Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Актуализировать знания обучающихся о роли суффиксов в нашей речи; организовать деятельность по формированию умения находить суффикс и определять его значение; развивать умения разбирать слова по составу.
Задачи:
Предметные: (слайд 5)
- Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.
- Находить в словах суффикс.
- Определять значение суффикса.
- Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Метапредметные: (слайд 6)
Познавательные УУД:
- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
- учить проводить сравнение.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- учить формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- формирование умение работать в паре, в группе;
- учить договариваться с одноклассниками, приходить к общему решению.
Личностные: (слайд 7)
- формировать, положительное отношение к процессу обучению;
- формировать интерес к учебному материалу;
- формирование адекватной самооценки;
- воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
а). - Здравствуйте, ребята!
Давайте, улыбнёмся друг другу. (смайлик) (слайд 8)
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся
И силой наполняемся, дарующей успех.
б). Мотивация.
- Желаю вам работать на уроке активно, желаю новых открытий, знаний, успеха и найти путь к новому секрету русского языка. А помощниками вам будут внимание, смекалка.
- Работаем старательно и слушаем внимательно.
С малой удачи начинается большой успех.
- Посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение. (слайд 9)
Нас, всё, будет, сегодня, здорово, у!
- Молодцы, ребята, замечательно! И так, начнем урок.
II. Чистописание. (слайд 10)
- Начнем урок с минутки чистописания. Для этой работы необходимо подготовить пальчики:
а) - Давайте сделаем зарядку для пальчиков. Её по-другому называют пальчиковая гимнастика.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
б).- Поставьте локоть правой руки на парту. Будем произносить слова и сгибать названные пальцы пальцами левой руки.
Этот пальчик – дедушка (сгибаем большой палец),
Этот пальчик – бабушка (сгибаем указательный палец),
Этот пальчик – папа (сгибаем средний палец),
Этот пальчик – мама (сгибаем безымянный палец),
Этот пальчик – я! (сгибаем мизинец).
в).- Запишите число:
Четырнадцатое ноября.
Классная работа.
г). - Какой сегодня день недели? Четверг. Назовите фразеологизмы со словом “четверг”. (После дождичка в четверг – никогда)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF
д). ря, ор, на, би (на доске). (слайд 11)
- Посмотрите, как правильно пишутся буквы (слайд)
- Какой слог лишний? Почему? (ор – слово, обозначает крик, громкий разговор).
е). работа, ребята, растение. (на доске)
- Что это за слова? (словарные)
- Объясните, как пишутся эти слова? (Дети комментируют написание данных слов).
III. Знакомство с новым словарным словом.
а) загадка.
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Много птичек здесь снуют,
И, галдя, его клюют. (рябина)
б) Пояснение (Толковый словарь Ожегова) (слайд 12 - 13)
Рябина - дерево или кустарник семейства розоцветных с гладкой серой корой, с перистыми листьями, с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами (ягодами)
в). Круглый год украшают рябины наши леса, села и города. В парках Москвы красуются их ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не по-другому. Вишни, яблони и многие другие деревья в пору цветения – белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-желтые, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. “Рябые”, – говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков.
г). Звуко-буквенный анализ слова “рябина” (слайд 14)
[р’ и б’`и н а ] – 3 слога, 6 букв, 6 звуков.
д). - Составьте предложение с этим словом.
Рябчики клюют красные ягоды рябины. (записать, дать характеристику, найти главные члены предложения)
IV. Постановка и решение проблемы.
а).- На какие две группы можно разделить данные слова? (слайд 15)
Союз, корень, глагол, окончание, предлог, приставка, имя существительное, основа
(части речи, - союз, глагол, предлог, имя существительное, имя прилагательное.
части слова – корень, окончание, приставка, основа)
б). - Определите части речи в данном предложении. (слайд 16)
- Как вы думаете, какой корень в слове “рябина”? (Правило о корне)
- Выделим корень слова.
- Подберите однокоренные слова. (Рябина, рябинка, рябинушка).
- Выделите корень слова
- Какую часть слова мы ещё можем выделить? (окончание)
- Это формы одного и того же слова или это родственные слова?
(здесь кроме корня и окончания есть еще одна часть слова )
- Кто мне скажет, как она называется? (суффикс)
- Что мы знаем о суффиксе? (ничего)
V. Сообщение темы и постановка целей урока. (слайд 17)
- Итак, тема нашего урока –Суффикс.
Наши задачи. (слайд 18)
- Мы должны понять :
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Что образуют суффиксы.
- Почему суффикс - значимая часть слова.
- На какие группы по значению делятся суффиксы?
Физкультминутка(слайд 19)
Встали, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой,
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали,
Опустили, поморгали,
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
VI. Открытие нового. (слайд 20)
СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX , что обозначает “прикрепленный”, а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.
а).- Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова. (слайд 21)
Ребята пошли в лес за грибами. Они вошли в светлый березовый лесок. Лесник показал им грибное место. Домой ребята вернулись с полными корзинами грибочков.
(Грибами, грибное, грибочков; лес, лесок, лесник).
б).- Разберите слова по составу. (слайд 22)
- Что такое суффикс? (Часть слова)
- Где пишется суффикс? (после корня, перед окончанием)
- Что образуется при помощи суффикса ( новое слова)
- Как найти в слове суффикс? (подобрать однокоренные слова без суффикса, или с другим суффиксом)
в). Вывод: (Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов с новым лексическим значением.) (слайд 23)
VII. Применение новых знаний на практике
а).- Обрзуйте при помощи суффиксов –ик-, -ищ- новые слова: (слайд 24)
- Дом – домик, домище
- Ёж – ёжик, ежище
- Глаза – глазки, глазищи.
- Как меняется смысл слова, если добавить маленькую, но очень ЗНАЧИМУЮ часть слова – суффикс?
- Как вы думаете, какое значение придает суффикс –к- слову? (ласкательное, указывает, что предмет маленький)
- А суффикс –ищ-? (предмет – большой)
б). Упр.167, стр 90.
- Прочитайте выразительно.
- Выпишите слова с суффиксами –к-
в). Работа в группе. (слайд 26)
1 группа.
- Замелькают в воздухе первые снежинки . Тёплым одеялом укроет снег землю. Снежные метели заметут лесные тропинки. (слайд 27)
2 группа
- Во поле березонька стояла. С листьев дождинки скатываются на травинки. (слайд 28)
3 группа.
- Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко. Плывет кораблик на восток. (слайд 29)
г).- Назовите суффиксы, с которыми познакомились на уроке. (-к-, -ушк-, -ищ-. –инк-, -н-, -оньк-, -ишк-)
- Как вы думаете, ребята, это все суффиксы, которые есть в русском языке?
- Со всеми суффиксами мы познакомились на уроке? (Нет, наверное.)
- Конечно, нет. Русский язык богат суффиксами. И каждый суффикс имеет свое значение для образования слов. Это и будет темой нашего следующего урока.
VIII. ТЕСТ
- Суффикс – это маленькое слово.
- Суффикс – это часть слова.
- Суффикс служит для образования новых слов.
- Суффикс служит для связи слов в предложении.
- Суффикс стоит перед корнем.
- Суффикс стоит после корня.
IX. Итог урока. Рефлексия. (слайд 30)
- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
- Вспомните какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?
- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое “суффикс”, какое значение имеет суффикс, где стоит суффикс в слове, для чего служит суффикс).
- На следующих уроках мы продолжим работать над темой “суффикс”.
Постановка задачи на следующий урок
- Суффикс не имеет значения.
- Суффикс имеет значение.
Х. Подведение итогов “я” на схеме лесенке. (слайд 31)
- Если вы своё “я” поставили на:
- 1, 2 самые низкие ступеньки - вы всегда идете за кем-то или стараетесь следовать за кем-то;
- 3, 4 ступенька – вы можете вести сами за собой и идти за кем-то;
- 5 самая высокая ступенька – вы стараетесь вести за собой других.
XI. Домашнее задание. (слайд 32)
Стр.92, упр.170, правило на стр.90.