Музыкальные способности объединяются в понятие “музыкальность”. Б.М. Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности. В структуру музыкальности включаются: ладовое чувство, которое проявляется, как эмоциональное переживание; музыкально-слуховые представления, проявляющиеся в воспроизведении по слуху мелодии; и чувство ритма.
Постепенно в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество) мы, взрослые, развиваем в детях способности, направленные на формирование предпочтений, интересов, потребностей и вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания, которое является частью общего духовного становления. Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у детей дошкольного возраста необходима помощь и их родителей. По словам В. А. Сухомлинского «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В настоящее время в дошкольной образовательной системе произошли изменения, в центре которых стоит гуманизация педагогического процесса, направленная на свободное развитие личности. Переход к личностно-ориентированной модели общения педагога с детьми, послужил для меня поводом по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия с родителями воспитанников с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольной организации для развития музыкальности детей. Мы воспитываем одних и тех же детей. При этом именно семья является первым социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, потешки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат моей деятельности, как музыкального руководителя и родителей может быть успешным только тогда, когда мы станем союзниками. И этому союзу единомышленников более всего подходит, на мой взгляд, понятие "взаимодействие", в котором обе стороны являются активными участниками процесса. Понимая всю актуальность и практическую значимость этого взаимодействия, я направила максимум своего внимания на тему «Активные формы взаимодействия с родителями по развитию музыкальных способностей детей». Инновационный характер опыта работы заключается в активной позиции родителей в процессе всей деятельности.
Цель моей работы по данной теме заключалась в систематизации и обобщении наработанного практического материала по применению активных форм работы с родителями для развития музыкальных способностей детей.
В процессе деятельности я последовательно решала следующие задачи:
1. Актуализировать теоретические знания по
вопросам использования активных форм работы с
родителями и применения инновационных методов и
приемов для развития музыкальных способностей
детей.
2. Разработать практический материал для
обеспечения педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах
развития музыкальных способностей детей.
3. Обобщить и представить опыт работы
педагогическому сообществу.
В начале работы я проанализировала ряд
психолого-педагогической и методической
литературы. Это позволило взять на вооружение
самое лучшее и инновационное из опыта работы
других педагогов и выделить наиболее
эффективные формы организации работы по
привлечению родителей к развитию музыкальности
детей.
Содержание работы по разработке практических
материалов для обеспечения поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах
музыкального развития детей дошкольного
возраста включало четыре этапа.
I. Диагностический этап. На данном этапе я провела анкетирование родителей, чтобы выяснить интересующие их вопросы в развитии музыкальности детей. Так же использовала индивидуальные беседы с целью выявления родительских запросов. Затем совместно с родителями воспитанников мы определяли степень выраженности музыкальной одарённости детей. Для этого я предложила использовать методику «Карта одарённости», созданную на основе методики Хана Кафа. В ходе моей консультации «Как определить музыкальную одаренность детей» родители познакомились с технологией проведения диагностических заданий, смогли самостоятельно их выполнить и проанализировать. Обсуждение полученных результатов, которые например, в старшей группе были следующими: из 23 обследованных детей – 15 детей, т.е. 65 % имеют высокую предрасположенность, 3 детей (13%) – среднюю, 5 детей (22%) – низкую, позволили мне, как музыкальному руководителю более эффективно разработать план воспитательно-образовательного процесса по организации музыкальной деятельности детей, а родителям лучше понять своих детей и определить для себя приоритеты в их развитии. В заключении я провела беседу, в ходе которой познакомила родителей с мнением психолога Б. М. Теплова, которое состоит в том, что врождёнными являются некоторые задатки, но сами, же способности — это всегда результат развития. Так, на мой взгляд, непосредственное участие родителей в проведении и анализе результатов диагностических мероприятий позволило им повысить внимание к музыкальности своих детей, осознать необходимость правильного и своевременного развития музыкальных способностей детей, более обдуманно подойти к организации процесса музыкального воспитания в семье.
II. Практический этап. Он включает разработку
сценариев педагогических мероприятий и
проведение их с родителями воспитанников.
Работу на данном этапе я организовала по двум
направлениям. В каждом направлении я
предполагала обновление традиционных форм и
использование инновационных активных форм
взаимодействия с родителями, в процессе которых
и будут реализовываться поставленные задачи.
1. Информационно-познавательное направление. Оно вытекало из диагностического этапа и позволяло мне в течение всего образовательного периода уточнять интересы, потребности, запросы родителей, ближе знакомиться с музыкальными традициями семей воспитанников, а родителям обмениваться историями семейных традиций, ситуаций, конкретных примеров домашнего музыкального воспитания. Особенно интересно такое мероприятие как круглый стол на тему «Родительский дом начало начал». Обмен мнениями очень полезен, так как все семьи имеют разные музыкальные традиции и различный уровень социальной и духовной культуры. В одних с уважением относятся к музыке, стараются дать детям музыкальное образование, развить их способности. В других семьях музыкальное воспитание ставят на задний план. Удачный пример первых семей может донести до других родителей, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка. Например, совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой способствуют взаимопониманию и создают условия для формирования любви к музыке. Также я провожу индивидуальные консультации-практикумы, например, по подготовке к конкурсу «Дюймовочка», фестивалю-конкурсу «Музыкальная зима», с помощью которых довожу до сведения родителей информацию об индивидуальном музыкальном «росте» ребёнка. В ходе таких встреч родители имеют возможность не просто получить педагогический совет, но и поупражняться в его применении. Развитие информационно-коммуникативных технологий позволило мне через страничку «Музыкальная гостиная», находившуюся на сайте образовательной организации, а в последнее время через персональный сайт «Планета музыки» способствовать созданию в семьях воспитанников благоприятных условий для активизации эмоциональной отзывчивости на музыку, для развития музыкально-образного мышления и воображения, для раскрытия творческого потенциала. Активность данной формы определяется самостоятельностью позиции родителей, то есть они сами решают, когда и что им выбрать из предложенных мной песен, музыкальных игр. Я считаю, что мои практические советы многим родителям помогают при проведении семейных музыкальных праздников, театрализованных игр. В дальнейшем я планирую создать на своём сайте страничку «Форум», где родители смогут обсуждать и высказывать свои мнения на различные темы. Так же это направление обогащает родителей практическими знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Самой эффективной формой активного характера, на мой взгляд, является мастер-класс для родителей. Мною разработаны сценарии и проведены следующие мастер-классы для родителей: «Приёмы работы с родителями по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста», «Танцуйте вместе с нами», «Играйте вместе с нами», где я использовала игровой стретчинг. Также я использую педагогические проекты художественно-эстетической направленности, основное содержание которых составляет музыкальная деятельность воспитанников. Успешность реализации этих проектов во многом зависела от активного участия в них родителей. Я уверена, что такие проекты как «Удивительные песни вятского композитора Игоря Русских», «Маленькая шляпка и pas de deux» , «В мире музыкальных игр» оставили яркий след музыкальных впечатлений, эмоций и знаний у принимавших в них активное участие мам и пап, бабушек и дедушек. Но самое главное — это совместные дела, игры, музыкальные воспоминания у детей и родителей, а также непосредственное участие родителей в развитии музыкальных способностей детей.
2. Досуговое направление. Оно заключается в объединении моих усилий, как музыкального руководителя и посильном участии родителей, направленном на организацию совместной досуговой деятельности детей. Я достаточно часто привлекаю родителей, которые имеют актерские способности и желание участвовать в постановках. Так, уже традиционным стало приглашение родителей на различные роли героев утренников. Например, некоторые папы стали постоянными, незаменимыми актерами для малышей нашего детского сада. А какую гордость, кроме общей радости, вызывают они у своих собственных детей. В этом заключается, по-моему, большое воспитательное значение, потому что личный пример родителей самый важный для детей дошкольного возраста. Желание подражать становится стимулом в личном музыкальном развитии для ребенка. Также считаю полезными и часто провожу совместные педагогические мероприятия в форме музыкальных игр, викторин, конкурсов, музыкальных соревнований, в которых родители совместно с детьми играют, поют, активизируют имеющийся опыт и развивают различные музыкальные знания. Например, в рамках участия в областном конкурсе «Через игру – к правовому воспитанию» я провела совместную игру по теме «Каждый ребёнок имеет право». Увлекательным как для детей, так и для их родителей стал КВН « Вместе весело шагать» по правилам дорожного движения, где в жюри были и родители, и дети. Использованные в ходе таких мероприятий музыкальные игры многие вспоминают и дома, а особенно понравившиеся продолжают играть и с младшими детьми. Так происходит развитие творческой активности и детей, и их родителей. Безусловно, особое место среди совместных мероприятий занимают те, которые создают условия для развития непосредственно музыкальных способностей, например, праздник «Шляпный бал» или встреча «В мире музыкальных игр", в которой я предлагала серию авторских дидактических игр.
III. Аналитический этап – это анализ, педагогическая рефлексия и обобщение практического материала. Для объективности результатов взаимодействия необходима двухсторонняя оценка — как моя собственная, педагога и организатора деятельности, так и родителей, активных участников, поэтому каждое совместное педагогическое мероприятие или мастер-класс я заканчивала рефлексией, используя различные рефлексивные техники, например, «Мелодия настроения». Результатом деятельности на данном этапе стало составление мною методической папки «Музыкальная копилка», куда я внесла разработанные и реализованные сценарии наиболее интересных педагогических мероприятий, мастер-классов, проектов и описание серии авторских дидактических игр «Музыкальный домик».
IV. Презентационный этап. Суть данного этапа в представлении опыта работы педагогическому сообществу. Таким образом, создание методической папки «Музыкальная копилка» и представление ее материалов педагогическому сообществу на различных уровнях является для меня значимым результатом моей деятельности по рассмотренной теме.
Родители моих воспитанников, принимая активное участие в различных мастер-классах, тренингах получили практические знания по применению различных методов и приемов развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Именно в этом и заключается практическая значимость моей деятельности по организации взаимодействия с родителями воспитанников через использование различных активных форм. Вести ребенка по дорогам музыкального мира, развивая его музыкальные и творческие способности, должны совместно музыкальные руководители и родители, обогащенные необходимыми педагогическими знаниями.