Проблемные ситуации как средство самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых. ФГОС ДО ориентирует на создание условий, открывающих возможности социализации ребенка, его познавательных потребностей, развития инициативы на основе совместной деятельности детей и взрослых. Учитывая уникальность и самоценность дошкольного возраста, воспитательно-образовательный процесс строится на основе соответствующих детскому возрасту видах деятельности. Следуя направленности работы детского сада, особое внимание уделяю работе по социально-личностному развитию воспитанников. Одной из эффективных форм работы по этому направлению считаю использование различных педагогических ситуаций. Как средство развития самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста использую проблемные ситуации. Новизна использования проблемных ситуаций заключается в том, что они позволяют формировать самостоятельную деятельность ребенка, помогают детям самостоятельно добывать знания, учат самостоятельно применять их в решении новых задач.

Основные изменения в деятельно­сти детей старшего дошкольного возраста заключают­ся в том, что появляется произвольность психических процессов — способность целенаправленно управлять сво­им поведением и своими психическими процессами (вос­приятием, вниманием, памятью и др.). Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане различ­ными представлениями. Дальнейшее развитие со­здает условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их дости­жения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Именно на сензитивности, присущей старшему дошкольному возрасту, в становлении произвольности психических процессов базируется актуальность работы по развитию самостоятельной деятельности детей.

Целью моего педагогического опыта является формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности.

Задачи:

– актуализация теоретических знаний;
–апробация применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе;
– разработка практического материала;
– повышение познавательной активности воспитанников.

Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании.

Проблемные ситуации можно разделить на воображаемые («представь, что…») и реальные (сложившиеся случайно или организованные воспитателем в группе). Взяв за основу данную классификацию, мы создаем условия для того, чтобы ребенок мог сам сделать предположение, поискать ответ, путем наблюдения, совершить самостоятельное открытие.

В процессе работы пришла к выводу, что вводить проблемные ситуации лучше сначала в игровой деятельности. Затем я использовала проблемные ситуации в исследовательской и трудовой деятельности. Опыт работы позволил мне сделать вывод, что для применения проблемных ситуаций в творческой деятельности требуется более высокий уровень развития детей. Наиболее оптимальный вариант использования проблемных ситуаций – это проектная деятельность, которая строится исходя из принципа комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса.

В разрешении проблемных ситуаций я предлагаю использовать следующий алгоритм:

  • постановка проблемного вопроса;
  • актуализация знаний;
  • выдвижение предположений;
  • проверка решения;
  • введение в систему знаний.

Рассмотрим данные этапы подробно.

На этапе постановки проблемы моя задача как воспитателя создать проблемную ситуацию, фиксируя внимание детей на обнаружении противоречий. Чтобы ребенок-дошкольник заинтересовался и осознал предлагаемую проблемную ситуацию, я использую следующее:

например, акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (мы знаем, что температура снега ниже 0, почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?);

также может быть, побуждение детей к сравнению, сопоставлению фактов путем постановки вопросов (можно ли хвоинку назвать листочком?);

обычно, действенным способом бывает рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций – часто ролевых (что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог).

В некоторых сложных ситуациях, особенно в начале работы по теме, мне приходилось самой формулировать проблему. Используя дополнительные вопросы, я всегда старалась помочь детям понять и сформулировать ее. Активно участвуя в беседе по проблемной ситуации и в формулировке проблемы, постепенно каждый ребенок осознает цель поиска. Опираясь на особенности восприятия детей дошкольного возраста, в практической работе очень помогает использование наглядных схем. Так постановка проблемы оформлена каким-либо символом (сундучком, ракушкой, ракетой на старте и т.д.). Например, в ситуации по теме «Свойства магнита»: «как быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?» можно использовать сначала рисунок «Открытая коробка».

На этапе актуализации знаний основными действиями детей будут анализ и обобщение уже имеющихся знаний, которые постепенно приводят к потребности в новых. Дети начинают сами хотеть их найти. Я использую схемы в виде колодца памяти, волшебных песчинок, дозаправки для ракеты и др. Например, по теме: «Свойства материалов» мы рассматривали такую ситуация: «В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги», помогли разобраться детям картинки, на которой изображены: «сапоги», «носки», «машина», «зонт», «босоножки».

Для организации поиска решения на этапе выдвижения гипотез считаю целесообразным использование наглядных пособий, представленных в виде развилки трех дорог, морских волн, ступеней взлета. Обычно, дети активно участвуют в обсуждении плана действий, выдвигают различные гипотезы, иногда правильные, а порой просто фантастические. Но это и интересно, потому что такие фантастические предположения вовлекают в обсуждение других детей, которым тоже хочется высказать свое мнение, опровергая или поддерживая услышанное. Возникают настоящие дискуссии. Некоторые дети обращаются с вопросами к родителям или бабушкам, дедушка. Некоторые, на примере старших братьев или сестер идут в библиотеку за нужной книгой. А некоторые ребята уже знают, что ответы на любые вопросы можно поискать в интернете. Пусть в разных формах, но уже проявляется самостоятельный поиск. Например, по теме: «Лекарственные растения» мы рассматривали такую воображаемую ситуацию: «Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?». Дима вспомнил, как он ходил с бабушкой в больницу лечить ногу и предложил вызвать скорую. Полина обратилась за помощью к маме, и они вместе нашли в интернете советы по оказанию медицинской помощи лекарственными растениями. Девочка показала ребятам в группе картинку с изображением подорожника. А Максим принес книгу «Лекарственные растения нашей области» и мы вместе рассматривали яркие картинки.

На этапе проверки решения очень важно мне, как воспитателю помочь детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверить знания детям помогают изображения в виде ключей к замку сундука или приземления ракеты и мои вопросы. Например, приземление самолета демонстрирует окончание воображаемого поиска. Иногда, особенно в начале работы по проблемным ситуациям, детям трудно оценить свои действия и результат. Но постепенно они учатся делать это самостоятельно, формулируют выводы.

На этапе введения в систему знаний я использую наглядность в виде открытого сундучка знаний, открытой ракушки с жемчужиной, успешно совершенного полета. Обычно, результаты поиска детей я размещаю в уголке открытий. Дети все это внимательно рассматривают, обсуждают, тем самым обогащая свой личный опыт. Наглядные пособия помогают детям в целом увидеть и осознать проблемную ситуацию, спланировать свой путь решения проблемы, выполнить все этапы по порядку, добиться результата (сделать открытие) и дать оценку своим действиям и полученному результату.

Следуя данным этапам, можно организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, что ребенок сам будет открывателем новых знаний. В этом и заключается практическая значимость использования проблемных ситуаций.

Также развитию самостоятельности детей способствует правильная организация предметно-развивающей среды группы.

В нашей группе созданы “Уголки открытий”, в которых размещены такие материалы, как:

– схемы-алгоритмы решения проблемных ситуаций;
– схемы “Решаем проблемы вместе”.
– творческие пособия – “Карта Открытий”, на которой дети фиксируют свои открытия, сделанные ими на различных занятиях, “Летопись Открытий” – куда с помощью символов заносятся те открытия, которые сделали дети. Есть у нас “Копилка решенных проблем”, в которую дети складывают картинки, символы или алгоритмы тех проблем, которые они решили.

Эти пособия помогают детям закреплять знания – открытия, сделанные ими, а также их можно использовать на последующих занятиях на втором этапе – актуализации знаний. В группе они появляются по мере необходимости.

Для стимулирования детей к будущим открытиям в уголках есть “Доска успеха” – куда выставляются фотографии детей, сделавших открытия, и символы тех открытий, которые они сделали.

Умения детей разрешать проблемные ситуации включают: умения видеть проблемы и ставить их самостоятельно; создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной; направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами; оценить свое решение и решения собеседников.

Систематическое применение в воспитательно-образовательном процессе проблемных ситуаций будет способствовать формированию у ребенка старшего дошкольного возраста таких качества как способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим ребенком. Самостоятельная деятельность требует от ребенка проявления самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самопознания. Эта деятельность является внутренне мотивированной самим ребенком, действия выполняются самостоятельно, и ребенком же оценивается результат деятельности.

Дети проявляют самостоятельную деятельность в игре, в труде, в познании.

Анализируя протоколы наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста, я сделала вывод, что регулярное использование проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе способствует развитию игровой деятельности. Увеличилась частота возникновения игр по инициативе детей. Сформировалось умение формулировать игровую цель и предложить ее другим детям. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи. Стало характерным стремление детей узнать как можно больше о том, во что они играют. Речь занимает все большее место в сюжете игр.

Проводя наблюдения за особенностями поведения детей в процессе труда, я отметила увеличение частоты проявлений инициативы, что свидетельствует о развитии уровня самостоятельности.

Результативность применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе подтверждается и положительной динамикой в росте познавательной активности воспитанников. Данные мониторинга на начало, и конец учебного года показывают рост основных параметров познавательной активности: когнитивного – на 10%, мотивационного – на 7%, эмоционально-волевого – на 8%.

Проявление самостоятельной деятельности детейможет быть в двух формах:

– свободная деятельность в условиях предметно-развивающей образовательной среды;
– организованная педагогом для решения воспитательно-образовательных задач.

Самостоятельная деятельность, в которой постепенно уменьшается доля влияния педагога, ведет к проявлению творчества как наивысшей формы проявления самостоятельности.
И так, проблемные ситуации помогают детям самостоятельно добывать знания и учат самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.