этот пальчик – я! (сгибаем мизинец).

в).- Запишите число:

Четырнадцатое ноября.

Классная работа.

г). - Какой сегодня день недели? Четверг. Назовите фразеологизмы со словом “четверг”. (После дождичка в четверг – никогда)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

д). ря, ор, на, би (на доске). (слайд 11)

- Посмотрите, как правильно пишутся буквы (слайд)

- Какой слог лишний? Почему? (ор – слово, обозначает крик, громкий разговор).

е). работа, ребята, растение. (на доске)

- Что это за слова? (словарные)

- Объясните, как пишутся эти слова? (Дети комментируют написание данных слов).

III. Знакомство с новым словарным словом.

а) загадка.

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Много птичек здесь снуют,
И, галдя, его клюют. (рябина)

б) Пояснение (Толковый словарь Ожегова) (слайд 12 - 13)

Рябина - дерево или кустарник семейства розоцветных с гладкой серой корой, с перистыми листьями, с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами (ягодами) 

в). Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках Москвы красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. “Рябые”, – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков.

г). Звуко-буквенный анализ слова “рябина” (слайд 14)

[р’ и б’`и н а ] – 3 слога, 6 букв, 6 звуков.

д). - Составьте предложение с этим словом.

Рябчики клюют красные ягоды рябины. (записать, дать характеристику, найти главные члены предложения)

IV. Постановка и решение проблемы.

а).- На какие две группы можно разделить данные слова? (слайд 15)

Союз, корень, глагол, окончание, предлог, приставка, имя существительное, основа

(части речи, - союз, глагол, предлог, имя существительное, имя прилагательное.

части слова – корень, окончание, приставка, основа)

б). - Определите части речи в данном предложении. (слайд 16)

- Как вы думаете, какой корень в слове “рябина”? (Правило о корне)

- Выделим корень слова.

- Подберите однокоренные слова. (Рябина, рябинка, рябинушка).

- Выделите корень слова

- Какую часть слова мы ещё можем выделить? (окончание)

- Это формы одного и того же слова или это родственные слова?

(здесь кроме корня и окончания есть еще одна часть слова )

- Кто мне скажет, как она называется? (суффикс)

- Что мы знаем о суффиксе? (ничего)

V. Сообщение темы и постановка целей урока. (слайд 17)

- Итак, тема нашего урока –Суффикс.

Наши задачи. (слайд 18)

- Мы должны понять :

  • Что такое суффикс?
  • Где стоит суффикс?
  • Что образуют суффиксы.
  • Почему суффикс - значимая часть слова.
  • На какие группы по значению делятся суффиксы?

Физкультминутка(слайд 19)

Встали, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой,
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали,
Опустили, поморгали,
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.

VI. Открытие нового. (слайд 20)

СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX , что обозначает “прикрепленный”, а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

а).- Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова. (слайд 21)

Ребята пошли в лес за грибами. Они вошли в светлый березовый лесок. Лесник показал им грибное место. Домой ребята вернулись с полными корзинами грибочков.

(Грибами, грибное, грибочков; лес, лесок, лесник).

б).- Разберите слова по составу. (слайд 22)

- Что такое суффикс? (Часть слова)

- Где пишется суффикс? (после корня, перед окончанием)

- Что образуется при помощи суффикса ( новое слова)

- Как найти в слове суффикс? (подобрать однокоренные слова без суффикса, или с другим суффиксом)

в). Вывод: (Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов с новым лексическим значением.) (слайд 23)

VII. Применение новых знаний на практике

а).- Обрзуйте при помощи суффиксов –ик-, -ищ- новые слова: (слайд 24)

  • Дом – домик, домище
  • Ёж – ёжик, ежище
  • Глаза – глазки, глазищи.

- Как меняется смысл слова, если добавить маленькую, но очень ЗНАЧИМУЮ часть слова – суффикс?

- Как вы думаете, какое значение придает суффикс –к- слову? (ласкательное, указывает, что предмет маленький)

- А суффикс –ищ-? (предмет – большой)

б). Упр.167, стр 90.

- Прочитайте выразительно.

- Выпишите слова с суффиксами –к-

в). Работа в группе. (слайд 26)

1 группа.

  • Замелькают в воздухе первые снежинки . Тёплым одеялом укроет снег землю. Снежные метели заметут лесные тропинки. (слайд 27)

2 группа

  • Во поле березонька стояла. С листьев дождинки скатываются на травинки. (слайд 28)

3 группа.

  • Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко. Плывет кораблик на восток. (слайд 29)

г).- Назовите суффиксы, с которыми познакомились на уроке. (-к-, -ушк-, -ищ-. –инк-, -н-, -оньк-, -ишк-)

- Как вы думаете, ребята, это все суффиксы, которые есть в русском языке?

- Со всеми суффиксами мы познакомились на уроке? (Нет, наверное.)

- Конечно, нет. Русский язык богат суффиксами. И каждый суффикс имеет свое значение для образования слов. Это и будет темой нашего следующего урока.

VIII. ТЕСТ

  • Суффикс – это маленькое слово.
  • Суффикс – это часть слова.
  • Суффикс служит для образования новых слов.
  • Суффикс служит для связи слов в предложении.
  • Суффикс стоит перед корнем.
  • Суффикс стоит после корня.

IX. Итог урока. Рефлексия. (слайд 30)

- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

- Вспомните какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое “суффикс”, какое значение имеет суффикс, где стоит суффикс в слове, для чего служит суффикс).

- На следующих уроках мы продолжим работать над темой  “суффикс”.

Постановка задачи на следующий урок

- Суффикс не имеет значения.

- Суффикс имеет значение.

http://eor-np.ru/sites/default/files/eor/73/64/ee/e8/9e/27/ec/ab/82/12/d8/95/51/0e/43/5b/html/content/index.html

Х. Подведение итогов “я” на схеме лесенке. (слайд 31)

- Если вы своё “я” поставили на:

  • 1, 2 самые низкие ступеньки - вы всегда идете за кем-то или стараетесь следовать за кем-то;
  • 3, 4 ступенька – вы можете вести сами за собой и идти за кем-то;
  • 5 самая высокая ступенька – вы стараетесь вести за собой других.

XI. Домашнее задание. (слайд 32)

Стр.92, упр.170, правило на стр.90.