Базовый учебник:Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. Учебник. 2012 г. В 2 частях
Цель урока:
- Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешки.
- Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.
Задачи урока:
Предметные:
- выполнить рисунок матрешки;
- продолжить формирование у детей кистевой росписи;
- углубить познания в области народного искусства.
Метапредметные:
- осуществлять анализ объектов;
- формировать эстетическое отношение к окружающему миру
- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
Личностные:
- развивать потребность в творчестве;
- развивать чувство прекрасного и эстетического;
- учиться составлять план выполнения творческой задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- учиться определять степень успешности выполнения своей работы давать оценку работе.
Тип урока: Проектный урок - изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: творческая работа,
работа с литературными источниками,
электронными ресурсами, выполнение
индивидуальных заданий, взаимопроверка,
самопроверка, анализ художественных
произведений
для учителя: выставка игрушек, силуэты
матрешек, вырезанные из белого листа бумаги,
компьютер; мультимедиа проектор; презентация; буклет.
Краткое описание: Данный проектный конспект - урок разработан для проведения урока по изобразительному искусству в 5 классе.
Структура и ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | ||||||||||||
Объявление темы урока | Учитель подводит учащихся к осознанию темы | Тему урока формулируют сами учащиеся | Познавательные, общеучебные, коммуникативные. | ||||||||||||
Сообщение целей и задач | Учитель подводит учащихся к
осознанию целей и задач Введение Здравствуйте, ребята! (слайд 2) Велика Россия наша Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами. Творческая минутка. Алый, шелковый платочек, Итак, ребята, назовите тему нашего урока…. Тема нашего сегодняшнего урока “Русская матрешка” Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока и запись в инструкционной карте.)
|
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | ||||||||||||
Планирование | Учитель помогает, советует Что нам нужно сделать, что бы достичь поставленных целей?
|
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели | Регулятивные планирования. | ||||||||||||
Практическая деятельность учащихся | (слайд 4) - Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно- прикладного искусства. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожёгова есть определение: Что такое матрёшка (слайд 5) “Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера” Учитель консультирует. - Для знакомства с русской игрушкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие! - Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление! Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки? (исследованием этого вопроса занималась Юля Руссу) Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы (слайд 6), которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи. - Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя? (ответ на этот вопрос подготовила Абрамова Светлана) (слайд 7) Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки , которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – (слайд 8) это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным. Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку? (слайд 9) Давайте побываем в гостях у народных умельцев. - Представьте, что мы сейчас находимся у мастера по деревообработке. - Как же появляется на свет матрёшка? (об этом нам расскажет Устюгов Роман) - У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево.(слайд10) Как правило, это липа, берёза, осина. (слайд 11) Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. (слайд 12) Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. (слайд 13, 14) - Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. (слайд 15) Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан. (слайд 16) Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России. - Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга. (слайд17,18,19) Современные авторские матрешки - В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка (слайд 20), выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду. Фантазии современных художников нет границ.
Видеофрагмент Физминутка для глаз Весь народ глядит в окошки: (слайд 21) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. | ||||||||||||
Осуществление контроля | (слайд 22) Наверно
хватит объяснять, Отличительные особенности матрёшек Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек. (слайд) Отличительные особенности матрёшек
Молодцы! Повторили, теперь и за работу. |
Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные). | ||||||||||||
Практическая часть | Помните пословицу: “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится” (Обращаю внимание на запись на доске). “Одень свою матрёшку”. (слайд 24) Ребята, у каждого на парте лежат заготовки матрёшек. Давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки. Но прежде чем приступить к росписи нам надо нарисовать платок (слайд 25), затем нанесём карандашом на лице 2 горизонтальные линии показать лицо и линию волос. Потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки. Далее рисуем одежду (слайд 26) для нашей матрешки рукава, передник. - (слайд 27) Растительный узор на матрёшке вы выполните самостоятельно.(слайд 28) Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать цветочный мир, листья и ягоды. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу музыку с русскими народными мелодиями, которые будут вам навевать русский дух, поднимать настроение и помогать выполнить работу на отлично! (звучит музыка) Учитель консультирует. Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице. Необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь. Писать будем, пользуясь то тонкой кистью, то кистью потолще. |
||||||||||||||
Осуществление коррекции | Учитель консультирует, советует,
помогает. Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки. Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер. |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно | Коммуникативные, регулятивные коррекции | ||||||||||||
Оценка деятельности. Рефлексия | Учитель консультирует. Ребята, наша работа подходит к концу Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек. (учащиеся прикрепляют свои рисунки на доску и проводят анализ выполненных работ) |
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | ||||||||||||
Итог урока | - Итак, ребята, а теперь расскажите,
что самое интересное для себя вы сегодня узнали о
матрёшке. - Я предлагаю вам разгадать кроссворд. ( слайд30) - На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. (слайд31.) Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые. А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас работа. Подумали, выберите себе смайлик вашего настроения и покажите мне соответствующую цветную карточку. |
Проводится рефлексия.
Выбирают смайлик |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. | ||||||||||||
Домашнее задание | Ребята, а вам интересно узнать еще о
русских игрушках? А кто может это сделать к
следующему уроку?(слайд 32) А может быть, кто-нибудь принесет нам на урок матрешек, или другие народные игрушки и расскажет нам о них. А еще я предлагаю вам сочинить стихотворение о наших матрешках. …Прекрасный мир Желаю вам удач и говорю: “До встречи, милые друзья!” |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |