Среди разнообразных нарушений речи у детей
дошкольного возраста одним из наиболее трудных
для коррекции является такое особое проявление
речевой патологии, как нарушение слоговой
структуры слова.
Под понятием «слоговая структура слова» принято
подразумевать взаиморасположение и связь слогов
в слове.
Этот дефект речевого развития характеризуется
трудностями в произношении слов сложного
слогового состава, может нарушаться порядок
слогов в слове, пропуски, либо добавление новых
слогов или звуков, отмечаются искажения,
замещения, ошибки воспроизведения стечений
согласных.
В логопедической работе с детьми часто на первый
план выдвигается преодоление недостатков
звукопроизношения и недооценивается значение
развития слоговой структуры слова. Затруднения в
произнесении отдельных звуков, а также
акцентирование внимания на их преодолении ведут
к тому, что звук, а не слог становится единицей
произношения. Это в некоторой степени
противоречит естественному процессу развития
речи. Поэтому особую важность приобретает
определение правильного соотношения между
развитием звукопроизношения и овладением
слоговой структурой слова. При этом следует
учитывать индивидуальный уровень развития речи
каждого ребенка и вид речевой патологии
(полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская
афазия, ринолалия).
С раннего детства маленький ребенок слышит
слуховые раздражители – звуки, что является
большим толчком для возникновения речевой
функции. Ребенок слышит и пытается воспроизвести
то, что слышит. Изменяется цепь мышечных
сокращений, подстраивание голосовых органов под
слышимые звуки, налаживается координация слуха и
голоса. Малыш начинает говорить. Вместе с ростом
ребенка изменяется и совершенствуется его речь.
Четкая, спокойная, неторопливая речь взрослых –
основное условие нормального речевого развития
ребенка.
В онтогенезе овладение слоговой структурой
происходит постепенно, через ряд закономерно
сменяющихся фаз. К 3 – 3,5 годам при условии
нормального развития речи все основные
трудности слогообразования оказываются
преодоленными. С этим же возрастным периодом
связано появление так называемого «языкового
чутья», когда ребенок способен оценивать
правильность и выявлять дисгармонию не только
своего, но и чужого высказывания (Е. Н. Винарская).
Нарушение слоговой структуры слов обычно
выявляется при логопедическом обследовании
детей с общим недоразвитием речи, также оно может
быть у детей с фонетико – фонематическим
недоразвитием. Существует зависимость овладения
слоговой структурой слова от состояния
фонематического восприятия, артикуляционных
возможностей, семантической недостаточности,
мотивационной сферы ребенка.
Как правило, диапазон данных нарушений широко
варьируется: от незначительных трудностей
произношения слов сложной слоговой структуры в
условиях спонтанной речи до грубых нарушений при
повторении ребенком двух – и трехсложных слов
без стечения согласных даже с опорой на
наглядность.
При этом следует отметить, что данный вид речевой
патологии встречается у всех детей с моторной
алалией, у которых фонетические нарушения речи
не являются ведущими в синдроме, а только
сопровождают нарушения лексики.
В анализе детей, страдающих нарушением слоговой
структуры слов, отмечается задержка речевого
развития в раннем возрасте и появление первых
слов в усеченной форме.
По материалам А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения
детской речи», формирование слоговой структуры
слов происходит по следующим этапам:
1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. – ребенок
воспроизводит часто один слог услышанного слова
или два одинаковых слога: ав; би-би; му-му;
1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. –
воспроизводятся два сложных слова; в трехсложных
словах часто опускается один из слогов: автобус
– тобус;
1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. – в
трехсложных словах иногда опускается слог, чаще
всего предударный: укушу – кусу; может
сокращаться количество слогов в четырехсложных
словах: космонавт – монат;
2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. – в
многосложных словах чаще опускаются предударные
слоги, иногда приставки: зацепилась – ципилась;
2 года 3 мес. – 3 года – слоговая
структура нарушается редко, главным образом в
малознакомых словах.
У детей с речевой патологией данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать так:
- правильно произносимые слова: баба, дай;
- слова – фрагменты: молоко – мако;
- слова – звукопроизношения, обозначающие предмет, действие: ту – ту.
Несмотря на то, что к 6-7 годам дошкольник обычно хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный, активный словарь, владеет грамматическим строем речи и все же нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, экскурсовод, простокваша). В этом случае речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава.
Существует несколько типов нарушений слоговой структуры:
- тип «Элизия» – нарушение количества
слогов:
- усечение, сокращение количества слогов в слове или слогообразующих гласных: молоток – моток; самокат – мокат; велосипед – сипет;
- опускание слогообразующей гласной: пианино – пинино.
- тип «Персеверация» – инертное застревание на каком – либо слоге при произнесении слова, циклическое повторение, настойчивое воспроизведение: кораблик – ко-ра-ра-блик; лисичка – ли-си-сич-ка-ка.
- тип «Антиципация» – замена предшествующих звуков последующими или уподобление одного слога другому: капитан – пипитан; ананас – нананас; собака – бабака.
- тип «Итерация» – добавление, увеличение гласных в словах, где есть стечение согласных или добавление целых слогов: свисток – сивиситок; листва – лисытва; комната – команата; трактор – тырактор.
- тип «Контаминация» – смешение слоговых элементов двух слов, то есть слова, которые совсем не напоминают слова родного языка: на столе в хлебнице – на столебнице; трактор пашет – трашет.
- тип – Нарушение последовательности слогов в слове; перестановка слогов: бегемот – гебемот; самолет – мосалет; дерево – редево
- тип
- Уподобление слогов: абрикосы – кококосы.
- Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных): стул – тул.
- Вставки согласных в слог: лимон – лимонт.
По типу поломки слоговой структуры необходимо выяснить уровень речевого развития логопата. Так, элизии обычно соответствуют I уровню общего недоразвития речи. Перестановки чаще всего говорят о III уровне общего недоразвития речи. Все остальные типы нарушений слоговой структуры слова бывают у детей со II уровнем общего недоразвития речи.
Напрашивается вопрос: какова же причина такого явления, как поломка слоговой структуры слова?
Это кинетическая апраксия – неумение плавно
переключаться с одного слога на другой, неумение
понять правильную позицию звуков в слове, слов во
фразе, перейти от одного слова к другому.
Наличие апраксии свидетельствует о нарушениях
подвижности основных, нервных процессов, о
застойных очагах возбуждения или торможения в
речедвигательном анализаторе.
Каковы же признаки кинетической апраксии?
1. Невозможность выполнения всего упражнения
ребенком.
2. Внезапная потеря упражнения (ребенок – логопат
в середине выполнения упражнения может
переключиться на свое, потому что так ему легче).
3. Снижение амплитуды движения. Например: не может
выполнить упражнение «Индюк» или «Лошадку»
пощелкивать языком.
4. Наличие сопряженных движений (идут в ход руки,
голова и другие органы). Например: при выполнении
упражнения «Маляр» дети запрокидывают голову
назад.
Главное при апраксии – это улучшить произвольные движения языка, губ, лицевых мышц. Надо показать ребенку, какие мышцы и как их напрягать. Необходимо ежедневно развивать речевой аппарат, формировать фонетический слух, уточнять и коррегировать артикуляцию звуков, способствовать снятию страха перед произнесением трудных и громоздких слов, включать в работу развитие речевого дыхания, голоса.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет.
Работа над слоговой структурой слова кропотливая, длительная, не сразу дает увидеть результат труда, но она должна опережать становление звукопроизношения.
Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.
Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку. Согласно рекомендации Марковой, усложнение по формированию слоговой структуры слов заключается в наращивании количества различных типов слогов:
1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива,
дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота,
малина)
3. Односложные слова (дом, сыр, кот, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван,
мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в
середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот,
тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон,
бегемот)
8. Трехсложные слова со стечением согласных
(комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и
закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями
согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в
начале слова (стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в
конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями
согласных (плётка, кнопка)
14. Четырехсложные слова из открытых слогов
(черепаха, пианино)
Несмотря на актуальность данной темы, методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.
Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел: «Состояние слоговой структуры слов».
Учитель – логопед должен быть и артистом, и режиссером, способным дать исключительно правильный образец «говорения», используя, как образец свою речь доступную, красочную.
Список используемой литературы:
1. Агранович З.Е. «Логопедическая работа по
преодолению нарушений слоговой структуры слов у
детей»; Санкт – Петербург, 2001г.
2. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений
слоговой структуры слов у детей»; Москва,
Творческий центр, 2007г.
3. Большакова С.Е. «Формируем слоговую
структуру слова», приложение к журналу
«Логопед», Москва, Творческий центр «Карапуз»,
2007г.
4. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие и
проблемы дефектологии», М: Просвещение, 1990г.
5. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Р.В.
«Основы логопедии», М: Просвещение, 1989г.
6. Четверушкина Н.С. «Слоговая структура
слова», Москва, 2001г.