Цели:
- Научиться приему – умножение в столбик.
- Познакомить с алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное в столбик.
- Повторить свойства умножения.
- Закреплять умения решать задачи на пропорциональное деление.
- Развивать речь учащихся посредством использования алгоритма умножения.
- Совершенствовать работу в парах.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Развивать внимание учащихся.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- презентация к уроку;
- сигнальные карточки;
- индивидуальные карточки для учащихся;
- карточки с алгоритмом вычисления;
- физминутка музыкальная;
- цветные карандаши.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, приготовьтесь к уроку
математики.
– Начинается урок,
– Он пойдет ребятам в прок,
– Постарайтесь все понять,
– Учитесь тайны раскрывать.
2. Проверка домашнего задания
– Проверяем домашнее задание.
– Откройте тетради.
№ 6
– Назовите элементы пересечения
множиств Д и Е. (а, м)
– Назовите элементы объединения
множиств Д и Е. (е, к, а, м, б)
№ 12
– Назовите ответ 1 выражения. (285)
– Назовите ответ 2 выражения. (524)
№ 14
– Какое слово у вас получилось при
выполнении № 14? (Альтаир)
– Что вы о ней знаете?
– Где можно получить информацию?
– Отступите 4 клетки вниз, запишите
число 25.09. классная работа.
3. Гимнастика для ума
– Я задаю вопрос, вы быстро отвечаете.
1. У какого дерева осенью листья красные? (у
клена)
4. Как называется время уборки зерновых культур с
полей? (страда)
2. Сколько месяцев мужду сентябрем и январем? (3)
3. Сколько хвостов у 3 котов? (3)
4. Сколько арифметических действий вы знаете? (4)
5. Назовите их. (сложение, вычитание, умножение,
деление)
6. Какие тайны умножения вы знаете?
– Молодцы, работаем дальше.
4. Актуализация знаний (Приложение 1, слайд 1)
1) Математический диктант (Cлайд 2)
1. Уменьшаемое 60, вычитаемое 32, чему равна
разность? (28)
2. Найти сумму чисел 18 и 29. (47)
3. Первое слагаемое 11, второе слагаемое 43, найти
сумму. (54)
4. Найти разность чисел 100 и 13. (87)
5. Уменьшите число 78 на 29. (49)
6. Увеличьте число 45 на 27. (72)
7. Найдите разность чисел 32 и 28. (4)
8. Найдите произведение чисел 30 и 10. (300)
9. Первый множитель 4, второй множитель 3. Найдите
произведение. (12)
10. Найдите частное чисел 70 и 10. (7)
Проверка.
Один ученик называет ответы, все следят. Работают
сигнальными карточками.
Оценка ученику.
2) Решите задачу (слайд 3)
В 7 одинаковых стручках 42 горошины. Сколько горошин в 4 таких стручках?
42 : 7 х 4 = 24 г.
– К какому виду относится эта задача? (Задача
на приведение к единице)
– В чем особенность решения таких задач? (Cначала
нужно узнать, сколько чего-либо приходится на
единицу)
3) Расставьте знаки так, чтобы получились верные равенства. (Выдать индивидуальную карточку 1 – 2 ученикам)
4…3 = 3…4 (4 + 3 = 3 + 4 или 4 х 3 = 3 х 4) (Слайд 4)
– Какое свойство здесь применяется? (Переместительное свойство сложения или умножения)
(а + в) х с = а…с…в…с (а х с + в х с)
– Какое свойство умножения здесь применяется? (Сочетательное) (Слайд 5)
4) Решение выражений (Слайд 6) (выполняется на карточках)
205 + 740 980 – 900 – 1 (Дополнительная инструкция
Саши Г. и Максиму С.)
350 + 609 749 – 40 + 1
290 – 55 416 – 17 + 1
– Расположите ответы в порядке
убывания
Проверка. (Демонстрация решения на слайде). (Слайд
7)
5) Группировка
– На какие 2 группы можно распределить числа ответов? (четные, нечетные)
6) Геометрическая задача(слайд 8)
– Найдите площадь прямоугольника со сторонами 11см и 8 см. (88 см2)
5. Самоопределение к деятельности
– Умножьте числа на 7. Расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте слово. (Слайд 9)
Ответ: умножение.
– Молодцы!
– Умножьте 36 на 8. (Слайд 10)
– Удобно ли умножить устно?
– Используя тайны умножения, найдите
произведение четных чисел 36 на 8.
(Один ученик решает у доски, остальные в тетради)
– Что нужно помнить, когда мы устно
умножаем многозначное число на однозначное? (Нужно
двузначное число заменить на сумму разрядных
слагаемых, каждое слагаемое умножить на это
число и результаты сложить.) 36 х 8 = (30 + 6) х 8 =30 х 8 + 6
х 8 = 240 + 48 = 288
– Молодцы!
– Но запись получилась неудобной,
громоздкой.
– Существует ли другой способ умножения
таких чисел? (ответы детей)
– Сформулируйте тему и задачи урока.
– Мы должны научиться выполнять умножение
таких чисел другим способом.
– Тема нашего урока: Умножение
двузначного числа на однозначное в столбик. (Слайд
11)
6. Работа по теме урока
1) Построение проекта.
– Да, ребята, эту запись можно упростить и записать умножение этих чисел в столбик.
х36
__ 8
288
2) Алгоритм вычисления (слайд 12)
Алгоритм открывает в виде памятки на слайде. (Выдать индивидуальную карточку с алгоритмом Саше Г., Максину Ц., Саше Н., Яне Б.)
Ученик читает вслух:
1. Записываю умножение в столбик.
2. Умножаю единицы.
3. Единицы ответа пишу под единицами.
Десятки запоминаю.
4. Умножаю десятки. К числу десятков прибавляю
десятки из «памяти».
5. Записываю десятки под десятки, сотни под
сотнями.
6. Читаю ответ.
7. Физминутка
– Давайте немножко отдохнем, а затем продолжим работу. (Музыкальная физминутка или «Вышли мышки»)
8. Закрепление изученного материала
1) Работа по учебнику
– Откройте учебник стр. 36, № 1. (Выполняем
устно). Найдите удобный способ записи 24 х 8.
– Используя алгоритм, проговорите
решение.
2) Работа в парах
– Решаем пример № 2, стр. 36, работая парами. Комментируем по очереди шепотом. (Оказать помощь Максиму С. и Саше Г.).
Проверка решения.
(Один ученик читает ответ, все проверяют и показывают сигнальными карточками).
3) Самостоятельная работа с проверкой по эталону (эталон демонстрируется на слайде)
Решение примеров № 3 самостоятельно.
– Кто справился с примерами?
– Нарисуйте зеленый кружок в тетрадях
на полях.
4) Придумайте задачу (слайд 13)
– Используя запись, придумайте задачу.
3 ряда – 51 место
5 рядов – ? мест
Прослушать 2-3 варианта условия задачи. Сделать выбор. Решение записать по действиям.
5) Решение задачи по учебнику
№ 9(а) стр. 37
Один ученик решает индивидуально у доски.
Проверка с помощью сигнальных карточек.
9. Рефлексия деятельности
– Какую тайну умножения вы узнали
сегодня? (Умножение в столбик)
– Повторите алгоритм умножения
двузначного числа на однозначное в столбик.
– Все ли было понятно сегодня на уроке?
– Оцените свои достижения на уроке.
- на сегодняшнем уроке я узнал …,
- на этом уроке я похвалил бы себя …,
- я научился …,
- теперь я могу…
– Ребята, попробуйте, честно, оценить свою работу на уроке. Нарисуйте себя на «лесенке успеха».
- нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;
- средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы;
- верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
10. Подведение итогов урока
– Что вам понравилось сегодня на
уроке?
– Что было трудно?
– Какими знаниями, полученными на
уроке, вы хотели бы поделиться дома?
– Где можно применить полученные
знания?
11. Домашнее задание (слайд 14)
№ 9 (б) с. 37, №15, 16 (устно) с. 38
12. Оценки
– Молодцы.
– Все хорошо работали.