Цель урока: Формировать навыки правописания глаголов, которые заканчиваются на -тся и -ться, учить различать правописание глаголов неопределенной формы от глаголов 3 лица, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать толерантность, личностные отношения, показать взаимосвязь русского языка с другими предметами.
Оборудование: проектор, ноутбук, музыкальный центр, сигнальные карточки с буквами и цифрами, картинный словарь, снежки из бумаги, модели кормушек, рисунок “Метелица”, рабочая тетрадь, учебник для 4 класса школа 21 век С.В.Иванов, под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит мелодия П.И. Чайковский “Времена года” (декабрь).
Учитель: Кому знакома эта мелодия? Кто ее написал?
Ученик: П.И.Чайковский “Времена года”. Декабрь.
Учитель: А какое сейчас время года? Какой месяц? Какие зимние месяцы вы знаете?
Ученик: Сейчас осень. Ноябрь месяц. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Учитель: Сейчас ноябрь.Это время по календарю называют предзимьем. Календарная зима наступает 1 декабря. Гостья – зима “Метелица” пришла к нам на урок и приготовила для вас задания.
2. Слайд 4. Орфографическая разминка. Найдите в тексте знакомые орфограммы. Объясните написание слов. Найдите главные члены предложения. Определите части речи.
Снег пушистый серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки
Вьются весело кругом.
И. Никитин
Ученик: В словах встретились следующие орфограммы: парные звонкие и глухие согласные, правописание ЖИ-ШИ, правописание мягкого знака, безударных гласных в корне, глаголов 3 лица единственного числа, непроверяемые гласные в корне.
3. Повторение изученного материала (наблюдение за написанием глаголов).
Учитель. Сейчас мы проведем игру “ Будь внимателен.
Правила игры. Я буду называть слова. Если слово является именем существительным, то вы будете вставать, если глаголом, то будете делать хлопок.
Слайд № 5.
Метелица вьется волшебница любуется улица красуется красавица смеется девица глядится синица сердится
Учитель. Прочитайте слова 1 столбика. На какие вопросы они отвечают? Что это за часть речи? Что общего у существительных женского рода, 1 склонения, единственного числа?
Ученик. Эти слова имена существительные. Они отвечают на вопросы: кто? что? В конце существительных 1 склонения, женского рода, единственного числа пишется “ца”.
Учитель. Прочитайте слова 2 столбика. На какой вопрос они отвечают? Что это за часть речи? Какого лица и числа глагол? Что пишется в конце глаголов?
Ученик. Это глаголы 3 лица единственного числа. Они отвечают на вопрос что делает? В конце глаголов пишется “тся”.
4. Слайд 6.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы и разберите текст по членам предложения.
Белый сне пушстый
В воздух кружтся
И на землю тихо
Падает, лож тся.
Слайд 7. Проверка написания текста.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И.Суриков
Слайд 8. Реклама. Без знания грамматики - не выучить ни истории, ни математики. Музыкальная физкультурная минутка.
5. Словарный диктант.Учитель. А сейчас мы запишем словарные слова. Я буду показывать картинки, а вы будете записывать слова, ставить ударение и подчеркивать опасные места.
Карандаш, портфель, циркуль, тетрадь, телефон, экскурсия, портрет.пейзаж.
Слайд 9. Проверка написания слов.
Карандаш, портфель, циркуль, тетрадь, телефон, экскурсия, портрет, пейзаж.
6. Изучение нового материала. Правописание -ться и -тся в глаголах. Работа с учебником С.В.Иванов. Русский язык,4 класс, стр.117 №1 (устно).
Учитель. Назовите слова, которые отвечают на вопрос: что делать?
Ученик. Купаться, веселиться, спускаться, приземляться, нагибаться, двигаться, радоваться.
Учитель. Назовите слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Ученик. Сердится, веселится, удивляется, уменьшается, двигается.
Учитель. В каких формах глаголов в конце слов пишется “тся”? В каких “ться”?
Ученик. В начальной форме глагола пишется “ться”, в форме 3 лица единственного числа “тся”.
7. Закрепление материала. Учебник стр.117– 118 №2.Самостоятельная работа (записать по 3 слова в каждый столбик).
Начальная форма (что делать?) Форма 3 лица единственного числа
знакомиться знакомится мириться мирится беспокоиться беспокоится
8. Физкультурная минутка. Игра в снежки.
Учитель. Я кидаю ” снежок” и называю слово, а вы должны назвать близкое по смыслу слово (омоним).
сражаться биться, бороться поражаться удивляться состязаться соревноваться
Чтение слов со слайда № 10.
Учитель. На какой вопрос отвечают глаголы? Что пишется в конце слов?
Ученик. Глаголы отвечают на вопрос что делать? Это глаголы неопределенной формы. В конце глаголов пишется “ться”
Продолжение игры.
Учитель. Я называю глагол, а вы называете глагол противоположный по смыслу (антонимы)
плакать смеяться спускаться подниматься ругаться мириться
Слайд 11.Чтение слов со слайда.
Учитель. Как же пишутся глаголы неопределенной формы?
Ученик. Глаголы неопределенной формы пишутся с мягким знаком и с постфиксом “ся”.
8. Слайд № 12. Работа с пословицами.
- Грамоте учиться – всегда пригодиться.
- Умел ошибиться – умей и исправиться.
- Чтобы хорошо учиться – не надо лениться.
- Сумным знаться – ума набраться.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Учитель. Объясните значение пословиц. На какие вопросы отвечают глаголы? Как пишутся глаголы неопределенной формы?
Ученик. Ленивый не сможет хорошо учиться и трудиться. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопрос что делать? что сделать? Они пишутся с мягким знаком и с постфиксом “ся”.
Учитель. Запишите в тетрадь любую понравившуюся пословицу.
Учитель. Чему научились на уроке?
Ученик. Мы учились грамотно писать, отличать имена существительные от глаголов, различать глаголы неопределенной формы от глаголов 3 лица единственного числа, подбирать различные по значению глаголы. Узнали новые пословицы.
Учитель. Ваш любимый герой “Самоделкин” и я благодарим вас за работу. Он прислал вам телеграмму. Слайд № 13.
Дорогие ребята! Снег укрыл землю пушистым ковром. Птицам стало голодно. Помогите им!
Сконструируйте кормушки. Посылаю вам детали и стихотворение.
Слайд 14 “Покормите птиц”.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна
Горсть одна
И не страшна
Будет им зима.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин
Учитель.
- К чему призывает автор?
- От чего гибнут птицы? От холода или голода?
- Какую помощь вы оказываете птицам?
Итак, чему вы научились на уроке? Как определить написание в глаголах мягкого знака? Какую новую информацию вы получили на уроке? Что вам понравилось?
Ученик. Автор призывает заботиться о птицах. Птицы гибнут от голода, а не от холода. Мы должны делать кормушки и подкармливать птиц. На уроке мы научились определять, когда нужно писать в глаголах мягкий знак и узнали новое правило орфографии правописания глаголов.
Список литературы.
1. Русский язык. Учебник. 4 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О. – М., Вентана – Граф 2013 г. – (Начальная школа 21 век).
2. Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс. Иванов С.В. М., Вентана – Граф – 2013 г.- (Начальная школа 21 век).
3. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 4 класс. Кузнецова М.И.- М., Вентана – Граф, 2013 г. - (Начальная школа 21 век).
4. 1000 загадок, пословиц, поговорок и скороговорок. Для начальной школы.- Составитель – Иванкова В.Н., - М., ООО “Аквариум – Принт”, 2006 г.
5. Нестандартные уроки в начальной школе. Составитель Савинова С.В., Гугучкина, издательство “Учитель”, Волгоград, 2001 г.
6. Начальная школа. Русский язык. Поурочные планы. 4 класс по учебнику С.В.Иванова, Волгоград, издательство “Учитель” 2006 г.