Используемые технологии:
- ИКТ-технологии.
- Дифференцированное обучение.
- Коммуникативные технологии.
Задачи:
- Первичное осознание норм образования форм Р.п. мн.числа имен существительных; введение в употребление словаря “ Как правильно изменить слово?”; повторение склонений, падежей имен существительных, способов проверки орфограмм корня;
- Воспитание эмоционально- ценностного отношения к красоте, богатству, разнообразию, образности русского языка; воспитание коллективизма и взаимопомощи;
- Развитие учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных умений и навыков.
Оборудование:
- учителю: учебник “К тайнам нашего языка – 4”, задачник, мультимедиапроектор, ноутбук, экран;
- ученикам: учебник “К тайнам нашего языка – 4”, задачник, тетрадь, пенал, карточка.
Ход урока
Психологический настрой на работу.
Мы начинаем наш урок. Назовите имя существительное, которое больше соответствует вашему настроению в данный момент, перечислите морфологические признаки данного существительного.
1. Мобилизующий этап.
Задачи: поставить цели урока, развивать мыслительные процессы.
– Посмотрите на таблицу, попробуйте сформулировать задание, чтобы найти зашифрованное слово.
КОД: 40-П, 54-А, 28-Д, 48-Е, 45-Ж Слайд 1
7 8 9 4 Д О З 5 К П Ж 6 Н Е А
- Надо умножить числа, записанные слева и сверху, получив определенное число-букву по коду.
Падеж
2. Орфографическая работа.
Запишите слова, выделите орфограммы:
Свет, Россия, светлый, пришёл, о дереве, деревьев.
3. Формулирование темы урока учащимися. Слайд 2
Постановка орфографической задачи.
- Чтобы определить, о каком падеже пойдет речь сегодня на уроке, называя признак, удаляйте по одному слову:
Свет – сущ. В н.ф.,
- Россия - имя собственное;
- светлый – имя прилагательное;
- пришёл – глагол;
- о дереве – сущ. с предлогом.
- Форма слова “деревьев” подсказывает, что тема урока: “Родительный падеж множественного числа имен существительных”
- Какие цели поставим перед собой?
- Какие личные цели надо поставить некоторым ученикам?
- Как вы считаете, почему тему Р.п. мн.ч. имен существительных авторы учебника предлагают нам изучить особо? Какие могут быть трудности? ( в написании окончаний)
4. Физкультминутка.
5. Возможные пути решения орфографической задачи. Слайд 3.
- У меня с губов капает!
- У меня ещё мало зуб. Они не выросли.
- Я буду рисовать зверёв.
У меня много карандашов.
- Найдите слова, которые ребята неправильно изменили. Как сказать верно?
- С формой какого числа и падежа малыши не справились? (Р.п. мн.ч.)
- Прочитайте совет авторов на стр.117.
6. Работа в тетрадях (1 у доски)
Упражнение 280. Выпишем из речи ребят слова, в которых допущены ошибки и поставим в нужную форму, выделяя окончание.
Н.Ф. И. п. мн.ч. Р.п. мн.ч. 1 скл. Губа губы губ 2 скл.м.р Зуб зубы зубов Зверь звери зверей Карандаш карандаши карандашей
- Определите склонение над н.ф. слов, во 2 склонении - род
- Сделаем вывод, какие окончания имеют имена сущ в Р.п. мн.ч.
Н.Ф. 1 скл.
2скл. М.р.
С.р.
Р.п.мн.ч Нулевое
– ов, -ей
нулевое, - ев (перьев)
Слайд 4
7. Дифференцированная работа.
(Карточки у детей в тетради)
Поставить во мн.ч., определить форму.
От данных глаголов образуйте однокоренные сущ. Слова в скобках поставьте во мн.ч, укажите форму существительных множественного числа.
Доставлять (письмо, журнал, газета), покупать (платье, костюм), собирать
(помидор, яблоко, апельсин) , сушить (гриб, ягода).
8. Проверка с доски. Слайд 5.
Доставлять письма, журналы, газеты, покупать платья, костюмы, собирать помидоры, яблоки, апельсины, сушить грибы, ягоды.
Слайд 6.
Доставка писем, журналов, газет; покупка платьев, костюмов; сбор помидоров, яблок, апельсинов; сушка грибов, ягод.
9. Итог.
Памятки.
Синквейн.
Число.
Ед. мн.
Определять, различать, употреблять.
Правильно употреблять форму Р.П.мн.ч. имени сущ.
Словарь.
Д/з стр.118.упр.282.