Русская матрешка

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Базовый учебник:Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. Учебник. 2012 г. В 2 частях

Цель урока: 

  • Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям. Знакомство с русской народной матрешки.
  • Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Задачи урока:

Предметные:

  • выполнить рисунок матрешки;
  • продолжить формирование у детей кистевой росписи;
  • углубить познания в области народного искусства.

Метапредметные:

  • осуществлять анализ объектов;
  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру
  • устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

  • развивать потребность в творчестве;
  • развивать чувство прекрасного и эстетического;
  • учиться составлять план выполнения творческой задачи;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • учиться определять степень успешности выполнения своей работы давать оценку работе.

Тип урока: Проектный урок - изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: творческая работа, работа с литературными источниками, электронными ресурсами, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка, анализ художественных произведений

  • для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, компьютер; мультимедиа проектор; презентация; буклет.
  • для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.

Краткое описание: Данный проектный конспект - урок разработан для проведения урока по изобразительному искусству в 5 классе.

Структура и ход урока

Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
Объявление темы урока Учитель подводит учащихся к осознанию темы Тему урока формулируют сами учащиеся Познавательные, общеучебные, коммуникативные.
Сообщение целей и задач Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач

Введение

Здравствуйте, ребята! (слайд 2)

Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, глины, железа, они создавали и создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами.

Творческая минутка.

Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко…
Это… Русская МАТРЕШКА. (слайд 3)

Итак, ребята, назовите тему нашего урока….

Тема нашего сегодняшнего урока “Русская матрешка”

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока и запись в инструкционной карте.)

  • создать эскиз росписи матрешки
  • узнать историю матрешки
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Учитель помогает, советует

Что нам нужно сделать, что бы достичь поставленных целей?

  1. Изучить историю игрушки,
  2. Сравнить разных матрешек
  3. Изучит росписи матрешек
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Регулятивные планирования.
Практическая деятельность учащихся (слайд 4)

- Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно- прикладного искусства. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожёгова есть определение: Что такое матрёшка (слайд 5)

“Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера”

Учитель консультирует.

- Для знакомства с русской игрушкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны. Ну что, начнем путешествие!

- Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

(исследованием этого вопроса занималась Юля Руссу)

Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы (слайд 6), которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи.

- Кто же впервые смастерил матрешку и почему она получила именно такое имя? (ответ на этот вопрос подготовила Абрамова Светлана) (слайд 7)

Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки , которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – (слайд 8) это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Как вы думаете, легко ли сделать матрёшку?

(слайд 9)

Давайте побываем в гостях у народных умельцев. 

- Представьте, что мы сейчас находимся у мастера по деревообработке.

- Как же появляется на свет матрёшка?

(об этом нам расскажет Устюгов Роман)

- У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево.(слайд10) Как правило, это липа, берёза, осина.

(слайд 11) Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. (слайд 12) Когда тело матрёшки готово, начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись. (слайд 13, 14)

- Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. (слайд 15) Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.

(слайд 16)

Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России.

- Посмотрите на них, чем они отличаются друг от друга. (слайд17,18,19)

Современные авторские матрешки

- В настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрешка (слайд 20), выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду. Фантазии современных художников нет границ.

Теперь сядем, посидим,
На матрешек поглядим.

Видеофрагмент

Физминутка для глаз

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Матрешка русская, плясать она искусная.
Веселится и поет, развлекает весь народ!

(слайд 21)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы) Познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Осуществление контроля (слайд 22)

Наверно хватит объяснять,
Давайте будем рисовать!
Но сначала повторим,
Знания наши, закрепим. (слайд 23)

Отличительные особенности матрёшек

Давайте вспомним отличительные особенности матрёшек. (слайд)

Отличительные особенности матрёшек

  платок сарафан
Загорская Разноцветный в горошек или простой цветок Скромный, но по низу может быть украшен узором из цветов
Семёновская Края платка украшены небольшими бутонами ярких цветов Отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук
 

Вятская

Платки ярких цветов украшены узором из соломки Отличается яркой, сочной росписью, украшен узором из соломки, колосков и зёрен

Молодцы! Повторили, теперь и за работу.

Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля) Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные).
Практическая часть Помните пословицу:

“Кто любит трудиться, тому без дела не сидится”

(Обращаю внимание на запись на доске).

Одень свою матрёшку”. (слайд 24)

Ребята, у каждого на парте лежат заготовки матрёшек. Давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрешки. Но прежде чем приступить к росписи нам надо нарисовать платок

(слайд 25), затем нанесём карандашом на лице 2 горизонтальные линии показать лицо и линию волос. Потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки.

Далее рисуем одежду (слайд 26) для нашей матрешки рукава, передник.

- (слайд 27) Растительный узор на матрёшке вы выполните самостоятельно.(слайд 28) Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать цветочный мир, листья и ягоды. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной. Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу музыку с русскими народными мелодиями, которые будут вам навевать русский дух, поднимать настроение и помогать выполнить работу на отлично! (звучит музыка)

Учитель консультирует.

Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице.

Необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь. Писать будем, пользуясь то тонкой кистью, то кистью потолще.

   
Осуществление коррекции Учитель консультирует, советует, помогает.

Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки.

Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценка деятельности. Рефлексия Учитель консультирует.

Ребята, наша работа подходит к концу

Я вам предлагаю устроить хоровод матрешек.

(учащиеся прикрепляют свои рисунки на доску и проводят анализ выполненных работ)

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока - Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.

- Я предлагаю вам разгадать кроссворд. ( слайд30)

- На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. (слайд31.)

Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас работа. Подумали, выберите себе смайлик вашего настроения и покажите мне соответствующую цветную карточку.

Проводится рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают смайлик

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные.
Домашнее задание Ребята, а вам интересно узнать еще о русских игрушках? А кто может это сделать к следующему уроку?(слайд 32)

А может быть, кто-нибудь принесет нам на урок матрешек, или другие народные игрушки и расскажет нам о них. А еще я предлагаю вам сочинить стихотворение о наших матрешках.

…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.

Желаю вам удач и говорю: “До встречи, милые друзья!”

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей. Познавательные, регулятивные, коммуникативные.