Сингапурские обучающие структуры являются формами управления учебным процессом. Учебные занятия проводятся в форме тренингов и игр, которые детям дают не только знания и навыки, но и учат их мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.
В Сингапурской системе задействован во время урока весь класс. Учащиеся сидят по командам (4 человека). Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который сидит напротив. Каждый ребенок имеет свой номер в команде.
На своем уроке я использовала некоторые сингапурские обучающие структуры, которые помогли мне обобщить учебный материал, а также проверить знания у всех учащихся. В результате действительно работали все ученики, урок получился необычным, очень насыщенным, динамичным. Я убедилась в том, что достаточно сложный материал можно преподнести учащимся в неожиданной и доступной форме с целью их заинтересовать, и занятие может пройти незаметно легко и занимательно.
Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Обособленные члены предложения”
Задачи:
- Научиться находить в предложениях обособленные члены и правильно выделять их на письме.
- Учиться работать в парах, в команде, сотрудничать друг с другом.
- Уметь осуществлять самооценку и самоконтроль.
Оборудование:
- Проектор, экран, ноутбук, презентация.
- Листы А4 на каждый стол
- Маленькие листочки на каждого ученика.
- Цветные листочки на каждого ученика.
- Распечатанные задания к тексту для каждой пары учеников
Тип урока – комбинированный.
План урока
№ | Этапы урока | Учитель | Учащиеся | Время |
1 | Организационный момент - Хай файв (сигнал тишины) |
- приветствие учащихся | - приветствие учителя -приветствие друг друга - не разговаривают, смотрят на учителя |
2 мин. |
2 | Объявление темы и целей урока | -объявляет тему и цели урок -мотивация учащихся |
-слушают учителя | 1 мин |
3 | Повторение определения обособленных
членов Модель Фрейер |
-объясняет этапы работы (алгоритм) с
Моделью Фрейер -говорит правильные ответы (пишет на доске) |
-слушают объяснение учителя -выполняют работу в команде на листе А4 -проверяют свою работу |
10 мин |
4 | Повторение видов обособленных членов предложения | -предлагает заполнить схему | -заполняют схему, записывая ее в тетради -проверяют вместе с учителем |
6 мин |
5 | Повторение теории по теме урока Куиз-куиз-трейд |
-объясняет задание -следит за временем -слушает несколько ответов |
-пишут вопросы на листочках и задают их друг другу | 7 мин |
6 | Практическое задание по тексту | -объясняет задание | -слушают объяснение и выполняют работу
в тетрадях -проверяют свои работы по готовому образцу |
10 мин |
7 | Мини – самостоятельная работа Билетик на выход |
-объясняет задание | -выполняют работу на листочках -сдают учителю на проверку |
7 мин |
8 | Итог урока -Хай файв -домашнее задание |
-останавливает работу -объясняет домашнюю работу -ставит отметки активным учащимся |
-прекращают работу, слушают учителя - записывают в дневники |
2 мин |
Ход урока
1. Организационный момент.
В начале урока используется сингапурская обучающая структура “Хай файв” (сигнал тишины). Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: “Хай файв!” Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
2. Постановка цели и задач урока.
Учащиеся смотрят на экран (Слайды 1-2), читают эпиграф к уроку, высказывание А.П.Чехова: “Знаки препинания служат нотами при чтении”. Формулируют самостоятельно цель урока. Слайд 3 поможет ученикам дополнить их ответы.
3. Повторение определения обособленных членов предложения.
На этом этапе урока учащиеся работают в команде. Учитель объясняет задание, обучающую структуру “Модель Фрейер”.Ученику №1 необходимо взять лист А 4 (лежит на каждом столе) и сложить вчетверо. Далее все смотрят на слайд 4. Каждый в команде должен написать в своей графе ответ: ученик №1 пишет определение обособленных членов, №2 – характеристики обособленных членов, №3 – примеры обособленных членов, №4 – противоположные примеры обособленных членов. Точно засекается время для каждого учащегося (по 1,5 мин.). Через 6 минут учитель опрашивает учащихся: с каждого стола по 1 человеку, ученик должен прочитать свой ответ. Затем учитель говорит правильные ответы, при необходимости записывает на доске. Дети проверяют свои работы и потом сдают учителю.
4. Повторение видов обособленных членов предложения.
Учащиеся работают в тетрадях. На слайде 5 – задание ко всему классу, перед ними схема, которую надо начертить и до конца заполнить терминами. Потом все смотрят на слайд 6 и проверяют свой ответ, исправляют ошибки, если есть.
5. Повторение теории по теме урока.
Учитель объясняет задание, которое выполняется с применением сингапурской структуры “Куиз-куиз-трейд”. Учащиеся должны взять по маленькому листочку, написать вопрос и ответ по теме партнеру по плечу, согнуть часть листочка с ответом. После того, как вопросы будут заданы друг другу (по очереди), можно проверить, раскрыв ответ на листочке (Слайд 7).
6. Выполнение практического задания по тексту (Приложение 1 задание 1).
В течение 8 минут ученики делают письменное задание по вариантам (работают в парах). Каждому варианту – 5 предложений, в которых надо найти обособленный член предложения. Затем учащиеся проверяют свои ответы (Слайды 8-9).
Задание №1.
1) Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны.
2) Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная.
3) Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел.
4) Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны.
5) Так дятлы приветствуют весну.
6) Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка.
7) И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
8) Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей.
9) Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда.
10) Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.
7. Мини-самостоятельная работа по теме.
Учитель просит учащихся взять цветные листочки - “билетики на выход” (Слайд 10). Сингапурскую структуру с таким же названием можно проводить на завершающем этапе урока, когда учителю необходимо выяснить, как идет усвоение материала. На листочках ребята выполняют небольшую самостоятельную работу и сдают учителю на проверку (Приложение 1 задание 2).
Задание №2.
- I вариант – выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены верно;
- II вариант – выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены неверно.
1. Бормочет, остывая самовар.
2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
3. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.
4. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.
5. Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
6. Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря.
7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
8. Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл врага.
9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.
10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.
8. Итог урока.
В конце урока учитель объясняет домашнее задание (Слайд 11), ставит отметки самым активным ученикам, учащиеся же высказывают свое мнение об уроке, о новых типах заданий, о работе в команде.