Аннотация
Для того, чтобы знание могло стать фактором управления, оно само должно быть известным образом упорядочено, структурировано и организовано. Именно благодаря специальной дидактической обработке научного знания, связанной с преобразованием его в форму учебной информации, последняя, становится фактором управления.
Технология педагогической мастерской применяется в образовательном пространстве России относительно недавно с 1990 года. Идея мастерских пришла к нам из Франции. “Atelie” — так французские педагоги из общественной организации “Новое образование” называют мастерские письма. Параллельно используется слово “демарш” (“la demarche”). Но для русского слуха ни то, ни другое не годится! Поэтому у нас используется прямой перевод слова “atelie” —мастерская. Вот одно из первых определений, данных по-русски этому понятию: “Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия 1”.
Отличительная особенность данной технологии состоит в том, что она обеспечивает комфортное развитие личности ребенка. Именно личность ребенка в технологии педагогической мастерской выдвигается на первое место. Преимущественно для ребенка – это возможность восхождения к новому знанию и открытию в не зависимости от “багажа” знаний. Можно сказать больше – это возможность почувствовать себя значимым и успешным, что немало важно для подрастающего поколения. 2
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Одно из замечательных качеств мастерской — то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры.31
1
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат. Современные образовательные технологии. Сборник материалов по образовательным технологиям. Творческий коллектив. Руководитель: А.В. Слонова - социальный педагог. А.Ю. Созонова – учитель русского языка и литературы. Т.А.Шмидт – учитель – логопед. С.В. Евстратова - учитель русского языка и литературы.2
Блинова Е.Р. Как сделать хорошую мастерскую. Уроки 1-6 // Педагогический научно-методический журнал “Новое образование” [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nojournal.ru3
Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ
Для педагога данная технология просто не заменима, особенно с учетом основных задач развития современного образования в России и переходу к образовательным стандартам второго поколения (ФГОС). Задачами, которого, является: в воспитании творческой, социально активной личности, а также в раскрытии способности каждого ученика.
Цель урока: изучить семью как важнейший социальный институт общества и один из основных факторов социализации личности.
- Образовательная: раскрыть содержание важнейших понятий темы “семья”, “функции семьи”, “взаимосвязь семьи и государства”; рассмотреть институт семьи как важнейшую ценность общества.
- Воспитательная: воспитание у учащихся чувства уважения к важнейшим семейным ценностям - семейному долгу, уважению к родителям, преданности, родительской любви, взаимной ответственности членов семьи.
- Развивающая: развитие личности подрастающего поколения на примере уважения к семейным ценностям, к институту брака и семьи; формирования критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции.
К концу урока учащиеся смогут:
- Уточнить понятие “семья”;
- Понять важность семьи в современных условиях;
- Определять социальные функции семьи;
- Определить свое отношение к важнейшим семейным ценностям;
- Тренировать навыки работы в группе, умения работать с источниками.
Методы работы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные поисковые, исследовательские, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, 4 маркера, 8 листов формата А-3, 4 листа формата А-4, 3 папки с раздаточным материалом, оборудования для разделения учащихся на группы.
План урока:
- Семья - ячейка общества.
- Типы семей (или какие бывают семьи).
- Какими функциями обладает семья.
- Как взаимосвязана семья и государство.
Алгоритм
1. Индукция. Педагог зачитывает легенду.
В Древнем Китае жила удивительная группа людей из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой группе людей дошла до самого императора, и он посетил эту группу. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины этой группы: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам предлагается отгадать это слово. (Семья)
Темой сегодняшнего урока является “Семья”. Мы рассмотрим следующие вопросы:
1).Семья - ячейка общества.
2).Типы семей (или какие бывают семьи).
3).Какими функциями обладает семья.
4).Как взаимосвязана семья и государство.
Для успешности в работе мы разделимся на 4 группы (объединение в группы происходит с помощью “Кота в мешке” (для разделения используются карточки с различными цветами: зеленые, синее, желтые и красные).
Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать и отец, дети, старшие члены семьи – бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семью, чувствует себя одиноким: ему не о ком заботиться, и о нем тоже никто не проявляет заботы. Ваше домашнее задание было подготовить на отдельном альбомном листе в письменном виде пословицы и поговорки о семье. Какие вам известны пословицы и поговорки? (учащиеся отвечают на поставленный вопрос, вывешивают на доску свое домашнее задание). (6 мин.)
б) “Социоконструкция” — построение этих элементов группой.
Такие пословицы и поговорки создавались на протяжении многих веков. Почему семья так важна человеку? В чем сущность семьи? Поразмышляем и мы на эту тему (учащие группой обсуждают пословицы и поговорки, приходят к выводу о значимости семьи в жизни каждого человека и общества в целом. (5 мин.)
Работа с материалом.
а) "Деконструкция" - работа с текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др. и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.
б) “Реконструкция” — создание своего мира, текста, рынка гипотезы, проекта, решения.
в) “Социализация” — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, “подано” всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
г) “Афиширование” — вывешивание “произведений” — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
Учитель просит учащихся открыть папки, внутри которых располагаются пронумерованные задания. Учащиеся читают задание № 1 (из представленных определений понятия “семья” необходимо выбрать одно наиболее верное на усмотрение группы или из представленных ниже определений сформировать свое собственное. После выбора определения его необходимо записать на формате А-3. Представитель от группы вывешивает определение на доске и поясняет выбор группы) и выполняют его. (4 мин.) Приложение.
“Разрыв” — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
После успешного выполнения задания учащие переходят к следующему этапу работы. Учитель. Семья - один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Какие бывают семьи? Как взаимосвязана семья и государство? Какими социальными функциями обладает семья? Что происходит с семьей, если она не выполняет своих обязательств. Ответить на эти вопросы нам поможет задание № 2. Приложение.
Для каждой группы приготовлено отдельное задание под № 2. Прочитайте задание и если у вас возникнут вопросы, поднимите руку (1 мин.).
Учащиеся работают над заданием № 2. (Задание № 2 для 1-й группы: Прочитайте текст и рассмотрите, какие типы семей существуют. Итоги работы представьте наглядно в виде схемы, рисунка или таблицы. Задание № 2 для 2-ой группы: Прочитайте текст и составьте обобщенный “портрет” социальных функций семьи. Итоги работы представьте наглядно в виде схемы, рисунка или таблицы. Задание № 2 для 3-й группы: Прочитайте текст и исследуйте, какими правами ты обладаешь в семье. Итоги работы представьте наглядно в виде схемы, рисунка или таблицы. Задание № 2 для 4-й группы: Прочитайте текст и исследуйте взаимосвязь семьи и государства. Итоги работы представьте наглядно в виде схемы, рисунка или таблицы.). Каждая группа защищает свою работу. (15 мин).
Рефлексия. Подведение итогов: формулировка определения “семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью”. А в качестве заключительного этапа нашего урока я бы хотела показать вам видеофрагмент “Семья”, этот фильм создали в прошлом году учащиеся нашей гимназии в рамках проекта.
Самооценка. Учитель заранее готовит небольшие цветные листочки:
- “Я узнал..........”
- “Больше всего на уроке мне понравилось...................”
- “Я бы оценил свою работу................” (После урока учитель анализирует записи детей).
Инструктаж домашнего задания: подготовить презентацию или видеопрезентацию о своей семье, которая должна сопровождаться рассказом (данное задание выполняется по желанию).